Два года в плену курян кормили в долг
16 июня 2015 в 11:29После Отечественной войны 1812 года французы потребовали вернуть деньги, которые потратили на наших солдат
У войн бывают разные последствия. С одним из них в 1823 году пришлось столкнуться курскому губернатору и уездным исправникам
Ещё в самом начале Отечественной войны 1812 года в плен к французам попали несколько уроженцев Курской губернии: поручик Костин, прапорщик Ильинский, а также солдаты Котельников, Коневский, Леонов, Есипов, Сергеев. Их этапировали в город Марьяк, что на юго-востоке Франции. Там, в окружении французских Альп (регион Рона – Альпы), они содержались вплоть до освобождения, которое стало возможным в 1814 году после взятия русскими войсками Парижа (31 марта) и отречения Наполеона от императорского трона. По версии французской стороны, к курским пленникам, как, впрочем, и к другим невольникам, относились нормально: поили, кормили. И всё бы хорошо, только задолжали наши россияне гостеприимным французам немалую по тем временам сумму в 4603 франка и 45 сантимов. Мэр города Марьяка великодушно заплатил кредиторам, после чего стал просить российское правительство взыскать эти деньги с должников. Возможно, он думал, что для защитников Отечества не составит большого труда по-честному расплатиться за кров да хлеб-соль.
Согласно ведомости главы города, прапорщик Ильинский задолжал марьякскому трактирщику 14 франков, Котельников – 28 франков и 30 сантимов, Коневский – 12 франков и 60 сантимов, поручик Костин – 1 франк и 60 сантимов, Леонов – 5 франков и 25 сантимов, Есипов – 32 франка и 7 сантимов, Сергеев – 20 франков.
В 1823 году министр внутренних дел Российской Империи Виктор Павлович Кочубей направил курскому губернатору Алексею Степановичу Кожухову распоряжение о взыскании долгов с бывших пленников. К розыску подключились уездные исправники. Полиция обнаружила в Курской губернии только пять из числа вышеназванных лиц. Однако попытка оказалась безрезультатной. Все пятеро дали объяснение о том, что «либо во Франции в плену вовсе не были или, если и были, то долгов не делали, а если и делали, то их своевременно при возвращении из Франции в отечество уплатили».
Петр Горбачев.