История коллекции старинных инструментов Сергея Проскурина

01 декабря 2015 в 16:12История коллекции старинных инструментов Сергея Проскурина

Камерный музей камерного оркестра

Русский камерный оркестр представил публике новый диск. И не где-нибудь, а в Москве. Как всегда, лучшие образцы классики. Как всегда, блестящее исполнение. И дело не только в мастерстве скрипачей и виолончелистов. Многие музыкальные инструменты, с которыми работают артисты, – настоящие шедевры, уникальные творения, пришедшие к нам из прошлых эпох. Экспонаты, которым позавидовали бы многие музеи. Но они всё ещё живут, хранят свою историю, рассказывая публике множество волшебных историй.

Сокровища европейских чердаков

Трубач, дирижёр, худрук, профессор и... коллекционер. В «архиве» Сергея Георгиевича – десятки инструментов. Собирательством Проскурин занялся больше 20 лет назад. Началось всё банально, с подарков. «Живя в Европе, я часто выступал, – рассказывает музыкант. – Не только в концертных залах мегаполисов, но и в небольших деревушках, где радушные сельские жители благодарили артистов всем, что давно пылилось на чердаках. Сама собой собралась небольшая коллекция старинных инструментов. Появился азарт: найти что-то редкое и непременно «живое», чтобы можно было сыграть. Тем более, как раз тогда я работал в шведском аутентичном оркестре, где, к примеру, композиции XVI века исполняли на трубах того же времени. Это помогало лучше понять эпоху».

(На фото: 200-летний английский рожок в Курск привезли из Индии)

В небольшой комнате, в творческом беспорядке рабочего кабинета Проскурина, между афишами и нотными партитурами лежат «сокровища» маэстро. Сокровища – слово не случайное, стоимость некоторых экземпляров превышает десятки тысяч евро. «Это далеко не всё, что я могу показать людям, интересующимся историей музыки, – хвастается дирижёр. – Много всего хранится дома и в шведской квартире, где живёт мой старший сын. Надеюсь, когда-нибудь у этого уникального музея появится большая достойная площадка. Я с радостью дополню экспозицию».

 

Труба зовёт!

 

Сергей Проскурин уверяет: любимых экспонатов у него нет. И всё же в коллекции члена международной гильдии трубачей очевиден перевес в сторону этого древнейшего музыкального инструмента. Труба использовалась для подачи сигналов ещё в Древнем Египте. В состав оркестров вошла примерно в XVII веке, в эпоху барокко. Её сочный тембр и особенная, ни на что не похожая мелодика, сразу же завоевали симпатии публики. Выдающиеся композиторы – Бетховен, Бах, Гайдн, Верди, Чайковский, Римский-Корсаков и многие другие – писали сочинения для трубы. Актуальна она и сегодня. Причём не только для классики. Джаз, фанк, эстрадная музыка... Трубят все.

«Вот моя красавица, – улыбается Сергей Проскурин, показывая на немецкий экземпляр 1820 года, украшенный верёвкой с нарядными кисточками. – А это француженка 115-летняя. Мне её подарил приятель, солист Парижской оперы, то есть на ней играли в культурной столице Европы». На соседней полке труба «служивая», 1812 года выпуска, одна из тех, что были специально изготовлены для французского оркестра. По задумке, наполеоновская армия должна была входить в Москву помпезно, с музыкой.

«Я на них не играю, – говорит маэстро, – звучание уже не актуально. Но когда беру в руки, кажется, прикасаюсь к истории».

 

Из разных уголков планеты

 

Есть в этом необычном музее и английский военный рожок, которому больше 200 лет. «Его мне привезли из Индии, – делится Проскурин. – Возможно, когда-то он принадлежал какому-то колонизатору. Кстати, европейские композиторы часто использовали рожок, когда писали сочинения про экзотические страны. Так что Индия здесь не случайна».

Есть у курянина и один из первых деревянных кларнетов, разменявший третий век. Здесь же хранится и первый, по словам дирижёра, металлический кларнет. «Это настоящая реликвия. Его придумали американцы в начале прошлого века для своих военных оркестров. Часто приходилось играть на улицах, и деревянный инструмент портился от температурных изменений. Удивительно, но звучание от этого не потерялось».

