Царский путь Креста Господня, вводящий в жизнь вечную

10 октября 2017 в 11:06Царский путь Креста Господня, вводящий в жизнь вечную

 

«Предлагаемая вниманию читателей книга «Царский путь Креста Господня» была издана на полуславянском и полумалороссийском наречии в 1709 году Архиепископом Черниговским Иоанном (Максимовичем) и по назидательности своей была во множестве экземпляров распространена по всей России, но по темноте языка сделалась впоследствии для многих недоступною, так что многие выражали желание, чтобы книга эта переведена была на русский язык. В 30-х и 40-х годах прошлого столетия несколько таких переводов «Царского пути Креста Господня» готовили к печати, но они не были одобрены к напечатанию. Главною причиной сего было то, что в них, соответственно с латинским подлинником, изображён был беседующим со Ставрофилою Сам Господь Иисус Христос, вследствие чего речи, вложенные в уста Христовы автором книги, каковы бы они ни были, получали авторитет высочайшей истины. Ныне издаваемый перевод сделан с особенным тщанием и вниманием, и по возможности устранены все причины, по которым прежние переводы не были одобрены. Кроме того, что в этом переводе сглажены все оттенки, наложенные на подлинник римско-католическим исповеданием автора, и непосредственная беседа Ставрофилы с Господом заменена беседою с Ангелом, посланным от Господа, подобно тому как святому Ерму, мужу апостольских времён, послан был от Бога, для его наставления и для общей пользы Церкви, Ангел покаяния, которого святой Ерм называл своим пастырем, т.е. наставником. Должно, впрочем, знать, что людям обыкновенным и частным опасно доверяться явлениям Ангельским, как предостерегает нас от сего святой апостол Павел, говоря, что иногда сам сатана преобразуется во Ангела светла (2 Кор. 11, 15) для обольщения неопытных.
Что святитель Иоанн Максимович был муж твёрдо православный и истинно духовный, это засвидетельствовано его святою жизнью, его блаженною кончиною, многими благодатными знамениями, совершившимися по его молитвам, а наконец и тем, что в 1826 году, через 111 лет после его кончины, при поправке стены Тобольского соборного храма, где погребён был святитель Иоанн, тело его найдено нетленным и благоухающим».

 

Это предисловие было написано к изданию книги в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни в 1877 году.

Книга эта отвечает на вопросы, почему с нами происходят те или иные неприятности, для чего нам посылаются скорби. Святые отцы всесторонне раскрыли нравственную сущность скорбей для людей, несущих свой крест, и дали исчёрпывающий ответ, зачем они посылаются человеку, как нести свой крест и какую пользу он приносит. Учение святых отцов о роли скорбей объясняется в книге в виде диалога между Ангелом и Ставрофилой, в котором речи Ангела – это святоотеческое учение о скорбях, а вопросы, которые задает Ставрофила, вопросы людей о том, как переносить скорби без малодушия, ропота и падений.

Ниже мы приводим отрывки из книги.

 

Что есть крест и как он многообразен

Ставрофила. Сердечно желаю знать, что означают кресты с различными надписями и изображениями, которые, без сомнения, имеют таинственное значение.

Ангел. Они означают различные роды страданий, которым подвергается или тело человека, или душа, или то и другое вместе. Вот этот крест, на котором ты видишь сердце, пронзённое мечом, означает крест внутренний, тяжко сокрушающий душу. Этот крест преблагословленной Матери Божией. «И Тебе Самой, – как предрёк Симеон, – оружие пройдёт душу» (Лук.2:35). Подобный крест нёс и апостол, который сказал: «Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему», т.е. о том, что сродники его пребывали в иудействе, не веруя Христу (Римл.9:2). Этот крест может называться крестом сострадания. Ибо кто сострадает ближнему в нужде его, тот в душе своей носит крест. Ко внутреннему кресту относятся также печаль; заботы, туга сердца, болезнования, сокрушения, недоумения, уныние и иное тому подобное. Самый тяжёлый внутренний крест – это скорбь души, томимой упрёками совести, как свидетельствует о сём сказавший: «Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою: яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися» (Псал.87:2, 4).

Ставрофила. Но желала бы я знать значение и прочих крестов.

