Во всю землю вещание его

12 января 2016 в 13:26Во всю землю вещание его

 

14 января – день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (330 – 379)

 

Святитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия), в благочестивой христианской семье Василия и Емилии. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, из которых пять причислены Церковью к лику святых: сам святитель Василий, его старшая сестра преподобная Макрина (+380; память 19 июля), брат Григорий, епископ Нисский (+385; память 10 января), брат Пётр, епископ Севастийский (+lV; память 9 января) и младшая сестра – праведная Феозва, диакониса (+385; память 10 января). К лику святых причислена также и мать святителя праведная Емилия (+IV; память 1 января).

Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он дерзновенно мог испросить у Господа прощение отрёкшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию. По молитвам святителя получали прощение и разрешались от своих грехов многие великие, отчаявшиеся в спасении грешники.

За свою короткую жизнь святитель Василий оставил нам множество богословских трудов: 9 бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, 5 книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; 7 аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; 2 книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.

Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием в среде русского верующего народа. Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его – в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

 

Покаяние

 

Что требуется от кающегося? Кающийся должен прежде всего достигнуть такого настроения, в каком был святой царь Давид, когда говорил: «Ненавижу ложь и гнушаюсь ею» (Пс. 118:163); «я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего, я сказал: исповедаю Господу преступления мои» (Пс. 31:5). Душа, погрязшая во множестве грехов, должна возненавидеть свою прежнюю греховную жизнь, чувствовать отвращение даже при одном воспоминании о ней. Затем кающийся должен взять себе в наставники мысль о вечном Суде и наказании, понять, что время покаяния есть время слёз, словом, должен исполнить то, о чём сказано в шестом («Господи! Не в ярости Твоей обличай меня и не в гневе Твоем наказывай меня. Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи… избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей… Каждую ночь омываю ложе мое слезами моими, омочаю постель мою» (Пс. 6)) и во многих других псалмах, и о чём говорит апостол Павел коринфянам, которые были исполнены скорби ради Господа о грехе другого: «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению; ...то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле» (2 Кор.7:10 – 11). Но не только должно удаляться от греха и скорбеть о согрешающих, как скорбели коринфяне; надлежит вовсе удаляться от грешников. Это последнее выражено святым Псалмопевцем: «Удалитесь от меня все, делающие беззаконие» (Пс. 6:9). Апостол Павел заповедал «с такими даже не есть вместе» (1 Кор. 5:11). Наконец, кающийся должен принести «плоды, достойные покаяния» (Лк. 3:8), должен, как Закхей, совершить в большей мере доброе дело, противоположное содеянному греху.

 

Незлобие

 

Апостол Павел говорит: «Злословят нас, мы благословляем... хулят нас, мы молим» (1 Кор. 4:12 – 13). Апостол здесь своим примером вообще учит нас относиться ко всем с незлобием и поступающим с нами лукаво воздавать добром так, чтобы это соблюдалось не в отношении только к злословящему, но и в отношении ко всякому, поступающему лукаво, во исполнение сказанного: «Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21).

Какое подлинно величественное, дивное и почти превышающее человеческую природу зрелище, когда человек, которого много злословят, а иногда и наносят удар в лицо и подвергают многим другим оскорблениям, не воспламеняется гневом, не поднимается на месть, но остаётся кротким и безгневным и молится за обидчика, чтобы прощён ему был содеянный им грех и чтобы он удостоился впоследствии милости Божией и перестал быть обидчиком! А мы большею частью гонимся за отмщением: не только воздаём равною мерою, но мстим с избытком, раздражаемся не только когда нас оскорбляют, но и когда не оказывают нам почтения; признаём врагами своими и тех, которые оказывают нам чести менее, чем сколько мы сами признаём себя достойными.

 

Молитва

 

У апостола сказано: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17). Но как возможно непрестанно молиться и выполнима ли эта заповедь?

