Как встречали Новый год в старину в Обоянском уезде

22 декабря 2015 в 15:55

 

Как встречали Новый год в старину в Обоянском уезде

 

Последний вечер уходящего года местные крестьяне называли богатым вечером

В предновогодние часы с незапамятных времён в добропорядочных и набожных семьях было принято «обмаливать кесарескага». «Кесареским» назывался поросёнок или свинина, которую варили к богатому вечеру.

 

«Чтобы свиньи водились и усякая скотина»

 

Данное название связано с почитанием имени святителя, богослова, изобретателя иконостаса и одного из отцов Церкви Василия Великого (ок. 330 – 379 гг.). Он был также известен как архиепископ Кесарии Каппадокийской (Кесарийский).

По одной из легенд, во время благословения верующих Василий Великий совершенно случайно благословил поросёнка. С тех пор люди стали молить святителя о плодовитости свиней. «Свининай праздник» так обоянские крестьяне назвали Васильев день, приходившийся на 1 января по старому стилю летосчисления.

«Обмаливали кесарескага» всей семьёй. Перед ужином на стол насыпали семена ржи, гречки, овса и других культур в виде главного символа христианства – креста. Затем вокруг него проделывали ту же процедуру, только в этот раз рассыпая семена в виде круга. Получался «хрест у кругу», как говорили крестьяне.

После этого стол покрывался скатертью, и дружная семья садилась ужинать. Отведав горячее, в качестве которого обычно подавался борщ, все вставали. Самый старший в семье (всё равно, мужчина или женщина) брал блюдо с варёным поросёнком или свининой и три раза поднимал его вверх к домашней иконе. Затем освящённую таким образом еду ставили на стол, как раз на то место, где под скатертью были насыпаны семена, и все начинали усердно молиться Василию Великому о том, «чтобы свиньи водились и усякая скотина». Вместе с молитвой было принято произносить такие слова: «Не чиста животинка-свинья, да нет у Бога ничего нечистого, свинку-щетинку огонь опалит, а Василий Зимний освятит». Затем старик или старуха снова брали блюдо, поднимали его к иконе три раза, снова ставили, и все опять молились. Это делали и в третий раз, после чего семья, наконец, садилась за стол, чтобы продолжить предновогодний ужин.

Но магические действа этим не ограничивались. Во время поедания «кесарескага» один из маленьких детей, по просьбе старших, сидел под столом и хрюкал. К обычаю хрюканья относились очень серьёзно, поэтому никто не смеялся, не потешался над ребёнком. Мало того, его как выполнившего свой долг кормили после ужина персонально.

 

Гадания под Новый год

 

Этот праздник в представлении наших предков должен был обязательно принести перемены. С большим трепетом, с большими надеждами смотрели в будущее крестьянские девушки. Их помыслы и думы сводились лишь к одному очень важному для них вопросу, вопросу о суженом. Для того, чтобы хоть что-то знать заранее, хотя бы в качестве самоуспокоения, они прибегали к испытанным ещё прабабушками способам.

Под Новый год обоянские девушки клали под подушку гребень и пояс со словами: «Суженай-ряженай! Приди ко мне, причеши мене!». Если всё будет хорошо, то тогда «ён ей у ва сне приставитца, за какога ей сайтить».

Девушки бросали «черз врата» старые лапти, называвшиеся в народе «осметки» («Со сметаной и осметок съется», – так говорили в Курской губернии – авт.). Считалось, «куды ляжа аборками (аборки – верёвки на лапте, которыми он привязывается к ноге – авт.), туды замуш сайдет» заинтересованная гадающая девушка.

Ходили также девушки поздно вечером «у закуту, иде авечки загнаты». В закуте, естественно, было очень темно. Для пущей убедительности они, закрыв глаза, ловили овцу и перевязывали ей шею ленточкой. На утро все приходили смотреть, какая овца с ленточкой: если чёрная, то жених будет «чёрный», т.е. брюнет, а если белая, то блондин.

Любили девушки приносить в дом петуха для гадания. На глазах у всех они сыпали для птицы под столом овёс и ставили воду. Если петух начинал клевать овёс, суженый будет «завистной земледелец» (завистной – деятельный, трудолюбивый, работящий – авт.). Если «золотой гребешок» начинал пить воду, суженый будет пьяница. Во время кормления петуха по обычаю приоткрывали печку. Считалось, что если петух приблизится к печке, суженый будет печником, «будя печи класть хорошо».

Некоторые девушки ходили «слушать под окнами» у соседей. В этом случае было важно, кто первый заговорит из домочадцев. Если начинал говорить кто-либо из молодых, то суженый будет молодой, а если старик или старуха заговорят в момент, когда гадающие подошли слушать, жених будет не молодой, а возможно, и старый. В Обоянском узде голос старой бабы, к примеру, считали предсказанием того, что девушка выйдет замуж за другожёнца (вдовца – авт.).

Самым простым способом гадания на суженого считалось гадание на хворосте. Девушки по очереди выдёргивали хворостины из большого вороха хвороста. Та, что выдернула хворостину гладкую и прямую, могла рассчитывать на жениха красивого, а если попадалась хворостина корявая, суковатая, жених будет «корявый», т.е. рябой или вообще некрасивый.

Помимо этого, для определения привлекательности будущего мужа обоянские девушки «делали маяка». Для этого, как стемнеет, они выходили на улицу, снимали верхнюю одежду и в одних сарафанах ложились на снег на спину. Сделав отпечаток, девушки уходили домой. Утром, всей гурьбой, девушки бегали смотреть, каков вышел «маяк» – изображение их фигур на снегу. Если «маяк» получался гладкий, то жених будет красивый, а если шероховатый, то некрасивый.

Богатство и бедность в замужестве определялись следующим образом. Девушки бегали на гумно к скирдам. Там по очереди они зубами выдёргивали из скирд колосья. Как попадётся полный колос, жди богатого жениха и обеспеченной жизни, а если попадался пустой колосок, век будешь прозябать в бедности и нужде.

Лад и согласие в будущей семье определялись при помощи свиней. Сама процедура называлась «возить свиньям кости на кочерёжке». Для этого клали на кочергу большую кость и на ней «везли» её к свиному хлеву или закуте. Подойдя к заветному месту, девушки медленно поднимали кочергу, а затем резко забрасывали ею кость к свиньям. Если свиньи в это время заволнуются, захрюкают, то в семье суженого будет царить несогласие, «будут у семьи бранитца», как говорили обоянцы. Молчание хрюш предвещало гармонию и согласие в семье суженого.

 

Петр Горбачев.

#

Популярное в тему:

Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен, Яндекс новости, Google новости


Оставьте комментарий

Поделитесь своим впечатлением о новости.

Текст комментария
Ваше имя
Введите капчу *
e060e16d334b8449c9af7c29e50618b5

Подтверждаю согласие на обработку персональных данных и ознакомлен (а) с политикой их обработки




Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Обратите внимание

Актуальные новости


>
Последние комментарии
Вернуться наверх