Окажите любовь к ближнему по силе своей…

08 декабря 2015 в 14:39Окажите любовь к ближнему по силе своей…

Нельзя понять Евангелия без Святых Отцов. Епископ Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Святые Отцы должны привести христианина к пониманию Евангелия

Но они приведут лишь тогда, когда человек сам начнёт соответственно жить, бороться с собой, следить за собой, бороться со всякими греховными помыслами, словами, влечениями, делами. И если он будет так бодрствовать над собой, то почувствует и необходимость советов Святых Отцов, и в Евангелии увидит в сокращённом или прикровенном виде всё их учение. Но нужна действительная, а не мечтательная, как в тумане, жизнь и борьба с собой. И вот когда человек постепенно начнёт отходить от обычного, т. е. совершенно рассеянного, погружённого исключительно во внешний мир, образа жизни и будет внимать себе, будет стремиться идти путём Евангелия, то Святые Отцы сделаются ему крайне необходимыми, своими родными, теми, которые непосредственно говорят душе, и она воспринимает это с радостью, утешается».

Мы каждый день читаем молитву: «Боже, очисти мя, грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою». Кто составил эту молитву? Знаете? Преподобный Макарий Египетский, один из величайших Отцов, достигший совершенства духовного, на земле ещё живя, был и жителем небесной обители. Вот как оценивали себя и свой труд угодники Божии, друзья Божии.
***
О всяких вопросах ваших, касающихся внутренней жизни, скажу одно: живите тихонько, как живёте и как Господь приведёт. Никого не обижайте и не судите, где представится случай – окажите любовь к ближнему по силе своей. В недостатках своих сокрушайтесь пред Богом, предавая себя и всех Его Святой воле. В учителя не лезьте, а спросят искренне – ответьте, как сумеете, с внутренней молитвой. Будьте проще. Открывайте себя всю Богу. В мелочах своих не копайтесь. Все мы грешны и надеемся на милость Спасителя. Зачем суетиться?

Не устанавливайте себе обязательных правил, а по совету Варсанофия Великого делайте понемногу, к чему есть влечение: немного помолиться, почитать Псалтирь или акафист, немного почитать, потрудиться, погулять (это я от себя), так и проведёте день; в чём погрешите, попросите прощения. Господь да поможет Вам!

Земная жизнь и дана человеку для того, чтобы он здесь избрал свободно или Бога, или диавола. Будущая жизнь потому и зависит от здешней, что работавшие всю жизнь греху и диаволу будут с ним и по смерти навеки. А те, кто всю жизнь тянулся к Господу, хотя временами и падал, после смерти будут с Господом в вечном блаженстве.

Что ты пишешь такие отчаянные письма? Разве там ты одна только несёшь трудности? Дело не во внешних трудностях, это ты сама, я думаю, понимаешь, а в твоём душевном устроении. Куда бы ты ни ушла – от себя и от врага не скроешься. Всё твоё будет с тобой и будет мучить на другом месте тебя ещё сильнее, чем тут. Ты не должна забывать, что духовный закон так гласит: «Многими скорбьми подобает внити в Царствие Божие» (Деян.14:22); «…аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и  возмёт крест свой и по Мне грядет» (Мф.16:24); «Царствие Божие силою берётся»(см.: Мф. 11:12); «…терпением стяжите души ваша» (см.: Лк. 21:19); «…претерпевый до конца, той спасён будет» (см.: Мф. 10:22); «…в мире скорбни будете» (Ин. 16:33); «…мир вас возненавидит» (см.: Ин. 15:18), «…аще хощеши работати Господеви – уготови душу твою во искушение» (см.: Сир. 2:1) и т. п.

А Святые Отцы выражают эту мысль кратким и сильным выражением: «Дай кровь и приими дух». Это общий закон для всех спасающихся. Если обратиться к примерам, то в каждом житии найдёшь подтверждение этого закона. Пример для всех – Господь Иисус Христос, апостолы, мученики, исповедники, преподобные. Это яркие примеры, всем известные. В более слабой степени и все, хотящие благочестно жить о Христе Иисусе, были гонимы (см.: 2 Тим. 3:12), оскорбляемы, терпели болезни и скорби внешние и внутренние.

Наука – ложь, когда её данные принимают как нечто абсолютное, ибо завтрашняя наука будет отрицать сегодняшнюю; искусство – сознательная фальсификация, по большей части; политика всегда была полна обмана, лжи, преступления, здесь всё надо понимать наоборот; а то, что называют жизнью, – суета сует, всяческая суета (см.: Еккл. 1:2), а главное – ужасная мелочность, пустота, ложь и ложь без конца. Словом, «эпоха лжи», царство князя мира сего (см.: Ин. 12:31).