По обычному пониманию, молитва есть прошение верующим блага у Бога. Но, нет сомнения, молитву не должно ограничивать словами. Бог не имеет нужды в напоминании посредством слов, Он Сам подаёт нам что нужно и тогда, когда мы и не просим. Сущность и сила молитвы заключается главным образом в стремлении души к Богу и в добродетельных делах, непрерывно продолжаемых через целую жизнь. Сказано: «Едите ли, пьёте ли или иное что делаете, всё делайте во славу Божию» (1 Кор. 10:31). Молись, сидя за столом; вкушая хлеб, воздавай благодарение Давшему; подкрепляя вином немощь тела, помни Подавшего тебе дар сей на веселие сердцу и в облегчение недугов. Прошла нужда в снедях, но да не проходит у тебя памятование о Благодетеле. Надевая одежду, благодари Давшего, умножь любовь к Богу, Который даровал нам пригодные для зимы и лета покровы, сохраняющие нашу жизнь и закрывающие наше безобразие. Окончился ли день – благодари Даровавшего нам солнце для отправления дневных дел и Давшего огонь освещать ночь и служить разным потребностям жизни. Ночь должна дать другие побуждения к молитве. Когда взглянешь на небо и обнимешь взором красоту звёзд, молись Владыке видимого и поклонись высочайшему Строителю всяческих, Богу, Который «всё соделал премудро» (Пс. 103:24). Когда увидишь, что всё погружено в сон, опять поклонись Тому, Кто и против воли нашей разрешает нас посредством сна от непрерывности трудов и, даруя во сне успокоение, возобновляет бодрость и силы.

Поэтому ночь вся да не будет у тебя собственным и исключительным уделом сна. Не попускай, чтобы от бесчувствия сна сделалась бесполезной половина жизни; напротив, время ночи да будет у тебя распределено на сон и на молитву. Даже самые сны пусть станут упражнением в благочестии, ибо сновидения бывают большей частью как бы отголосками дневных забот: каковы по жизни наши занятия, таковы и сновидения.

Таким образом и будешь «непрестанно молиться», не в словах заключая молитву, но чрез всё течение жизни приближая себя к Богу, чтобы жизнь твоя была непрерывной и непрестанной молитвой.

 

Единение

 

Никто никогда не должен полагать, будто он имеет довольно силы, чтобы одному, без помощи других, преодолеть трудность жизни. Нет. Каждый имеет гораздо более нужды в помощи других, чем сколько одна рука нуждается в помощи другой. Самым устройством тела нашего Господь научает нас, что необходимо для нас общение. Вникни в устройство человеческого организма и увидишь, что ни один из членов тела не обходится без пособия других. Нога не ступала бы так твёрдо, если бы не было для тела опоры в другой ноге. Глаз не видел бы так правильно, если бы ему не помогал охватывать предметы зрения другой глаз. Вернее, слух, когда звуки воспринимаются в оба уха. Крепче схватывается вещь всеми пальцами, чем не всеми. Словом, каждое естественное действие наше обуславливается единодушием действующих. Подобно этому единодушие необходимо и в делах житейских. Самая молитва, когда нет согласия в молящихся, бывает менее действенна. Господь обещал Своё присутствие посреди двоих или троих, призывающих Его в единодушии (Мф. 18:20). И самое вочеловечение принял на Себя Господь, чтобы «умиротворить» кровью креста Своего и земное, и небесное (Кол. 1:20).

Из творений святителя Василия Великого (по книге С. Рункевича «О добродетелях и подвигах по творениям святого Василия Великого». СПб., 1906).

 

 

Поделиться в соцсетях
Розыгрыш квартиры

Новости партнеров
Loading...
Оставьте комментарий

Поделитесь своим впечатлением о новости.

Текст комментария
Ваше имя
Введите капчу *
cf65f340169515882bd9bd0d256b6dae


Обратите внимание

Последние новости



Последние комментарии