Курс валют: USD: 59 | EUR: 70 Погода: Курск +1°

О хуле на Духа Святого

22 августа 2017 в 11:42О хуле на Духа Святого

 «Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению»

(Евангелие от Марка, 3: 28-29)

…Убить и Лазаря

Слова о хуле на Духа Господь произнёс после того, как фарисеи обвинили его в колдовстве: «Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (Мф 12:22–24). Логика тогдашних хулителей понятна: фарисеи не желали признать, что в бродячем проповеднике действует сила Божия. Но сверхъестественное происхождение этой силы отрицать они не могли, поскольку Христос творил чудеса на глазах у народа, и никто не мог обвинить Его в обмане. Поэтому фарисеи решили объяснить эти чудеса действием бесовским. Что и было названо Христом хулой на Духа.

С тех пор прошло две тысячи лет, христианство стало верой сотен миллионов людей и в значительной степени определило пути развития мировой истории. В наши дни уже вряд ли кому-либо придёт в голову обвинить Христа в договоре с бесовским князем. Но это вовсе не означает, что для современного человека предупреждение Христа о хуле на Духа перестало быть актуальным. Сегодня, как и во все времена, человек может впасть в этот тяжкий грех и погубить себя навсегда, оставшись в нём нераскаянным.

Дело в том, что, обвиняя Христа в использовании бесовской силы для совершения чудес, фарисеи, мягко говоря, кривили душой. Они прекрасно знали, что ни один даже самый могущественный маг никогда не отверзал очей слепорождённому, не исцелял прокажённых и уж тем более не воскрешал мёртвых. Такие чудеса могли совершаться лишь Божьей силой, и это было очевидно даже для самых непримиримых противников Иисуса. И вот наконец Он совершает самое удивительное, небывалое и немыслимое чудо – на глазах у множества свидетелей воскрешает умершего Лазаря, уже пролежавшего в могиле четыре дня! Вся Иудея была переполнена восхищёнными слухами об этом событии. Ведь только Бог способен воскресить смердящий четверодневный труп. Жители Иерусалима встречают Христа пальмовыми ветвями и возгласами «Осанна», что в буквальном переводе означает «Спаси же!» Ни у кого нет сомнения, что Иисус – тот самый обетованный Мессия, о котором говорили пророки, и самое убедительное доказательство тому – воскресший Лазарь, сопровождающий Христа. Но что же делают первосвященники, на глазах у которых всё это происходит? Они принимают решение убить Христа, а вместе с Ним и Лазаря….

Иоанн Златоуст называл хулу на Духа бесстыдным отвержением очевидной истины, и решение первосвященников как нельзя более точно подпадает под это определение. Но, к сожалению, именно такая форма хулы на Святого Духа сегодня вполне доступна и каждому из нас.

 

Что есть истина?

Христос говорит ученикам, что Святой Дух «наставит вас на всякую истину» (Ин 16:13). Но что же такое истина? Люди так часто употребляют это слово, что уже привыкли к нему и не особенно утруждают себя поисками его значения, тем более что определений истины в философии скопилось великое множество, и разобраться в них неподготовленному человеку бывает довольно трудно.

Однако в христианстве это понятие имеет вполне конкретный смысл – истина есть творческий замысел Божий о мире и о человеке. И если человек живет в соответствии с этим замыслом, значит, он стоит в истине. Если же нет, тогда уподобляется сатане, который отказался участвовать в божественном плане творения и «не устоял в истине» (Ин 8:44), превратившись из светлого ангела в противника Божия и убийцу людей.

Таким образом, наставление на всякую истину, подаваемое Духом Святым, заключается в обличении тех наших поступков, которые противоречат замыслу Бога о нас и о мире вокруг нас. Происходит это через действие совести, которая прямо указывает человеку на недолжные его мысли, слова и поступки.

Вот здесь и становится возможной для каждого хула на Святого Духа в виде отвержения очевидной истины, когда человек, абсолютно точно зная, что он неправ, всё же продолжает творить зло. Святитель Феофан Затворник писал: «Когда люди содержат истину в неправде? Тогда, когда знают истину и не исполняют, когда жизнь не отвечает знанию; одно у них на уме и совести, иногда и на словах, а другое в жизни и делах, в чувствах сердца и настроениях воли. …Сия неправда во сто крат увеличивается, когда кто делает неправое в то самое время, когда ум и совесть претит ему и не велит того делать. В сем и состоит хула на Духа Святаго, о которой Господь изрёк страшное определение – непрощение ни в сей век, ни в будущий».

И дело тут вовсе не в милосердии Божием или в его отсутствии. Мы привыкли воспринимать слово «прощение» в категориях этики межчеловеческого общения, когда оно означает снятие вины, отказ потерпевшей стороны от каких-то санкций в отношении провинившегося. Но в числе множества значений слова «простой» (от которого происходит «прощение») есть и такие, как прямой (в противоположность лукавому – изогнутому, подобно луку), цельный, чистый. Следовательно, простить – значит также и очистить, выпрямить, а самое главное – восстановить утраченную целостность, то есть исцелить. И когда мы говорим о прощении, получаемом от Бога, его следует понимать прежде всего как исцеление, очищение, исправление в человеке того, что было искажено грехом.