Господь открыл нам вход ещё здесь в Царствие Божие, а мы ищем жалких крупиц истины в науке, философии и где угодно, только не в Евангелии и не у Святых Отцов, осуществивших Евангелие в своём подвиге. Жалкие мы люди. Сами себя обрекаем на несчастное полуживотное существование, да ещё и других виним в тягостях жизни. Достойное по делам своим приемлем.

Пусть вся наша жизнь прошла в суете и в работе врагу, но если мы хоть в единонадесятый час осознали это, сокрушаемся об этом и решили вернуться в дом отчий, то нас встретит бесконечная любовь Божественная, обымет нас, очистит, оденет в одежду славы и исполнит радостью навеки. Грядущего ко Мне не изжену вон (Ин. 6:37). Ещё же ему далече сущу, узре его Отец его, и мил ему бысть, и тек нападе на выю его, и облобыза его (Лк. 15:20).
Напоминаю тебе слова евангелиста Матфея, гл. 10:17: «Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас». Таких много у вас. Уйди в себя.
***
Будь помягче с людьми, не наживай врагов. Терпи недостатки людские: друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6:2). Если мы будем милостивы к людям, то Господь в «ту же меру» будет к нам милостив. Это и значат слова: «В нюже меру мерите, возмерится вам» (Мф. 7:2).
Не ввязывайся в перевод товарищу. Помочь надо в частных случаях, а взяться всё переводить и не под силу, и грех. «Смелые» люди могут всю работу навязать, и слабые везут нахалов на своём горбе.

Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50:19), а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе. Аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен (Пс. 50: 18–19). 

Надо творить и дела милосердия. Милостыня очищает от многих грехов. Речь идёт не только о вещественной милостыне; гораздо дороже милостыня духовная. Она состоит в том, что человек вместо осуждения ближних жалеет их, прощает им их грехи и недостатки и просит Бога простить их. Надо также не роптать, когда терпишь болезнь или невнимание окружающих, холодность их и прочее, а говорить от всего сердца: «Достойное по делам моим приемлю, помяни мя, Господи, во царствии Твоем» (см.: Лк. 23:41, 42).

Молитва и милосердие ко всем – два крыла, которыми легко взлетают в Царствие Небесное. Смотри: «Суд без милости не сотворшему милости» (см.: Иак. 2:13); «…какою мерою меришь, такою и возмерится тебе. Будешь умирать, тогда о чём будешь печалиться? Чем покроешь грехи свои? Милостыней искупи грехи свои» (см.: Дан. 4:24)! Люди хотят делать доброе дело; если ты с миром согласишься, то будешь участница в их добром деле, а если будешь против, то подпадёшь осуждению как жестокосердная. Смотри, Господь правосуден: как мы относимся к ближним, так и Господь к нам отнесётся в день лют...
***
Говорю не из теории, а на себе испытал не раз благотворность этого и совершенно убеждённо говорю, что оскорбители – наши лучшие учителя.
Когда будет душа в мире, молитвенном настроении, в покаянии, тогда и тело будет здорово, и обиды легко будут переноситься. При правильном духовном устроении ты на всякую обиду, несправедливость, скорбь будешь говорить от всего сердца: «Достойное по делам моим приемлю» (см.: Лк. 23:41), слава Тебе, Господи, что Ты обучаешь меня терпению и исполнению заповедей Твоих».

Ни один грех так не тяжёл, как обидеть человека, даже если не вполне сознательно обидишь, и то надо с трудом искупать этот грех.
До конца жизни приходится каждому человеку бороться со своим ложным, падшим «я». Самый успех в духовной жизни измеряется глубиной смирения.

Нужны постоянная борьба самого человека для  приобретения смирения и великая помощь от Бога. Без помощи Божией человек никогда сам не приобретёт смирения. Вот почему надо как от руки Божией (так это и есть) принимать всякие унижения, оскорбления, обиды, даже падения – всё содействующее подавлению нашего «я» – не с ропотом, а с благодарностью. Даже и при таком действовании до конца жизни человек не может вполне освободиться от тщеславия и высокоумия. Без смирения же человек не может без вреда для себя получить и какие-либо дарования Божии. Вот почему и предсказано, что в последние времена ввиду усилившейся гордости люди будут спасаться только терпением скорбей и болезней, а подвиги от них будут отняты.

Обязательно прости всем обидчикам действительным, а тем более мнимым. Все, кто тебя обижал, делали для тебя доброе дело, они твои благодетели, а кто хвалил – те льстецы.

Всем ближним прощай, если тебя кто обидит; всех жалей, делай по силе всем добро и чаще (особенно внутренне) призывай имя Божие, и таким образом, как по ступенькам таинственной лестницы, будешь восходить к духовному совершенству и найдёшь великую радость ещё здесь, на земле.

Из книги игумена Никона Воробьёва  «О началах жизни».
 

Поделиться в соцсетях
Розыгрыш квартиры

Новости партнеров
Loading...
Обратите внимание

Последние новости



Последние комментарии