Ангел, указывая на крест с мечами, копьями, бичами, оковами и цепями, сказал: «Этот крест знаменует различные страдания мучеников Христовых. Смотри, сколько понесли они мук, дабы с дерзновением получить мздовоздаянне. Они «испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча» (Евр.11:36, 37). Вот крест болезней, который, как известно, не только полезен, но иногда и необходим. Израильтяне в благополучии не вспоминали о Боге, но когда «умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому» (Пс.15:4). «Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу» (Пс.77:34). Во многих телесные болезни возбудили трезвение ума: «…ибо недуг лют отнимает сон» (Сир. 31:2), и соделывает душу бодрою. А потому болезнь считай не за иное что, как за полезное вразумление, чтобы человек, возненавидев всё телесное и скоропреходящее, предал всего себя Отцу небесному (Св. Григор. Назианз. поcл. I.). Вот крест, у которого, как ты видишь, привязаны посох и сума; это крест нищеты. Нищета или бедность бывает также руководительницею к добродетели, если только разумно переносят её. Кто не знает, что приобретение богатства сопряжено с тяжкими и зловредными заботами, сбережение его со страхом и боязнью, а утрата с великою скорбью? Когда человек любит богатство, оно оскверняет его; когда оно умножается, то отягощает; а когда умаляется, сокрушает…

 

Крест должно подъять без отлагательства

Ставрофила. Я желала отложить подвиг крестный не на последние дни старости моей, но на некоторые только годы.

Ангел. Но кто их обещал тебе? Не кратки ли дни человека? «Человек, рождённый женою, краткодневен» (Иов. 14:1); «человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них» (Еккл. 9:12). Если бы кто заранее знал о времени своего отшествия из мира, то мог бы часть жизни отдать миру и наслаждениям его, а другую определил бы кресту и покаянию; но Бог, обещавший крестоносцу небо и кающемуся прощенье, ленивому и непостоянному не обещал и завтрашнего дня. Неизвестно, на каком месте тебя ожидает смерть, и потому ты во всяком месте её ожидай.

 

Должно под крестом молиться

Ставрофила. Что означает это? Я не довольно разумею притчу сию, чему она учит.

Ангел. Она учит молиться в кресте, т. е. во время скорби. Что иное молитвы сокрушённого и смиренного сердца, как не стрелы избранные, летящие от сердца на небо? И Писание говорит: «Молитва смиренного проникнет сквозь облака, и он не утешится, доколе она не приблизится к Богу» (Сир. 35:17-18). Эти стрелы достигают Господа, уязвляют сердце Его и уготовляют молящемуся удобный доступ к Нему. «Сердце моё, – взывает Жених небесный, – сестра моя, невеста! Пленила ты сердце моё одним взглядом очей твоих» (Песн. 4:9). Видишь ли, в сих словах представляется тебе ясное подобие стреляния. Обыкновенно стрелки, чтобы вернее попасть в цель, закрывают один глаз, дабы, смотря обоими, не развлечься зрением на разные предметы. И ты поступай так во время молитвы: закрой единое твоё око, обращённое к земным предметам, чтобы зрением их ум не развлекался, и блуждая туда и сюда не упустил из виду предложенной цели. А другое око, которым созерцается небесное, да будет отверсто, и им единым направляемая молитва достигает своей цели и уязвляет Жениха небесного.

 

Крест соединяет со Христом и делает крестоносца подобным Ему

Услаждаясь благими глаголами ангела Божия, Ставрофила желала более и более слышать из уст его о благодатных плодах креста. «Прошу тебя, – сказала она, – благоволи изъяснить мне и прочие преимущества креста, дабы, более узнав его пользу, я усерднее могла понести его».

Ангел. Лучший и высочайший плод креста указал Псалмопевец сими словами: «Близок Господь к сокрушённым сердцем» (Пс.33:19). А в другом месте устами его Сам Бог так говорит: «С ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его» (Пс.90:15). Что может быть выше и славнее того, как находиться в соприсутствии Божием и от Бога получать укрепление в скорбях? А потому справедливо тот же Царепророк так хвалился, говоря к Богу: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной» (Пс.22:4). И какого зла бояться тому, с кем всесовершенное Добро? «Если Бог за нас, – говорит Апостол, – кто против нас?» (Римл. 8:31). Не сподобился ли особенной Божией помощи целомудренный Иосиф, которого вечная премудрость «не оставила проданного праведника, но спасла его от греха: она нисходила с ним в ров и не оставляла его в узах, и потом принесла ему скипетр царства» (Прем. 10:13, 14)? Теперь видишь ли, что значит слово «с ним Я в скорби»? Как бы так Бог сказал: я скорблю вместе со скорбящим; кто Мой, тот и в скорби со Мною, и Я с ним в скорби пребываю неразлучно.

Поделиться в соцсетях

Оставьте комментарий

Поделитесь своим впечатлением о новости.

Текст комментария
Ваше имя
Введите капчу *
fbd68d533a068e6f52a52dbbb578818f

Уважаемые пользователи! Вводя персональные данные вы принимаете условия Политики конфиденциальности сайта сетевого издания "KURSK-IZVESTIA"



Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
Актуальные новости


Последние комментарии