Наш канал в Я.Дзен Наша группа в vkontakte Наша группа в instagramm Наша группа в Facebook Наша группа в Одноклассники Наш канал в twitter
Хозяин, забери меня домой - Новый проект Курских известий
Курс валют: USD: 65 | EUR: 75 Погода: Курск +6°

Парадом локомотивов в Курске командовал «генерал»

02 октября 2018 в 16:29Парадом локомотивов в Курске командовал «генерал»Фото пресс-службы администрации Курской области
В честь 150-летия железнодорожного узла в Курск приехали локомотивы разных лет

 

В 1868 году по инициативе министра путей сообщения инженера П.П. Мельникова был основан Курский железнодорожный узел. А в этом году 28 сентября на вокзале торжественно отметили полуторавековой юбилей этого события.

Так сложилось, что Курск был перекрёстком важнейших торговых путей страны. Дороги с запада на восток и с севера на юг пересекались именно здесь. Развитие железных дорог в России в XIX веке не только сохранило этот статус, но и укрепило его. Станция и товарные склады давали работу сотням людей, а промышленные предприятия строились в Курске именно с учётом удобной транспортной доступности. Поэтому значимость события для губернии переоценить сложно.

Но юбилей – это в первую очередь праздник, и в минувшую пятницу гости и участники торжественного митинга получили возможность отдохнуть на славу. Прямо на первой платформе у выхода из здания вокзала развернулась импровизированная сцена, на которой студенты Орловского института культуры и искусств в виде театрализованного представления рассказали об истории появления станции Курск и показали несколько зарисовок на железнодорожные темы из русской классики. Собравшихся работников вокзала, учащихся Курского железнодорожного техникума и случайных зрителей развлекали песнями и танцами. Кульминацией праздника стало прибытие настоящего паровоза П36. В облаках дыма и пара, под оглушительный гудок и туш духового оркестра чёрно-голубой стальной красавец прибыл на перрон на радость взрослым зрителям и детворе. Кстати, за широкую полосу-«лампас», идущую вдоль всего борта, паровозы модели П36 получили прозвище «генерал».

 

Именно в Курске находится единственное во всей России учебное заведение, где обучают машинистов паровозов: Курская дорожно-техническая школа РЖД. Машин такого типа осталось совсем немного, им на смену давно уже пришли современные локомотивы на электрической, тепловой и дизельной тяге, так что профессию машиниста паровоза можно считать одной из самых редких в мире.

 

После встречи исторического поезда на путях прошёл парад локомотивов. Публике показали современные модели тепловозов и электровозов, которые осуществляют перевозки на Курско-Орловском участке Московской железной дороги. После парада локомотивы вернулись на первый путь, чтобы зрители могли их осмотреть и сфотографироваться с понравившимися машинами.

 

Паровоз моют тряпочкой и жарят в нём яичницу

 

Нам удалось первыми попасть в будку (так называют кабину паровоза, в которой находится рабочее место экипажа – топка и все рычаги управления машиной) и задать машинисту Александру Разуваеву несколько вопросов о его необычной профессии.

 

– Скажите, вот этот паровоз – это парадная машина, для красоты, или он используется в качестве обычного локомотива?

 

– Он технически исправен и водит пассажирские составы. Он не застаивается, постоянно в ходу.

 

– Какой у него запас самостоятельного хода? Далеко может уехать с полным тендером (грузовое отделение с углём для топки)?

 

– Ну, из Москвы сюда он придёт точно.

 

– Так и добирались сюда на праздник?

 

– Мы только от Орла ехали своим ходом. А до него нас тащили на тепловозе в холодном состоянии. И потом ещё возвращаться назад будем.

 

– А где паровоз «живёт»? К какому депо приписан?

 

– ТЧ-18, депо имени Ильича. Это в Москве, на Белорусском вокзале.

 

– Много вагонов может тянуть за собой такой паровоз?

– 20 вагонов.

 

– Обычных современных вагонов?

 

– Да, сейчас он водит пассажирские составы из 20 вагонов по 60 тонн каждый. Полторы тысячи тонн, если с пассажирами и багажом.

 

– Паровоз сложно мыть? Как это вообще делается?

 

– Берём керосинчик, добавляем масла и трём.

 

– Вручную, тряпками?

 

– Да, вручную.

 

– В кино не приглашали сняться с этим красавцем?

 

– Я не снимался, а паровоз снимали. Правда, в каких фильмах, не знаю.

 

– Много человек надо для работы на паровозе?

 

– Машинист работает, помощник и кочегар. Ну и, конечно, слесари его обслуживают, но это уже в депо. А экипаж – три человека.

 

– А где сейчас учат водить паровоз?

 

– Курск, школа машинистов. У нас в стране больше нигде не учат такому. А практику проходил в локомотивном депо им. Ильича в Москве.

 

– На улице уже прохладно, а в будке даже немного жарковато. Зимой, наверное, хорошо. А летом?

 

– А летом жарко очень. Больше 60 градусов бывает.

 

– И как справляетесь?

– Окошко открываем, ветер задувает – уже не такая жара. Это на современных кондиционеры стоят, а здесь таких удобств нет.

 

– А что же, худеют кочегары, пока доезжают до места?

 

– Наоборот, толстеют. Лопатой помахал – поел. И так всю дорогу. А переезды по 7 – 8 часов бывают.

 

– Пробовали что-нибудь из еды на топке готовить?

 

– Яичницу жарим иногда. А самое лучшее – это картошка, печёная в топке.

 

– В топке, прямо внутри?

 

– Ну да. Яичницу на лопате делаем, а картошку – на шуровке (инструмент в виде длинного металлического стержня): наколол, топку открыл и прям туда её.

 

– Будка маленькая такая, тут есть где отдохнуть в пути?

 

– Мы дома отдыхаем, и кочегары, и машинисты. Смену отработаешь – и домой, отдыхать. А здесь не отдохнёшь, это не электровоз, не тепловоз. Я думаю, что их всех – электровозников, тепловозников – надо прогонять через паровоз пока учатся.

 

– Чтобы набрались опыта?

 

– Чтобы ценили, поняли, как легко на тепловозе и на электровозе работать.

 

– Там на дымовой коробке табличка: указано, что машина 1954 года постройки. Это сколько же километров он уже пробежал?

 

– Не могу сказать, много тысяч.

 

 

Паровозы модели П36 выпускались Коломенским заводом с 1950 по 1956 годы. В них установлен паровой двигатель мощностью более 2800 л. с., который может тянуть состав весом более 1500 тонн (при собственном весе 120 тонн) и развивать скорость до 125 км/ч. Экипаж – 3 человека: машинист, помощник машиниста и кочегар. Тендер на 15 тонн угля, что обеспечивает запас хода.
Паровоз П36-0027 1954 года выпуска, который прибыл в Курск, до 2013 года был частью экспозиции музея Октябрьской железной дороги в Санкт-Петербурге, позднее восстановлен в рабочем состоянии и приписан к локомотивному депо имени Ильича в Москве. Сейчас он обслуживает пассажирские перевозки на ретромаршрутах ЦФО, участвует в торжественных мероприятиях и киносъёмках.
 

Алексей Баринов

Фотогалерея

Поделиться в соцсетях

Оставьте комментарий

Поделитесь своим впечатлением о новости.

Текст комментария
Ваше имя
Введите капчу *
d1529ddb699d39014ec82d1cab8c98c4

Уважаемые пользователи! Вводя персональные данные вы принимаете условия Политики конфиденциальности сайта сетевого издания "KURSK-IZVESTIA"




Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Актуальные новости


Последние комментарии