Курс валют: USD: 59 | EUR: 69 Погода: Курск 0°

О евангельских и не евангельских грешниках

14 ноября 2017 в 12:43О евангельских и не евангельских грешниках

 

Когда смотришь на евангельских грешников, слушаешь их слова и видишь их поступки, невольно думаешь, какие эти грешники, в сущности, хорошие люди по сравнению с нами, с людьми нашей эпохи

 

Вот разъярённая нарушением заповеди Божьей толпа подходит к Спасителю. Она влечёт женщину, «взятую в прелюбодеянии» (Ин.8:3), и готова её за это побить камнями. Как благоговейно эта толпа выслушивает мудрый и кроткий ответ Спасителя на свой вопрос, и как сильно, живо говорит в это время совесть человеческая в каждом из этой толпы... Разве нечто такое возможно теперь? Безмолвные, обличаемые внутренним судом совести, эти грешники рассеиваются... Разве это могло бы произойти теперь? Трудно, во-первых, предположить, что люди наших лет столь искренно и так религиозно стали бы возмущаться прелюбодеянием; этот грех теперь приукрашен, обвит всеми бумажными лентами литературы, театра, фильма. Это область бесчисленных подражаний, особого тщеславия и своей героики. Разве возможно сейчас проявление такого религиозного отношения ко греху, как у этой еврейской и языческой иерусалимской толпы? Трудно себе представить, чтобы люди в каком-либо социальном современном коллективе могли так огненно ревновать об исполнении Божьего закона и так божественно глубоко стыдиться при обличениях тихого и кроткого голоса духовного учителя. Смотрите, как начали все эти люди, один за другим, уходить, «обличаемые совестью» своей! Не многие общественные обвинители ближнего могли бы сейчас проявить такую нравственную чуткость.

А грешный евангельский блудный сын... Как поражает он сознание наше тонкостью и глубиной своего покаяния. Удивительная душа смиренностью своих чувств: «Отец, я не достоин называться твоим сыном, прими меня, как одного из наёмников твоих» (Лк.15:18–19).

Встают перед нами и великие евангельские преступники, солгавшие Духу Святому, Анания и Сапфира. Внезапно они умирают от своего греха, утаив часть ими же самими добровольно отданного Богу имения. По сравнению с духовными лицемерами наших дней не младенцы ли даже они? Сколько христиан и пастырей в наши дни обещают Господу Богу отдать всю свою жизнь, а отдают лишь ничтожную её часть, утаивая прочее для своих эгоистических целей!

А мытари, современные Господу Иисусу Христу, эти сборщики налогов, нечестные чиновники первого века, которых так гнушался палестинский народ, не дети ли и они по сравнению со многими чиновниками наших дней во всех странах и народах мира?

Даже классический, вспоминаемый человечеством постоянно разбойник Варавва, освобождённый Пилатом вместо Христа и, несомненно, убивший кого-нибудь на дороге, – как можно определить его преступление по сравнению с методическим и сознательно беспощадным умерщвлением «ради государственной пользы» в наши дни миллионов невинных жертв, с их жёнами и детьми?

Посмотрите на Закхея-мытаря, как он горячо устремляется к дереву, чтобы взобраться на него и увидеть Спасителя! Как он хочет увидеть Спасителя! Как он радуется, что увидит Спасителя. Евангелие учит нас не только своими праведниками; оно нас ведёт к покаянию, к Богу и образами своих грешников, их человечностью, их чуткостью к добру.

Вот они несут драгоценный алавастровый сосуд с миром и разбивают его, чтоб помазать тело Иисусово; вот они горько плачут после своего отречения; вот они останавливаются на дороге, как Савл, поражённые небесным видением. Все они изменяют свою жизнь или, осуждая себя, на кресте своём просят Господа «помянуть их».

Где наше миро, где наши слёзы, где чуткость нашей совести, обличающей нас? Ничего этого не видно. Мы предаёмся своим планам, проектам, чувствам, страстям и забываем кроткую, любящую нас истину Христову. Мы ушли далеко не только от Евангелия, но даже от евангельских грешников!

Великую силу Господь вложил в Своё Слово. Древние грешники удивляют нас своей человечностью и смиренностью, светящейся сквозь их грех. Образами этих грешников, лишённых черт нашего бесконечного самодовольства и самолюбования, Господь хотел вразумить нас и утешить, ведь и мы тоже можем стать такими же человечными грешниками, если невозможна для нас большая любовь к Богу.

Господь хотел, может быть, вызвать в нас не слёзы, а целые потоки слёз при сравнении наших чувств с переживаниями этих евангельских грешников. Мы видим ясно, что такое грешники Евангелия и что мы собою представляем с нашей цивилизованностью.

Хвалящий себя в храме Иерусалима древний фарисей, конечно, дитя по сравнению с открытой и прикрытой саморекламой многих общественных, политических, даже церковных деятелей нашего мира.

