Валерий Малышев: «В Курск меня привёл батюшка Серафим»
24 ноября 2015 в 15:03Моё знакомство с Валерием Малышевым началось с благотворительного концерта в деревне Муравлёво Курского района
Дело в том, что Валерий написал песню о старице монахине Мисаиле (Зориной), которая жила в этих местах. На концерте, собственно, и состоялась премьера стихотворения и музыкального произведения о матушке. В этот же день нами куплен был диск Валерия о курских святынях. Буквально с первых аккордов его полюбили наши дети, кстати, им особенно понравилась песня о батюшке Серафиме Саровском. Кстати, на тот момент мы даже не предполагали, что именно преподобный Серафим привёл киевлянина Валерия Малышева не просто в Россию, а именно в Курск – город, где певец дал самое большое количество концертов в своей творческой жизни. О чём автор-исполнитель православной песни нам с удовольствием рассказал.
– Девять лет назад я стоял во Флоровском монастыре города Киева, – рассказывает Валерий. – Там есть большая икона батюшки Серафима. Я подошёл к ней и мысленно обратился к преподобному: «Батюшка, когда же я с концертами в Россию уже попаду?» На следующий день мне позвонил и пригласил на концерт один священник. Он был курянином. Так что первый свой концерт я дал именно в вашем городе.
Кстати, «знакомство» с нашим батюшкой Серафимом у Валерия Малышева началось с аудиоспектакля «Пламенный Серафим», который создала матушка
Наталья Агапова из Волгограда. Услышав его, Валерий Малышев, можно сказать, «открыл» для себя этого святого, стал почитать преподобного и даже взял из спектакля для одной из своих песен припев:
Батюшка Серафим, помолись о грешных,
Да пошлёт Господь нам всем
Чистоты сердечной.
Батюшка Серафим, помолись о здравии,
Помоги нам жить в любви всем,
Помоги жить праведно…
– Я ей позвонил и сказал: «Благословите меня взять эти строчки для песни». И она согласилась, – рассказал Валерий.
Во время нашей беседы с певцом к нам постоянно подходили поклонники его творчества, благодарили Валерия за песни и, конечно же, задавали вопросы. К примеру, о том, что его произведения больше похожи на молитву, и намеренно ли он этого добивается.
– Нет. Специально ничего не делаю. Иногда я даже сам не понимаю, как это происходит. Видимо, так Бог даёт, – замечает автор-исполнитель.
Интересно и то, что у Валерия Малышева не бывает творческих планов.
– Я как-то решил написать песню об Алексие, человеке Божием, – рассказывает Валерий. – Планы-то были, а вот Господь не даёт им осуществиться. Видимо, его святость была настолько велика, что мне, грешному, не дано о нём произведение создать. Это был такой подвижник, что перед работой над песней надо хорошенько попоститься, да помолиться и причаститься бы не мешало. А когда с грязным сердцем, да с такими же мыслями приступишь, Господь не допустит.
– А у вас часто, помимо взлётов, бывали падения? – задали певцу очередной вопрос.
– Конечно, бывали, – говорит автор православной песни. – Как у любого православного человека. Но как бы ты больно и тяжело не падал, подниматься надо обязательно. Враг рода человеческого всегда нам будет внушать, что мы погибшие, что мы никто, Бог нас не простит и так далее. Он же все плохие события в нашей жизни так преподносит, чтобы мы впали в отчаяние. А старец Николай (Гурьянов) всегда говорил, что самый страшный грех – это отчаяние. Никогда не позволяйте себе отчаиваться и унывать, боритесь до последнего. Ведь «претерпевший до конца спасён будет». Господь даёт венцы не только за победу над страстями, но и за борьбу с ними. Вспомните святого Иоанна Кронштадского. В его предсмертном дневнике есть много записей, которые могут служить примером того, как святой боролся со своими страстями. Например, однажды он «пробрал», отругал кухарку и едва не дал ей пощёчину. Но после этого молился до вечера и просил Господа его простить. «И только ближе к ночи я ощутил, что Господь простил меня, и благодать ко мне вернулась», – записал к концу дня святой Иоанн Кронштадский.
Иногда случается так, что Валерию хочется рассказать больше о герое своей песни, поэтому перед ней он пишет стихотворение. Кстати, не всегда именно к своим песням. К примеру, он написал стихотворение к известному произведению «Слава Богу за всё!».
В нём рассказывается о девушке Юлии. Она жила в Киеве, несла послушание сестры милосердия в больнице, помогала людям, но однажды попала в аварию.
