Маршрут по советским кинотеатрам с непростой судьбой

04 февраля 2025 в 10:40
Отправляемся в путешествие по местам с многолетней киноисторией 

 

Весной 1896 года в Санкт-Петербурге состоялся первый киносеанс, а вскоре иностранные фильмы смогли увидеть жители Москвы и других городов. Первые российские кинотеатры (или электротеатры, как называли их в то время) стремительно вошли в моду. Посещать их считалось признаком прогрессивного мышления и тонкого вкуса. Кстати, в том же 1896 году в Москве был снят один из первых репортажных фильмов – Камилл Серф по поручению братьев Люмьер запечатлел на плёнку церемонию коронации Николая II. На звание самого первого постоянного кинотеатра в России претендует открывшийся в Санкт-Петербурге уже весной 1896 года кинотеатр под названием «Живая фотография». Он располагался по адресу Невский проспект, 46. Предприятие быстро прогорело, но начало было положено, и вскоре Невский превратился в главную «киноулицу» столицы Российской империи. В течение следующих 20 лет здесь регулярно появлялись новые кинотеатры. Вспомним, кто строил дореволюционные «электротеатры» Москвы и Петербурга, где проходили самые громкие советские премьеры и международные фестивали кино и куда приезжали с премьерами Адриано Челентано, Катрин Денёв и Жан-Поль Бельмондо.

                                                                         

«Художественный»

Где: г. Москва, Арбатская пл., д. 14 (м. «Арбатская»)

Первый кинотеатр в Москве открыли 10 ноября 1909 года на Арбатской площади. Проект здания разработал архитектор Николай Благовещенский, который до этого строил в основном церкви, школы и лицеи. По его замыслу одноэтажный кинотеатр был увенчан большим куполом. Вход украшали колонны и статуи. В фойе располагался светящийся фонтан.

Кинотеатр назвали «Синематограф Брокша» – в честь владельца, обрусевшего немца Роберта Альберта Брокша. Позже он сменил название на «Художественный» по аналогии с Московским Художественным театром. Зал вмещал около 400 зрителей. В 1913 году Роберт Альберт Брокш продал своё заведение известному российскому кинопромышленнику Александру Ханжонкову. Тот решил, что зрительный зал нужно расширить, и пригласил известного архитектора – автора особняка Рябушинского и здания Ярославского вокзала Фёдора Шехтеля, который увеличил вместимость в два раза, а также оформил фасад в стиле неоклассицизма.

По проекту Шехтеля фасад кинотеатра оформили в классическом античном стиле. В здание провели систему парового отопления, для хранения киноплёнок оборудовали специальную будку на крыше. В фойе, похожем на театральное, располагались гардеробные для зрителей. Его украшали хрустальные люстры, колонны, настоящие пальмы в кадках. На небольших эстрадах перед началом киносеанса выступали музыканты или актёры. Зрительный зал увеличился больше чем вдвое и вмещал теперь около 900 посетителей. Места в нём делились так же, как в театре: для высоких гостей предназначались ложи, московская интеллигенция чаще всего располагалась в партере, а для небогатой публики отводилась галёрка. Расширился и репертуар кинотеатра. В 1914 году в нём можно было посмотреть около 15 короткометражных немых фильмов.

Во времена царской России кинотеатр посещал Лев Толстой, а в революционный период там проходили собрания большевиков. В 1920-е, когда электротеатр стал носить звание первого госкинотеатра, здесь началась эпоха советского кино. В январе 1926 года прошла премьера фильма режиссёра Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин», в 1931 году показали первый советский звуковой фильм – «Путёвка в жизнь» Николая Экка, а в 1936 году – первую цветную картину «Груня Корнакова». Кинотеатр продолжал работать и во время Великой Отечественной войны. В 1943 году перед сеансами здесь пела юная Людмила Зыкина.

В 1950-х кинотеатр реконструировали: часть окон заложили кирпичом, из кинозала убрали оркестровую яму, а с фасада сняли лепнину в античном стиле. До 1961 года «Художественный» оставался самым большим и популярным кинотеатром Москвы, пока не завершилось строительство киноконцертного зала «Россия»

В 1990-е в кинотеатре работали казино, бар и зал игровых автоматов. По выходным здесь устраивали ночные сеансы, рассчитанные в основном на молодёжь. Для таких «киномарафонов» обычно выбирали несколько работ одного режиссёра или фильмы, которые объединяла общая тематика. Иногда показы сопровождались мастер-классами или творческими встречами с артистами.