Евангельская греховность – это «пастушеская свирель» по сравнению с назойливой, оглушительной и бесстыдной музыкой греха наших дней. Не только единично, но и коллективно восстают люди нашего века против Духа Божия. Белое так настойчиво называется в мире чёрным и чёрное – белым. «Горы падите на нас и холмы покройте нас» (Лк.23:30)!

Кто имеет в наши дни силу шептать смиренную молитву мытаря? Мы все считаем себя благополучными мытарями, а ближних своих – фарисеями.

Мы не раскаиваемся, как Пётр, и не отдаём нищим «пол-имения», как Закхей, от одного только взгляда Иисусова... Если бы мы могли только забыть елей, как неразумные евангельские девы! Или только закопать талант в печальную землю, ничего греховного не приобретая на него. Если бы, отвращая взор от Самой Истины, мы могли бы заниматься только своими семейными делами или благодушно испытывать своих волов. Но мы участвуем в преступлениях, входящих в мир под видом особой заботы о людях и народах.

Даже самый великий грешник Евангелия Иуда среди отчаяния своего осознал свой грех; и если не раскаялся в нём истинно, пред Богом, то всё же бросил свои преступные деньги, тридцать сребренников, цену своего предательства, и, терзаемый совестью своей, сказал: «Предал я кровь неповинную» (Мф.27:4). А разве не строится в наши дни на невинных страданиях многих мнимое благополучие людей и народов?

Вглядываясь в греховность, нам открытую в Евангелии, и всматриваясь в жизнь человечества, нельзя не видеть, что стоит уже «при дверях» Суд последний над миром. Сияя нам праведностью своих праведников, Евангелие учит нас и образами своих грешников. Чтобы мы, ни в чём не видя своей правды, всю надежду возложили на Правду Христову. И, милостью Господа, вошли в неё.

Из книги архиепископа Иоанна Шаховского «Апокалипсис мелкого греха»

 

Грех (греч. amartia – ошибка, промах, мимо цели) – повреждение человеческой природы, болезнь души. Современная массовая культура часто использует это слово не по назначению, и постепенно оно лишается истинного содержания. Грех сегодня подчас воспринимается как нечто запретное, но чрезвычайно привлекательное. Однако Церковь из своего опыта знает, что грех – это смертельное заболевание. Бог дал человеку свободу воли и никогда не отнимал её у него. Господь терпеливо ждёт, когда человеку надоест калечить себя грехами. Если мы видим разрушительность греха и обращаемся к Богу за помощью, Он с радостью исцеляет раны, которые мы наносим себе. Но даже Бог не может нас спасти вопреки нашей воле…
Патриарх Алексий II

 

Тело, получив хотя малую рану от меча, портится; здание, расщелившись хотя немного, разрушается; и ветвь, отломившись от корня хотя немного, делается негодной. Таким образом, это малое есть уже не малое, но почти всё. Потому, когда мы погрешим в чём-нибудь малом или почувствуем леность, не будем презирать этого малого, потому что, будучи оставлено в небрежении, оно скоро сделается великим. Так, одежда, если начнёт раздираться и будет оставлена в небрежении, вся раздирается; и кровля, если обнажится от нескольких черепиц и будет оставлена в небрежении, разрушает весь дом. Итак, представляя себе это, никогда не будем пренебрегать малыми грехами, чтобы не впасть в великие; если же по небрежению впадём даже в бездну зол, то и тогда не будем отчаиваться, чтобы не потерять ясности ума. Оттуда уже не легко выйти тому, кто не бодрствует над собою тщательно, не только по причине глубины этой бездны, но и по самому положению. Грех – это бездна, которая увлекает в глубину и гнетёт. Kак упавшие в колодезь не скоро могут выйти оттуда и имеют нужду в других, которые бы вытащили их, так точно и тот, кто впал в глубину грехов. Спустим же к ним вервиё и извлечём их оттуда; или лучше сказать, не в других только здесь нужда, но и в нас самих, чтобы и сами мы препоясали себя и поднялись не настолько, насколько ниспали, но, если хотим, и гораздо выше. Сам Бог – помощник, потому что Он не хочет смерти грешника, но чтобы он обратился и был жив (Иез. 18:23). Итак, никто не отчаивайся, никто не подвергайся этой болезни нечестивых, которым этот грех свойствен: когда достигнет, сказано, нечестивый до глубины зол, нерадит.
Святитель Иоанн Златоуст
Поделиться в соцсетях

Оставьте комментарий

Поделитесь своим впечатлением о новости.

Текст комментария
Ваше имя
Введите капчу *
4081c25c0fc3c32be559968fd42e94c4

Уважаемые пользователи! Вводя персональные данные вы принимаете условия Политики конфиденциальности сайта сетевого издания "KURSK-IZVESTIA"




Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Обратите внимание

Актуальные новости


Последние комментарии