Саянское племя Курской земли

10 января 2017 в 10:39Саянское племя Курской земли

 

В XVI – XVII столетиях на территории Курского края существовала интересная этнографическая группа – саяны

 

Это племя выделялось на фоне великороссов и малороссов, населявших Курщину, буквально во всём, что приводило к появлению о них легенд, а зачастую и небылиц.

Название, а точнее, самоназвание «саяны» произошло, вероятно, от саяна или сояна. Это разукрашенный и особенным образом сшитый распашной женский сарафан, наподобие высокой юбки с проймами и помочами. Но вот парадокс: нигде и никогда целое племя не называлось по одежде женщин! К тому же саян – сарафан, как выяснилось, старинная русская повседневная одежда, распространённая не только в Курской, но и в Смоленской, и Тверской губерниях. Почему же их жители не зовутся саянами, а группы курских крестьян, издавна принадлежавшие местным монастырям, известны под этим названием?

 

За правду стоим

По одной из версий историков и этнографов XIX века, слово «саяны» есть искажённое «славяне». Согласно второй версии, в древности они принадлежали к финно-угорскому племени, что и повлияло на их «самость». Третья: саяны – особенная народность славяно-русского происхождения. На этом настаивал исследователь Н.А. Добротворский, в частности, в «Вестнике Европы» за сентябрь 1888 года напечатано: «… саяны составляют особую народность, совершенно отдельную «этнографическую ветвь» – это доказывается их своеобразной одеждой, так резко отличающейся от одежды хохлов и русских, особенностями в говоре, нравах, обычаях, их оригинальными сказками, песнями и, наконец, самым их названием. Саяны исстари живут в близком соседстве с русскими, и если их этнографический тип сохранился до сих пор, то этим они обязаны, несомненно, тому обстоятельству, что они составляют народность, а не продукт одной только простой областной особенности».

Сами саяны не знали, откуда появилось название, но давали различные объяснения. Одно из них гласило: в старину цари ссылали саян издалека в Курскую губернию за различные преступления и отдавали их в собственность монастырю Коренная пустынь, название же принесено самими переселенцами. Другое объяснение ближе к фольклору: «Мы, саяны, раньше звались стояны, то есть всегда правильно на своём стоим, за правду стоим». Впервые саяны были выявлены в Фатежском и Щигровском уездах, на территории которых они проживали компактно. Были целые саянские сёла Коренной пустыни: Виногробль, Долгое, Жерновец, Водяной Колодезь, Тазово и Будановка. Ещё в XIX веке саянские сёла существовали в Рыльском, Льговском, Курском, Путивльском и Старооскольском уездах.

Данная группа отличалась от окружающего населения не только одеждой, но также говором, «прицвакиванием», и старинным укладом жизни. В этих условиях она не могла не получить своего особого названия. Кстати, все саяны очень гордились своим самоназванием. Весьма интересным выглядит и их этнографическое описание. Все они обычно жили по реке Сейм и его большим притокам – Тускари и Рати. Дома у них были серые и неказистые с виду. Деревни и сёла тянулись вдоль рек на многие километры. Вообще саяны любили жить «в скопе», «на миру». Многолюдное село для них всегда предпочтительней уединённого хутора.

Жилища у саянов выстраивали наёмные плотники. Пол в избе был двух видов: мост (деревянный) и зем (земляной). Избы обмазывали белой и жёлтой глиной. К дому любили пристраивать крыльцо. Большинство, помимо обычной живности, любило разводить голубей. Из предметов домашнего обихода выделялись рушники из серого домашнего холста, концы которых затканы красными параллельными полосками и украшены многочисленными ситцевыми разноцветными прошивками и шерстяной бахромой. Скатерти саянские – из льняных нитей, домотканые, в клетку, посередине и снаружи – вставка из домашнего кружева, на концах – прошивка с кружевом и фестонами.

Сарафан саянский был из чёрной шерстяной материи тоже домашнего изготовления. Разрезы на груди и отверстия для рук обшивались красными шерстяными полосками с круглыми мелкими блёстками и позументом. Верхняя женская юбка – панёва тоже изготавливалась из домашней шерстяной материи чёрного цвета. На ноги женщины обычно надевали шерстяные чулки белого цвета с чёрными полосками вверху. Обувью являлись ходаки – маленькие кожаные башмаки, украшенные спереди белой дратвой, под каблуки подставлялись медные подковы. Женский головной убор – сорока – небольшая шапочка из бархата малинового цвета. Сверху на неё нашивались серебряные шнурки; по сторонам прикреплялись две кисти из гаруса и позумента – хохлы, как называли их саянки.