«Художественному» принадлежит много открытий и рекордов. Так, именно он стал первым широкоэкранным кинотеатром со стереофоническим звуком в Москве, когда там установили звуковую систему Dolby Stereo, и был единственным кинотеатром, который предоставлял роскошную по тем временам услугу – доставку билетов на дом.

В 2014 году старейший кинотеатр столицы закрыли на капитальную реконструкцию. Зданию вернули тот облик, который придал ему Фёдор Шехтель, укрепили фундамент, заменили кровлю, восстановили декоративные барельефы и парадный вход.

 

«Аврора»

Где: г. Петергоф, Санкт-Петербургский пр-т, д. 17

Один из первых крупных кинотеатров в Санкт-Петербурге открыли в конце 1914 года. Напротив Аничкова дворца во дворе дома на Невском проспекте построили большой зал с балконом, который вмещал до 800 человек. Киноцентр назвали «Пикадилли» в честь известной улицы в Лондоне.

В эпоху немого кино «Пикадилли» был самым популярным кинотеатром в империи. Первый сеанс состоялся 27 декабря. Показы единственного тогда немого полнометражного фильма «Сумерки женской души» режиссёра Евгения Бауэра шли непрерывно с 13.00 до 23.30. Стоимость билета составляла от 35 копеек. Это позволяло ходить в кинотеатр даже рабочим людям. Посещать синематограф было не только модно, но и очень интересно.

Здесь шли свежие российские и зарубежные картины: «Семья Оппенгейм», «Профессор Мамлок», «Болотные солдаты» и другие. Неизменным успехом пользовались показы фильмов с участием несравненной Веры Холодной в главных ролях. В 1913 году сюда приезжал французский актёр-комик Макс Линдер. Немые киносеансы в «Пикадилли» сопровождала игра симфонического оркестра или тапёра. В 1920-х здесь подрабатывал 19-летний композитор Дмитрий Шостакович.

С 1924 года по субботам в стенах кинотеатра проходили популярные симфонические концерты. Позднее здесь неоднократно выступала молодая Клавдия Шульженко. Кинозрителем, часто посещавшим «Пикадилли», был и Владимир Набоков. Об этом он рассказал в своём автобиографическом произведении.

 

– Под вечер мы часто скрывались в последний ряд одного из кинематографов на Невском, «Пикадилли» или «Паризиана». Фильмовая техника, несомненно, шла вперёд. Уже тогда, в 1915 году, были попытки усовершенствовать иллюзию внесением красок и звуков: морские волны, окрашенные в нездоровый синий цвет, бежали и разбивались об ультрамариновую скалу, – писал Набоков.

 

В 1929 году жители города начали высказывать через печать своё недовольство странным названием кинотеатра. В ноябре 1932 года, когда страна отмечала 15-ю годовщину революции, ему дали имя крейсера «Аврора». В этом же году здесь установили новую аппаратуру, чтобы показывать звуковые фильмы. «Аврора» стала одним из первых звуковых кинотеатров в Санкт-Петербурге.

В определённый момент зал перестал вмещать всех желающих, и в 1936 году площадь кинотеатра по проекту архитекторов увеличили практически в два раза за счёт сноса примыкающих к «Авроре» построек. Кроме того, появились вестибюль и концертный зал. После открытия обновлённой «Авроры» в 1937 году ленинградцы смогли убедиться, что кинотеатр от реконструкции только выиграл. Особенно сильное впечатление производил концертный зал, сооружённый в форме античного пантеона.

В эти годы в «Авроре» демонстрировались новинки кинематографа и фильмы, соответствующие линии партии и правительства. Всю Великую Отечественную войну и даже в период блокады кинотеатр «Аврора» продолжал работать, сеансы прерывали лишь во время воздушной тревоги. Но с января по март 1942 года кинотеатр не работал. Тогда полностью прекратилась подача электроэнергии. В мирное время на экране стали появляться голливудские фильмы – «Молодой Карузо», «Призыв судьбы», «Пармская обитель».

