Друг Христов

16 Мая 2017 в 11:24Друг Христов
21 мая – память апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98 – 117) – подзаголовок

 

Священное Писание Ветхого и Нового Завета, содержа в себе начала чистейшей нравственности и преподавая множество прекрасных правил касательно разных добродетелей, не даёт открытых наставлений в отношении к добродетели дружества.

Между тем нет ни одной книги, в коей находилось бы столько примеров и образцов для истинного дружества, как в книгах Ветхого и Нового Завета. Но всего более поучителен пример Самого Иисуса Христа, ибо и Ему Самому благоугодно было оставить нам в Своём лице образец дружества. Вы знаете, кто был удостоен чести быть другом Богочеловека; это сей самый апостол, коего память мы ублажаем ныне.

Святой Иоанн имел все качества, потребные для возбуждения и поддержания святой любви дружеской. Особенная приверженность его к своему Учителю украшалась в нём особенною невинностью нравов и чистотою сердца; ум возвышенный соединялся в Иоанне с такою полнотою чувств любви в сердце, которая уступала одной преизбыточествующей полноте любви Иисусовой. Учитель и святой ученик соединились между собою узами дружеского единства.

Всякое дружество слагается из любви, доверенности и общительности, но в истинном дружестве любовь должна быть без страсти, доверенность – без неосмотрительности, общительность – без расточения.

Иисус был самым нежным и обязательным другом. Уединяется ли Он для воскрешения мёртвых, – друг его получает позволение присутствовать при совершении столь великого чуда (Лк. 8; 51). Восходит ли на гору для Преображения, – Его слава кажется Ему несовершенною, если друг Его не будет её свидетелем (Мф. 17; 1). Потребны ли утешители в скорбные минуты пред наступлением страданий, – друг Его в числе их (Мф. 26; 37). Нужно ли приготовить вечерю, на которой место пасхального агнца должны заступить Тело и Кровь Иисуса, приготовление её возлагается на друга (Лк. 22; 8). В продолжение этой вечери Господь Иисус с беспримерною нежностью удостаивает своего друга возлежания на Своих персях (Ин. 13; 23).

Но любовь Иисуса Христа была любовью Богочеловека; в ней не приметно ни малейших следов пристрастия, столь много обезображивающего любовь человеческую. Жители весей Самарянских возбраняют Иисусу Христу вход в их пределы; друг Его, в жару негодования, просит позволения низвести, подобно Илии, огонь с небес для потребления жилищ людей бесчувственных и беззаконных. Господь Иисус, напротив, поспешает угасить и тот огонь, коим объята была душа Его друга, и упрекает его в неведении своего духа: «Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9; 55, 56). Вообще, земная жизнь Иисуса Христа содержит в себе столько же обличений Иоанна заблуждающегося, сколько знаков благоволения к Иоанну, справедливо ревнующему по истине, поскольку любовь к нему Господа Иисуса была любовь не земная, обыкновенная, а истинная и святая.

Напротив, нашею любовью к друзьям по большей части управляет пристрастие. Как всё не нравится нам в том, кого мы ненавидим, так всё восхищает нас в том, кого мы любим. Вместо того, чтобы пользоваться дружескою близостью для взаимного замечания несовершенств и для исправления их, мы почитаем как бы некоторым долгом не замечать недостатков друга; и даже, когда оные так видимы, что не могут не быть замеченными, всё наше попечение ограничивается тем, чтобы, сколько возможно, извинять их. А таким образом взаимная любовь, будучи превращаема страстью, губит более людей, нежели самая ненависть и вражда.

О, будем любить друзей наших по примеру Иисуса, любить не для собственного удовольствия, а для их блага, для их и нашей добродетели! Узы дружества не только не должны лишать нас свободы видеть недостатки друзей наших, но и налагают на нас необходимость быть хранителями их нравственного совершенства.

Дружеская любовь, как мы сказали, не может ещё быть без взаимной доверенности. Святой Иоанн был преимущественным Его другом, поелику пользовался преимущественною к нему доверенностью Иисуса не только в продолжение Его земной жизни, но (если позволено простереть взор далее) и в состоянии Его прославления. Так, тайна предателя, которую, по-видимому, Иисус желал сокрыть от прочих учеников Своих, открывается одному Иоанну. Сия-то доверенность, без сомнения, была причиною, что ученики Иисуса употребляли Иоанна вместо посредника к узнанию сокровеннейших намерений своего Учителя; а по воскресении Его с таким любопытством желали знать от Него о будущей судьбе Его друга: «Господи, сей же что?» (Ин. 21; 21).

В самом деле, Иоанн и по воскресении своего Божественного друга остался преимущественным хранителем Его тайн. И, во-первых, тайн Божественного лица Иисусова: вечное бытие, рождение и Божественность Слова, таинственное соединение Его с человечеством в лице Господа Иисуса, действительность присутствия Тела и Крови Богочеловека под видом хлеба и вина, – эти тайны Божественного лица Иисусова никем не описаны с такою ясностью, как святым Иоанном. Тайны дома Божия, то есть Церкви Христовой, как то её возрастание, угнетение и успехи; наконец, тайны Царствия Небесного – конечное торжество Агнца над змием, вечное блаженство праведных и решительное отвержение нечестивых – изображены также святым Иоанном в его дивном Откровении. Иисус Христос, будучи уже на Престоле славы со Отцом, принял сии тайны от Отца и поелику Сам не мог оставить славы Своей, послал Ангела Своего для сообщения их, в пользу Церкви, Своему другу.