– Это реальная история, – рассказал Валерий. – Девушка ехала на машине и попала в аварию, и все, кто с ней был – два священника, послушник и дьякон – погибли.
А девушка прожила ещё несколько дней, и прежде чем умереть, попросила у мамы карандаш с листком и написала: «За всё слава Богу! За всё». Юлию похоронили на кладбище монастыря Кипячее под Житомиром.
В творческой «копилке» Валерия Малышева не только песни о святых угодниках Божьих, но и о, собственно, проводниках между людьми и Всевышним – священниках, называется она «Не судите отцов». Как рассказывает сам Валерий, написал он её три года назад.
Злые люди кричат: «Обнаглели попы,
И жируют на скорби народной».
Я скажу им одно – знаю многих таких,
Кто встаёт и ложится голодным….
Знаю многих отцов, кто живёт в нищете,
И в избе детей мал-мала меньше,
Но готовых отдать свою жизнь на кресте
За всех нас неразумных и грешных…
– Я заметил, что священников обычно осуждают люди, которые даже «Отче наш» не знают и в храм не ходят, – рассказывает Валерий, – они видят только «Мерседесы» и «Лексусы». А молитвенный труд священника – он же для этих людей незрим.
Что мы знаем о них – по наружности суд?
Мы ж не видим их брани духовной!
Пастырь добрый Христов – это каторжный труд,
Плач молитвенный ночью безмолвной.
Быть рабом у Христа – есть великая честь,
Но слугой быть даётся немногим.
И я слёзно молю – не судите отцов
Они нашим нам посланы Богом…
– Да, есть батюшки, которые обеспеченные, но их очень мало. У меня есть знакомый священник, он живёт под Тихвином. Так у них с матушкой землянка, спят на полатях, все удобства на улице. У них шестеро детей. И когда мы к ним приехали, у них, кроме вермишели без масла, ничего не было, а семейное благополучие такое, что душа радуется! Потому что Бог между ними, Христос! Дело в том, что у нас такие грешные души, что нам бы самим разобраться в собственных страстях: гордости, зависти, ненависти. А на кого враг указывает? Конечно же, на пастырей. Помните знаменитое высказывание: «Поражу пастырей и рассеется стадо»? А священник такой же человек. Он также борется. Только на нас по два беса нападают, а на него во сто раз больше. Поэтому я написал эту песню в пику тем, кто заботится не о собственном духовном возрастании, а ищет щепку в глазу у брата своего, не замечая у себя бревна. Святые старцы же не зря говорили: «Лучше всю деревню сжечь целиком, чем священника осудить». И Серафим Саровский запрещал, потому что на батюшке почивает благодать Духа Святаго. И возводя хулу на священника, мы возводим её на Него. И матушка Алипия говорила: «Никогда не осуждай священника. Никакого!» Получается так, что мы видим, а Господь нет?
На вопрос о том, где какая публика, Валерий замечает, что не публика, а, скорее, братья и сестры. И потом рассказал о том, как его встречают поклонники не просто в разных городах России, а в других странах.
– Не так давно я был на гастролях в Америке, – рассказывает православный автор-исполнитель. – Там есть православная церковь. Они не понимают по-русски ни слова, но когда я пел «Богородице», весь зал плакал. Удивительно. А вот были у меня концерты в русской зарубежной церкви в Америке – уже не тот дух. Я смотрю на них и понимаю – им это не нужно, что думают они только об одном – деньгах. Просто в Америке это нормально, потому что все люди там заняты одним – поиском средств и способов, как их заработать. А вот в Австралии уже совсем другие люди. Они потомки белых эмигрантов. Любую песню запоёшь, где есть слово Россия, начинают рыдать! Там люди просто свято хранят память о России. Они этим живут.
Очень удивили певца молдаване. У него несколько дней подряд были концерты в селе Тараклия. Зал на 800 мест все эти дни был набит до отказа.
– Молдаване очень хлебосольные несмотря на то, что живут довольно бедно, – сказал Валерий. – И вообще, я заметил, что чем беднее люди, тем они проще и душевнее.
Рассказал Валерий Малышев и о традициях в Сербии:
– Когда у сербов кто-то умирает, через полчаса город весь оклеен бумагами, что, мол, умер такой-то, такой-то, просим ваших молитв. По-моему, замечательный обычай!
После концерта люди расходились растроганные и радостные, с надеждой встретиться и пообщаться с Валерием вновь.
Татьяна Смирнова.