В 1980-х в «Авроре» проходили премьеры отечественных картин и встреч с режиссёрами: «Орёл и решка» Георгия Данелии, «Привет, дуралеи» Эльдара Рязанова, «Ретро втроём» Петра Тодоровского. Здесь проходили показы фильмов Станислава Говорухина «Благословите женщину» и «Ворошиловский стрелок», Александра Митты «Таёжный роман», Андрона Кончаловского «Дом дураков», Владимира Меньшова «Ширли-мырли» и «Зависть богов», Виталия Мельникова «Бедный, бедный Павел». Свои фильмы представляли Сергей Бодров («Кавказский пленник») и Денис Евстигнеев («Мама»).

В 1990-е здесь состоялась мировая премьера фильма. Олег Меньшиков и французская актриса Катрин Денёв представляли киноленту «Восток – Запад». Позже в «Авроре» прошли первые показы лент, которые снимали петербургские режиссёры: «Хрусталёв, машину» Алексея Германа, «Молох» Александра Сокурова, «Брат» и «Брат 2» Алексея Балабанова.

 

– «Аврора», что называется, была и есть кинотеатром «первого экрана», то есть кинотеатром, в котором проходит множество премьерных показов. Я хорошо помню премьеру фильма «Онегин» (16+) Марты Файнс, потому что мне доверили честь выводить на сцену «Авроры» исполнителей главных ролей – Лив Тайлер и Рэйфа Файнса. Помню, специально ради них ещё неказистый двор «Авроры» затянули шатром, – вспоминает кинокритик, профессор кафедры тележурналистики Санкт-Петербургского государственного университета Сергей Ильченко.

 

Реконструкция и переоборудование кинотеатра «Аврора» прошли в 1998 году, в год его 85-летия. Изменилось оформление кинозала, появился новый экран площадью 100 квадратных метров и стереозвук, удобные мягкие кресла, восстановлен исторический вид здания. Цифровой кинопроектор Christie CP2230 позволяет просматривать кинофильмы в 3D формате. И в настоящее время кинотеатр «Аврора» со своей более чем 100-летней историей является одним из самых посещаемых кинотеатров Санкт-Петербурга.

 

«Родина»

Где: г. Санкт-Петербург, ул. Караванная, д. 12

Кинотеатр «Родина» в Санкт-Петербурге находится в старинном здании на Манежной площади. Его спроектировали выпускники Императорской академии художеств – архитекторы Константин Покровский и Борис Боткин. Дом в стиле итальянского палаццо построили в 1916 году. Изначально сооружение было задумано как место для Петроградского губернского Кредитного общества, которое и занимало верхние этажи вплоть до 1918 года. Фасады и интерьеры выполнялись по эскизам известного скульптора-модельщика Александр Громова. На верху здания находились банковские конторы и большой зал для операций с ценными бумагами, бельэтаж был отведён под «живую фотографию», а цокольные помещения занимали коммерческие магазины. Память о прежних владельцах до сих пор хранят статуи двух грифонов под крышей.

Но уже через год, в 1917 году, здесь открыли концертный зал с кинотеатром. Его называли «Сплендид-палас» от английского слова splendid («роскошный») и считали одним из самых богатых в столице. В 1918 году здесь показали первый советский художественный фильм «Уплотнение» по сценарию наркома просвещения Анатолия Луначарского. Все ленты, как и в «Авроре», сопровождала игра оркестра или тапёров. Студент Петроградской консерватории Дмитрий Шостакович подрабатывал и в этом кинотеатре.

 

– Уверяю вас, что я не гоняю лодыря, а дело обстоит хуже. Меня очень подкузьмил кинематограф. Благодаря моей некоторой впечатлительности, я, когда прихожу домой, то в ушах у меня звучит киномузыка, в глазах стоят ненавистные мне герои. Из-за этого я долго не могу заснуть. Засыпаю не раньше как в 4 – 5 часов. Поэтому утром я встаю очень поздно и с больной головой и со скверным настроением. Ползут в голову всякие гнусные мысли вроде того, что я продался за 134 рубля «Севзапкино» и что я стал кинопианистом. А потом надо бежать в консерваторию. А потом прихожу домой, обедаю и айда в «Сплендид-палас». Я надеюсь, что это скоро у меня всё пройдёт и я смогу регулярно заниматься пианизмом, – из письма Дмитрия Шостаковича преподавателю, 1919 год.

 

В 1931 году на экране «Сплендид-палас» вышел первый отечественный звуковой фильм – «Путёвка в жизнь» Николая Экка, а позже прошла премьера картины «Одна» Григория Козинцева и Леонида Трауберга. Во время кинопоказов в соседнем Малом зале работали артисты театров «Кривое зеркало», «Комедия» и Театра малых форм.

