Роман Колесниченко: «Без господдержки в молочном производстве не обойтись»
22 декабря 2015 в 09:32
За последний год в России очень много внимания уделялось теме продовольственной безопасности и импортозамещения
После запрета ввоза иностранных продуктов отечественные стали более востребованными. Сейчас стол любой российской семьи трудно себе представить без молочных продуктов. О том, как удаётся реализовать программу импортозамещения в Курской области в интервью нашему изданию рассказал генеральный директор ООО «Курское молоко» Роман Колесниченко.
– Роман Михайлович, как обстоят дела с реализацией молочной продукции?
– Продукцию нашего предприятия мы продаём не только в Курской области, но и экспортируем в другие российские регионы, а также в Казахстан и Беларусь. С гордостью отмечу, что у нас были поставки в Украину, Иран и Таджикистан.
– Ваше предприятие открыло новую линию по производству новых продуктов. Расскажите о ней подробнее, пожалуйста.
– Да, мы запустили две линии по производству конфет и панкейков – продукции бисквитной группы, также планируем производить зефир. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, наше предприятие развивается. Вполне приличные инвестиции направлены на модернизацию уже действующего цеха. После его запуска мы убедились, что потребности нашего рынка выше, чем наши производственные возможности. Поэтому сейчас мы и занимаемся увеличением мощностей. Было время, когда мы приостановили производство кондитерской продукции. Не так давно мы провели небольшую реконструкцию на предприятии и увеличили площадь кондитерского цеха. Теперь кондитерское направление выделено у нас в отдельный бизнес, который мы планируем активно развивать. Мы приобрели земельный участок под строительство фабрики, провели переговоры с некоторыми финансовыми структурами, готовыми финансировать наш проект. Практически завершаем строительство нового корпуса, ведётся монтаж технологического оборудования. Думаю, к новому году запустим цех в эксплуатацию. Новая технологическая линия уникальна, аналогов в регионе нет. Подобные ставят только в компаниях с участием иностранного капитала.
– Участие в программе импортозамещения привело к тому, что объёмы производства на Вашем предприятии заметно растут. Существуют ли проблемы, связанные с дефицитом сырья?
– К сожалению, да. Прежде всего, проблема в стоимости сырья. Оно недешёвое, и сейчас мы, переработчики, оказались в неудобной для нас ценовой вилке. Проблема в том, что мы испытываем серьёзный дефицит сырья для России в целом. Но в нашем регионе благодаря поддержке областной власти ситуация более благоприятная.
– Почему возник этот дефицит сырья?
– Дело в том, что долгое время сельское хозяйство было в худшем положении, чем другие отрасли. Не оправдались ожидания того, что можно будет улучшить ситуацию на рынке без поддержки государства. Ещё до введения санкций руководители нашего государства и региона поняли, что нужно исправлять ситуацию с продовольственной безопасностью. Инвесторы вовремя стали вкладывать деньги в перспективные проекты по программе импортозамещения. Таким образом, ситуация в этой сфере немного улучшилась: у нас сейчас хорошие урожаи зерновых и сахарной свеклы, улучшились показатели в мясном животноводстве. Что касается молочного, есть проблема с инвесторами. Проекты, связанные с молочным животноводством, по размеру инвестиций сопоставимы с финансовыми вложениями в мясные предприятия. Но первое менее рентабельно и даёт меньший экономический эффект. Рентабельность по мясу достигает 100 процентов и выше. Это очень выгодно для бизнеса. Что касается молочной ситуации, то там она другая. Только на второй год корова начинает давать товарное молоко и, естественно, в силу физиологических особенностей не сразу выходит на максимальные надои. Правда, по потреблению продукции мы стали выходить на европейский уровень. Отсюда и проявление дефицита.
– Говорят, что эмбарго на ввоз определённых продуктов из некоторых стран сыграло роль в снижении качества пищевых продуктов. Это действительно так?
– Если говорить о пальмовом масле, то проблема преувеличена. Дело в том, что некоторые производители сырья используют более дешёвые добавки и не информируют об этом потребителя. Покупатель должен понимать, что предлагает ему производитель, и делать выбор. Мы, как и другие российские производители, работаем по стандартам Таможенного союза. Но требования для нас жёстче, чем в странах Евросоюза. Это имеет свои плюсы, случаев пищевых отравлений стало меньше, а предприятия, не привыкшие работать в новых условиях, просто исчезли.
– Роман Михайлович, где взять средства на развитие бизнеса? Как простимулировать инвесторов?
– Очевидно, что без господдержки в животноводческих проектах не обойтись. С региональными деньгами очень сложно решить такой вопрос. Нужно привлекать инвесторов, которые будут вкладывать деньги в отрасль. Сегодняшние требования банков по кредитам не позволяют инвесторам рассчитывать на быструю окупаемость вложений. Обычное решение для таких случаев – субсидирование за счёт бюджета процентных ставок. Такие субсидии обычно практикуются для сельского хозяйства. Благодаря таким вложениям быстрее окупаются проекты в молочном животноводстве, и это делает их привлекательными для предпринимателей.
– Как Вы считаете, действуют ли сейчас существующие программы импортозамещения?
– Конечно. Пока идёт замещение импортных продуктов питания на отечественные. В целом это удаётся неплохо. Но, на мой взгляд, нельзя сводить этот процесс к производству еды. Есть ещё продукция, с помощью которой она производится. В сельском хозяйстве это, например, семена, химзащита и техника. Чтобы всё это развивать, нужны специалисты и технологии. Надеюсь, что тот потенциал, которым располагает Россия, будет со временем использован.
По материалам formator.info