 

Баба-конь

По внешнему виду саяны разительно отличались от соседей. Все были блондинами с голубыми или светло-серыми глазами. Лица продолговатые, с довольно толстыми носами.

Саянки были женщинами высокого роста, крепкого телосложения и обладали большой физической силой. В работе не уступали мужчинам, частенько заменяя их. «У нас баба – конь», – говорили в саянских сёлах, и это являлось высочайшей похвалой женщине. Жилища свои они содержали в чистоте и опрятности. Видимо, о таких саянках и написал Н.А. Некрасов свои бессмертные строки: «Есть женщины в русских селеньях» в поэме «Мороз, Красный нос». Развод у них считался делом обыкновенным, а разведённые, незамужние и вдовы никогда специально не зазывали на сельскохозяйственные работы даже родню.

Мужчина-саян – это субъект небольшого роста, жиденький, с плохо развитой грудной клеткой, маленьким руками, но жилистый. В отличие от большинства курских крестьян, он «умственный», его кругозор не ограничивался деревней. С детства не любящие земледельческий труд, саянские мальчики, а затем мужчины предпочитали отхожие промыслы в городе: извозчика, торговца вразнос, приказчика, лакея, трактирного полового. Всё хозяйство и забота о детях целиком ложились на плечи слабого пола. Оборотной стороной городской жизни саянов-мужчин являлись некоторые неприличные заболевания, следы которых можно было заметить на лицах крестьян в саянских сёлах, к примеру, проваленные носы.

Как правило, саяны жили между собой дружно. Большую часть тяжёлых сельскохозяйственных работ проводили помочами. Земля у них находилась в общинном владении. Сельский сход заведовал всеми делами и даже вмешивался в семейную жизнь. Провинившихся или непослушных наказывали розгами или штрафом (1/4 – 1/2 ведра водки). Грамотность среди населения была на несколько процентов выше, чем в обычных курских сёлах. При этом интересно отметить, что одна из курских фамилий Дураков имеет саянское происхождение. По одной из версий, дурак – это кнут, плеть, которым мужья «учили» жён ещё в допетровской Руси. Тогда физическое воздействие считалось непременным залогом формирования ума у человека. Обычно жёны подавали своим мужьям дурака с низким поклоном, чтобы благоверный хлестанул её по спине.

И всё же вопрос о том, кто такие саяны и когда они появились в курском крае, остаётся дискуссионным. Точно известно, что коренными жителями Курщины были севрюки – потомки летописных северян, а всё остальное население – пришлое. В XVII веке, после Смутного времени, правительство усиленно заселяло окраины. Первыми в этом потоке были так называемые переведенцы, далее – люди охочие и служилые люди. Кроме того, сюда направляли и ссылали целыми партиями преступников, гультяев и порочных женщин. Это обстоятельство обеспечило дурную славу жителям «курской Украйны». «Нет у белого царя вора супротив курянина», – гласит народная поговорка. Но уже при Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче пришельцы вынуждены были заселять худшие земли, так как лучшие вдоль рек уже были заняты саянами. Известно также, что раздача монастырям населённых пунктов была прекращена Иваном IV. Следовательно, саяны находились под властью монастыря задолго до Ивана Васильевича. Они избежали участи крепостных ещё и потому, что не смешивались с пришлым населением и жили замкнуто до конца XVIII века. Не зря у них считалось позором заключить брак с крепостными, а саянская молодёжь гуляла отдельно.

На том, что саяны относились к категории монастырских крестьян, настаивают и современные учёные. После секуляризации церковных и монастырских земель, проведённых при Екатерине II, всех саянов перевели в категорию экономических крестьян.

Таким образом, замкнутость, обособленность, защита монастырей предопределили редкое своеобразие саянского племени.

Кстати, известная русская народная песня «Ванька-ключник», написанная Всеволодом Владимировичем Крестовским, имеет саянское происхождение.

 

Пётр Горбачёв.

 

Поделиться в соцсетях
Розыгрыш квартиры

Новости партнеров
Loading...
Комментарии к новости

Игорь 11 января 2017 г.

Исправьте описку: "На ноги женщины обычно надевали чёрные шерстяные чулки белого цвета"

Оставьте комментарий

Поделитесь своим впечатлением о новости.

Текст комментария
Ваше имя
Введите капчу *
36dd90687fc702c30f94758ece878a99


Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
Обратите внимание

Последние новости



Последние комментарии