В 1932 году «Сплендид-палас» сменил название на «Рот-Фронт». Через 16 лет здесь открылся первый в городе детский кинотеатр, которому дали имя «Родина». В 1960-х после капитальной реконструкции верхних этажей в здании расположился Союз кинематографистов Санкт-Петербурга и кинозал Дома кино. Здесь шли детские фильмы и анимационные картины, а также художественные и документальные ленты, отечественные и зарубежные. «Родина» стала площадкой для разных кинофестивалей, где показывали авторское некоммерческое и артхаусное кино.

В 2013 году Городской детский киноцентр «Родина» отметил 100-летний юбилей. К этому событию здесь реконструировали второй этаж, а также восстановили интерьеры начала XX века.

 

«Ударник»

Где: г. Москва, улица Серафимовича, 2, кор. 8

В 1931 году в Москве по инициативе наркома просвещения Анатолия Луначарского появился новый кинотеатр – «Ударник». Он задумывался как часть жилого комплекса Дома на набережной, который также называют общежитием Кремля или «улыбкой Сталина. Здесь жили партийные деятели Советского Союза. Архитектор Борис Иофан, который работал над проектом всего комплекса, создавал общественное пространство для отдыха и развлечений: помимо кинотеатра, в здании находились библиотека, детская комната, танцпол и летние веранды на крыше.

Кинотеатр в стиле конструктивизма стал одним из самых крупных в СССР, его зал вмещал 1600 зрителей. «Ударник» был первым кинотеатром, который построили специально для звукового кино. В день открытия здесь поставили ленту режиссёра Сергея Юткевича «Златые горы» с музыкой Дмитрия Шостаковича. Позже в «Ударнике» показывали «Весёлых ребят» Григория Александрова, «Чапаева» режиссёров Сергея и Георгия Васильевых, «Тихий Дон» Ивана Правова и Ольги Преображенской и другие картины. 21 февраля 1935 года в «Ударнике» прошёл «Советский кинофестиваль в Москве» (сегодня ММКФ), председателем жюри которого был Сергей Эйзенштейн.

В Великую Отечественную войну кинотеатр продолжал работать, в 1942 году здесь показали оскароносный документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой», а через пару лет – картину Ивана Пырьева «В 6 часов вечера после войны».

В 1958 году в «Ударнике» прошёл первый Всесоюзный кинофестиваль, а в следующем году – первый после войны Московский кинофестиваль. На рубеже 1950-х и 1960-х гости кинотеатра смотрели европейские премьеры. Например, фильмы Феллини «Ночи Кабирии» и «Восемь с половиной».

На Московский кинофестиваль в «Ударник» приезжали Джина Лоллобриджида и Стэнли Кубрик, а в Книге отзывов до сих пор хранятся записи Юрия Никулина, Инны Чуриковой и Андрея Тарковского. Позже кинотеатр стал главной площадкой, где показывали внеконкурсные фильмы разных стран.

В 1990-х «Ударник» стал пустеть, показывать фильмы хотя и продолжили, половину мест в кинозале убрали. Одновременно с сеансами на этажах кинотеатра проходили вещевые ярмарки, а на цокольном этаже открыли казино и тотализатор.  В 1994 году здание арендовала компания «ЛогоВаз». В фойе кинотеатра завезли автомобили и по сути открыли первый автосалон элитных машин в России.

В конце 90-х в кинозале сделали ремонт, но в 2010 году решили прекратить работу кинотеатра. После полного запустения заговорили о переоборудовании кинотеатра в концертный зал, но новость оказалась слухом. «Ударник» пустовал более 10 лет, пока в начале 2023 года СМИ не стали сообщать об идее возродить пространство как кинотеатр и площадку для фестивалей. В 2024 году реконструкция ещё продолжалась.

Ольга Коновалова

Теги: #Курск, #Курская область, #новости Курска, #новости онлайн

Популярное в тему:

Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен, Яндекс новости, Google новости


Оставьте комментарий

Поделитесь своим впечатлением о новости.

Текст комментария
Ваше имя
Введите капчу *
e06e2b09f0b13273900b9cbda3f52a8b

Подтверждаю согласие на обработку персональных данных и ознакомлен (а) с политикой их обработки



Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Обратите внимание

Актуальные новости


>
Последние комментарии
Вернуться наверх