                                                                    (На фото: Эту цитру изготовили в 1800 году)

В числе подарков, привезённых маэстро из разных уголков планеты, непальская и китайская флейты. Последней больше 100 лет, она сделана из малахита и инкрустирована серебряными драконами. Родственницы русской свирели также услаждают человеческий слух с древнейших времён.

«Вот ещё одна моя гордость, – глаза у дирижёра азартно загораются. – Итальянская мандолина, смотрите, какой красивой резьбой она украшена. Лет 150 назад её держали в руках влюблённые мужчины, которые пели серенады своим прекрасным чернооким избранницам. А это цитра 1800 года, – продолжает Сергей Георгиевич, – тоже интересный инструмент. Можно играть на нём и произведения для арфы, и для гитары... Её я купил на блошином рынке в Германии».

Есть в коллекции Проскурина и несколько интересных скрипок. Чешские, итальянские... Сделанные из сосны и клёна 200 – 300 лет назад. Правда, у них нет места в мини-музее. На старинных инструментах до сих пор играют музыканты Русского камерного оркестра. И говорят, что соло этих реликвий звучит особенно проникновенно.

«Есть у меня и старые нотные партии. Вот это, например, «Пиковая дама» Чайковского. Подарок моих друзей, артистов Большого театра. Интересно, что здесь очень много рабочих пометок, сделанных в разное время. Можно посчитать, сколько разных почерков, то есть сколько дирижёров работало по этим нотам. Увидеть, как произведение жило на сцене крупнейшего театра страны».

Под потолком, на стеллажах, стоят радиолы Проскурина. Ламповый усилитель, стереоаппаратура 40 – 50-х, есть даже шведское радио 1930 года. Ну и, конечно, виниловые пластинки. Самые ценные выпущены в Англии в самом начале прошлого века. Кстати, вся аудиоколлекция курского дирижёра включает около 10 тысяч пластинок.

 

Недешёвое удовольствие

 

Кроме скрипок, есть ещё несколько раритетов, на которых музыканты оркестра блистательно исполняют свои произведения. «Не только подарками живёт моя коллекция, – делится маэстро. – Многое покупаем мы сами, помогает ректорат КГУ. Конечно, стоит всё это недёшево, но что делать. Коллектив давно вышел на высокий профессиональный уровень, и нужно удерживать эту планку. Без хороших инструментов этого не сделать».

(На фото: На старинных скрипках до сих пор играют и репетируют)

Среди реликвий – и виолончель, сделанная в XIX веке известным немецким мастером Карлом Херманном. Ценно не только её звучание, густое и насыщенное, но и история. «По легенде, она изготовлена из дерева, которое росло на берегу Адриатического моря, согреваемое тёплым и ласковым южным солнцем. Потом его срубили и сушили древесину 50 лет, чтобы сделать эту прекрасную виолончель», – улыбаясь, рассказывает маэстро.

Играют оркестранты и на контрабасе, которому скоро исполнится 200 лет. Такому приобретению позавидовали бы многие музыканты, тем более, что он прекрасно сохранился. «Мы заменили только струны. Вот что удивительно: как правило, заднюю деку контрабаса старые мастера склеивали из двух частей. Здесь же она целая! Австриец Иохан Тир, автор этого произведения искусства, был поистине удивительным человеком».

Ещё одна гордость Русского камерного оркестра – чембало, специально привезённое из Швеции. Инструменту нет и 20 лет, но он сделан по той же технологии, что и его предки. Чембало – итальянское название клавесина, было вытеснено из музыкальной практики фортепиано. Тем ценнее это приобретение, за которым Проскурин охотился долгое время. Стоит оно около 11 тысяч евро. Видел всего в нескольких концертных залах Европы и наконец-то купил. Не только чтобы удовлетворить собственный азарт коллекционера, но прежде всего, чтобы дарить курянам удивительную красоту музыки.

 

Владимир Молчанов.

 

 

 

Поделиться в соцсетях
Розыгрыш квартиры

Новости партнеров
Loading...
Оставьте комментарий

Поделитесь своим впечатлением о новости.

Текст комментария
Ваше имя
Введите капчу *
e531e072cd0f8c43f3bb675f4af3b09d


Прямой эфир

Сергей Михайлович Мезенов

Гость программы "Прямой эфир" - Начальник Управления по борьбе с экономическими преступлениями и противодействия коррупции УМВД России по Курской области, полковник полиции Сергей Михайлович Мезенов

Обратите внимание

Последние новости



Последние комментарии