Так кто же рискует остаться у Бога неисцелённым, неочищенным, неисправленным? Ответ на это столь же прост, сколь и печален: тот, кто считает себя здоровым, чистым и не нуждающимся ни в каком исправлении даже после того, как увидал свою грязь, болячки и лукавство во всей их неприглядности.

 

Когда истина не радует

Трудно найти человека, который бы утверждал, что не стремится к истине. Но далеко не всегда истина радует и греет душу. Каждый раз она как бы раскрывает перед нами два плана нашего бытия: как мы могли бы жить, следуя замыслу Божию о нас, и как мы живём на самом деле. И тогда – через совесть, через разум, через душевную боль – мы явственно ощущаем, в чём и каким образом уклонились от истины. Это и есть действие Святого Духа в каждом человеке. А хулой на Духа является упорное и постоянное отвержение такого благодатного действия, когда в конце концов человек становится просто неспособен к покаянию. Известная школярская мудрость гласит: повторенье – мать ученья. Многократное и осознанное следование злу, к сожалению, тоже приносит вполне определённые плоды в виде полного омертвения души, которая делается неспособной отличить добро от зла.

Слова Господа «не простится ни в сем веке, ни в будущем» – не угроза, а заботливое предостережение от этой беды, которая может иметь своё начало в какой-нибудь самой незначительной мелочи, крошечном нравственном компромиссе. Сам по себе он, конечно же, ещё не является той самой хулой, которая не простится ни здесь, ни в вечности. Но каждый такой бессовестный поступок, подобно снежному кому, способен намотать на себя множество других, уже более серьёзных злых дел, которым, в свою очередь, тоже будет найдено «достойное» оправдание. И наконец наступит момент, когда всё доброе в человеке окажется погребено под этими глыбами произвольно сотворённого им зла, а навык отвержения очевидной истины превратится в его вторую натуру. Такой несчастный никогда не сможет получить прощение и исцеление от Духа Истины, потому что сама истина станет для него мучительной и ненавистной. А спасти того, кто с ненавистью отвергает своё спасение, не может даже всемогущий Бог.

Александр Ткаченко, «Фома», №4, 2011 г.

Врезка

«Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек» (Мк.3:29). Долго ли попасть в этот страшный грех? Очень недолго; ибо вот какие этого рода грехи: «многое и безмерное упование на благодать Божию; отчаяние или ненадеяние на Божие благоутробие; противоречие явной и утверждённой истине и отвержение православной христианской веры. Иные к этому присоединяют зависть к духовным дарам, которые получает от Бога ближний; упорство в грехе и состарение в злобе; нерадение о покаянии до отшествия от жизни сей» («Правосл. испов.», ч. 3, вопр. 38).

Вот сколько путей! Зайди в какой-нибудь из них, уж трудно будет воротиться, так и понесёт тебя к пропасти поглощающей. Противление истине начинается малыми сомнениями, возбуждёнными словом или писанием злым. Оставь их без внимания и врачевания, они заведут к неверию и упорству в нём. До отчаяния тоже доходят незаметно: покаюсь, говорят, и грешат. Так несколько раз; потом, видя, что покаяние не приходит, говорят в себе – так тому и быть, не совладаешь с собою, и предаются греху в полную власть. Собирается бездна грехов, а при этом допускается и бездна противлений явным влечениям Божией благодати. Когда в этом виде придёт человек к мысли исправиться, множество грехов подавляет его, а противление благодати отнимает смелость приступить к Господу, и решает: «Вящшая вина моя, еже оставитися мне» (Быт.4:13). Вот и отчаяние! Берегись начатков неверия и грехолюбия и не попадёшь в эту бездну.

Святитель Феофан Затворник

 

Приход храма святых Царственных Страстотерпцев г. Курска
26 августа
организует паломническую поездку
в г. Белгород
Преображенский собор: мощи свт. Иоасафа Белгородского;
с. Ракитное: могила Серафима Тяпочкина;
Кашары: Животворящий Крест
 
Отъезд 26 августа в 05.30 от Курского кондитерского комбината (ул. Радищева). Возвращение в 22 часа.
Запись по тел.: 8-910-311-37-57. Пожертвование 750 руб.
Поделиться в соцсетях

Оставьте комментарий

Поделитесь своим впечатлением о новости.

Текст комментария
Ваше имя
Введите капчу *
13c314ebbf23caa5d62063cdb1720fd0

Уважаемые пользователи! Вводя персональные данные вы принимаете условия Политики конфиденциальности сайта сетевого издания "KURSK-IZVESTIA"




Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Обратите внимание

Актуальные новости


Последние комментарии