465 человек эвакуировали из Суджанского района
18 марта 2025 в 09:55
Эвакуацию жителей приграничья из освобождённых территорий начали 11 марта. Позже вывозить людей стали помогать волонтёры. Среди них отец Евгений Шестопалов из Троицкого храма в Судже и имам Иса Салимсултанов, который выкладывал видео из Суджанского района в своём Телеграм-канале Курский имам Иса «АХМАТ».
Журналистка жива
Первыми вывезенными оказались люди из освобождённого Черкасского Поречного. Они рассказали, что у них были большие проблемы с водой и дроны атаковали всех, кто появлялся на улице. Один из мужчин вспоминал, как сам вытаскивал жену из-под завалов, а теперь она сидит на больничной кровати в Курске, у неё серьёзные травмы ног. Одна из пациенток рассказала, как они с родными раненые по заминированной земле шли с иконой Курской Коренной в руках.
– Всем поможем с восстановлением документов, оформлением выплат, получением сертификатов, чей дом был разрушен, – пообещал врио губернатора, который пришёл навестить их в больнице.
12 марта из Суджи эвакуировали 68 человек. 52 человека разместили в ПВР, 16 – забрали родственники. Среди них оказалась не выходившая на связь с 5 августа журналистка из Суджи Инна Демьяненко. Она занимала должность заместителя главного редактора газеты «Суджанские вести». Её эвакуировали в ПВР Курска, где с ней встретился врио губернатора.
– Долгие семь месяцев коллеги и близкие не знали, жива ли она. Инна рассказала, что не хотела уезжать, не верила, что так всё серьёзно. А когда поняла, что опасно, было уже поздно – ВСУ не отпускали. Очень сильно хотелось читать, но не было света, свечей, фонарей. Теперь учится радоваться простым вещам – еде, воде и свободе, – рассказал Александр Хинштейн.
При этом Инна считает, что кто-то должен был предупредить людей о том, что оставаться опасно.
– Нужно было кому-то очень убедительно сказать, губернатору бы, к примеру, что нужно уезжать, но его не было, – признаётся Демьяненко.
Ещё одна эвакуированная не выпускала из рук кролика. Выяснилось, что зовут его Яша. Во время оккупации ей было с ним не так страшно, и даже в Курске она с ним не расставалась.
Не все хотят ехать
Имам Иса и отец Евгений одни из первых вошли в Суджу. Встретив людей, они спрашивали, готовы ли они ехать в Курск. Большинство людей быстро собирали необходимые вещи и усаживались в машину. На видео Исы порой в легковушке размещали 11 человек, которые под звуки взрывов покидали свои дома.
Мирных людей выводили из тех мест, где нет мостов. Через реку их переносили бойцы и волонтёры. Отец Евгений выносил в рюкзаках даже домашних питомцев.
Батюшке и имаму стали присылать адреса людей, чтобы те проверили, живы ли они.
К сожалению, многие пенсионеры отказываются от эвакуации, считая, что самое страшное время они уже пережили.
– Я без Лёньки никуда. Он у меня в клубнике лежит. Как я могу его бросить? Дочечка, милая, внучки. Я люблю вас, но отца бросить не могу, – призналась Валентина Климова.
Волонтёры центра «Патриот», занимающиеся эвакуацией жителей из Суджи, не смогли уговорить её уехать. По словам женщины, в сентябре она похоронила в огороде мужа, с которым прожила почти 48 лет. Волонтёры записывают видео и отправляют их родственникам тех, кто не захотел эвакуироваться.
По информации МЧС России, по состоянию на вечер 17 марта из приграничья эвакуировали 465 человек.