Из Курска в Пекин – на велосипеде. Часть I
19 сентября 2017 в 14:01
«Порой хочется бросить всё и уехать на край земли. Но, как правило, многих из нас держат семья, работа, родители... перечислять можно до бесконечности. Но мне повезло, я смог вырваться из этого круга, и вот что из этого получилось».
Так начинается путевой дневник курянина Василия Фомина на его страничке в «Одноклассниках». В нём он описал свои приключения во время удивительного путешествия на велосипеде по дорогам России, Казахстана, Монголии и Китая.
Как рассказал Василий корреспонденту «КИ», изначально он собирался доехать до столицы Малайзии города Куала-Лумпура, но по техническим причинам его путь закончился в другой столице – Пекине. Срок визы и особенности китайских автобанов заставили курянина вернуться на родину самолётом. Но обо всём по порядку.
Жажда странствий у теперь уже опытного велопутешественника Фомина появилась после службы в армии, когда он на дедовском велосипеде «Украина» 1964 года выпуска доехал до Курчатова. Поездка заняла три часа, которых Василию хватило, чтобы понять – на неприхотливом двухколёсном транспорте можно объехать много интересных мест.
Затем расстояния его путешествий увеличивались с каждым отпуском. На велике он побывал в Орле, Харькове, в Чернобыльском заповеднике, Полесье, в Гомеле, Брянске и других городах.
В 2011 году Василий купил недорогой кроссовый велобайк, на котором крутит педали до сих пор.
– Моя первая заграничная поездка была в Стамбул, – говорит Василий. – Я проехал Украину, Молдову, Румынию и через Болгарию – на турецкий берег. Домой летел на самолёте, сдав велосипед в багаж.
По дороге он встречал своих единомышленников по образу жизни – велобайкеров из Франции, Германии, Швейцарии. Для общения увлечённых одним делом людей хватало нескольких фраз на английском и жестов.
Затем был черноморский маршрут от Анапы до Абхазии, а в прошлом году вместе с товарищами путешественник Фомин проехал от Пятигорска до Эльбруса. Там он и познакомился с белорусом Валерием Болтом.
– С Валероном мы задумали совместное путешествие, но каждый из своего дома. Он – из Постав Витебской области через Курск, а я – из Курска, – вспоминает Василий. – Я – до Малайзии (это более 10 тысяч км), а Болт – в кругосветку. По сути, каждый из нас ехал в своё путешествие своим маршрутом. Просто часть пути двигались вместе.
Сборы и старт
В долгий путь Василий выехал 15 мая. Валерон по приезде в Курск уже намотал тысячу километров. До наступления холодов они собирались покорить многие тысячи километров огромного пространства. Сборы были индивидуальными. На кроссовый велосипед Василий, по диплому финансист, а по профессии слесарь, приделал два багажника. Один спереди, другой сзади, как он пояснил, для развесовки. В дорогу взял самое необходимое: самодельную палатку, спальник, коврик, котелок, газовую горелку, тёплые вещи, поливитамины. Учитывая опыт прежних поездок, особое внимание уделил запчастям.
– Пришлось разобрать такой же велосипед у своего брата и взять всё, кроме рамы и колёс, – говорит Василий. – Звёздочки и цепи хватает на 5000 км, покрышки стираются, педали и прочие механизмы тоже имеют срок эксплуатации.
Как оказалось, всё это очень пригодилось в нелёгком пути, который продлился четыре с половиной месяца, во время которого он стёр четыре покрышки, не говоря о замене других частей велобайка.
До Павлодара ехали вместе с Валероном. Затем пути товарищей разошлись.
– Два человека – два мнения, – говорит Василий. – Так получилось, что наши взгляды на путешествие не совпали.
Впереди была Сибирь. В день Василий проезжал примерно по 100 километров. На еду по запланированному бюджету он тратил примерно по 100 рублей. Рацион простой – каша, яйца, хлеб. Чай, сахар и прочие продукты приходилось просить у местных жителей. Иногда покупал курицу. Если попадались хорошие люди, предлагали картошку, фрукты. Часть денег ушла на запчасти, связь, на оформление визы и авиаперелёт от Пекина до Москвы.
Медведя бояться – в тайгу не ходить
На ночлег выбирал места в посадках или в лесу, как он объяснил, одинаково опасался и людей, и диких зверей. За Уралом народ живёт хуже, чем в европейской части России, зарплаты те же, а цены в два раза выше. Винят во всём центр, так что хвалёного сибирского гостеприимства Василий встречал мало. Иногда воды было трудно допроситься.
Конечно, Василий старика не послушал. Впрочем, выбора у него не было – тайгу на велосипеде не объедешь. Ночевал рядом с трассой или железной дорогой в надежде, что шум транспорта отпугнёт хозяина тайги. Спал тревожно, в обнимку с газовым баллончиком и зажигалкой, чтобы в случае опасности быстро зажечь пламя горелки. Однажды ночью, наслушавшись от местных очередных страшилок о медведях, проснулся в ужасе от треска. К счастью, это были звуки замёрзающих пластиковых бутылок для воды. Лето в Сибири закончилось в августе, и ночью было очень холодно.
К сведению, одиночные велопутешествия считаются самыми сложными и опасными видами путешествий. И в физическом плане, и в психологическом. Риск попасть в сложную ситуацию большой. Во время своего пути Василий много раз промокал до нитки под проливным дождём, мёрз в сибирской тайге и монгольских степях, две недели приходилось ехать больным от переохлаждения. Немало опасностей поджидало путешественника и при пересечении пустыни Гоби.
Из лично опыта Василий определил классификацию водителей. В России и Украине – лихачи. Дальнобойщики могут скинуть с трассы. В Беларуси и Европе – вежливые. В Казахстане и Монголии шофёры, завидев велосипедиста, заранее сигналят даже если нет встречной машины, сбавляют скорость при обгоне, объезжают далеко. В Китае вообще всем всё по барабану. Могут ездить и ходить на красный сигнал светофора, ехать по встречной полосе, но к вело- и мотобайкам на дороге относятся так терпеливо, что все чувствуют себя безопасно и комфортно.
Продолжение истории – в следующем номере «КИ».
Валерий Денисов