Но не может ли быть некоторых тайн и между друзьями? Не должны ли иногда и друзья сокрывать нечто один от другого? Должны, особенно когда они не состоят во взаимной соподчинённости равенства по состояниям. Пример Самого Иисуса Христа утверждает сие правило во всей силе.

Апостолы, ещё не совершенно свободные от предрассудка о земном царстве Мессии, по воскресении своего Учителя предлагают Ему вопрос о времени утверждения Его царства на земле: «Господи, аще в лето сие устрояеши царствие Израилево?» (Деян. 1; 6). Судя по живости характера Иоаннова, должно думать, что он был в числе первых виновников сего вопроса. Но Господь Иисус отвечает решительно Своим ученикам, что не их дело судить о том, что Отец предоставил Своей воле. Открыв Иоанну всё то, что предоставлено было Его власти, Богочеловек не сообщает той тайны, коея откровение Отец Небесный предоставил Себе Самому.

Пример дружеского умолчания, достойный всегдашнего подражания! Но как мало и как редко подражают ему! Как часто под видом дружеских тайн сообщают то, от чего зависят честь, покой, счастье, даже жизнь ближнего, не заботясь нимало о следствиях своей безрассудной откровенности; не имея другого побуждения быть откровенным, кроме удовольствия занять своего друга насчёт чести ближнего! Мы совсем забываем, что предание тайны ближнего, хотя бы и другу, есть похищение, и притом весьма бесчестное для нас, самое обидное для ближнего. Закон дружества требует откровенности, но откровенности осмотрительной, не соединённой с нарушением правил скромности в отношении к себе и другим.

Истинные друзья, далее, не могут не быть общительны. Иисус Христос был так беден, что не имел где преклонить главу; но «имел духа без меры» (Ин. 3; 34). Он не мог посаждать на Престоле земной славы; но имел власть поставлять иных апостолами, других пророками, сих учителями (Еф. 4; 11–12). Обладая такими дарами, Он в избытке сообщил их Своему другу. Иоанн соделан им апостолом Малоазийских Церквей, там, где был самый престол сатаны (Откр. 2; 13); евангелистом, передавшим нам из жизни своего Учителя самое драгоценное – Его беседы; учителем, поучавшим самой высшей добродетели – любви; мучеником, засвидетельствовавшим веру свою огнём, ядом и изгнанием; девственником и вместе хранителем Чистейшей из дев. Из уст, можно сказать, самой смерти Иисус простирает к Иоанну голос Свой и завещает ему всё то, что для Него яко Человека оставалось на земле драгоценнейшего – Свою Матерь: «Глагола ученику: се, Мати твоя!» (Ин. 19; 27).

Но даруя столько Иоанну, оставлял ли Господь без знаков Своей щедродательности прочих учеников? «Он находил, – говорит святитель Златоуст (Беседы на Евангелие от Матфея), – в любви Иоанна более тихости и нежности, но в то же время замечал в вере Петра более живости и решительности; посему первого любил нежнее, а последнего – возвышеннее; первому вручил Свою Матерь, яко дар любви, более приличный простому его характеру; последнему обещал преимущество «утверждения в вере своих братий».

Мы, напротив, если не бываем скупы, то даём без меры, не соразмеряясь ни с качеством, ни с состоянием, ни с заслугами друзей наших. Поток благодеяний наших, будучи направлен в одну какую-либо сторону, все прочие оставляет сухими и бесплодными.

Кто любит Бога, у того образ дружества Иисусова будет всегда пред очами; тот будет любить друзей своих, но без страсти, будет открывать пред ними сердце своё, но не изменяя тайнам, ему вверенным, будет, наконец, делиться с ними своими благами, но не изливая их на одного так, чтобы ничего не оставалось для других.

 

Святитель Иннокентий (Борисов),

архиепископ Херсонский и Таврический, из «Слова в день Иоанна Богослова, на всенощном бдении»

 

Приход храма святых Царственных Страстотерпцев г. Курска
9 – 10 июня
организует паломническую поездку
Москва: храм Христа Спасителя, мощи святителя Николая Чудотворца из г. Бари (Италия). Пребывание мощей святителя Николая в Москве – уникальное событие: за 930 лет пребывания в Бари они никогда не покидали города.
Отъезд 9 июня (пятница) в 19.00 от храма святых Царственных Страстотерпцев (ул. Прогулочная, 5-е). Возвращение 10 июня ночью.
Запись по тел.: 8-910-311-37-57, 58-36-32
Пожертвование 1700 руб.
Поделиться в соцсетях

Оставьте комментарий

Поделитесь своим впечатлением о новости.

Текст комментария
Ваше имя
Введите капчу *
d8a3de649c2bac17c2a6849c0ba6ba2c

Уважаемые пользователи! Вводя персональные данные вы принимаете условия Политики конфиденциальности сайта сетевого издания "KURSK-IZVESTIA"



Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
Последние новости


Последние комментарии