Весёлые паузы и мраморный микрофон
20 декабря 2016 в 09:32Как трамвайное движение мешало радиовещанию в Курске
В эти дни отмечается примечательная дата – 90-летие начала радиовещания в Курске и Курской губернии. Мы расскажем о некоторых первых шагах этого технически уникального явления.
14 августа 1924 года «Курская правда» коротко, но торжественно сообщила: «Отныне мы обеспечены свежими новостями. Радиоприёмник в редакции!»
Одно из первых упоминаний о широком интересе курян к радио относится к 1925 году. Тогда в февральском номере журнала «Друг радио» сообщалось о первом организационном собрании в курском клубе нарсвязи Общества друзей радио (ОДР). На нём присутствовало более 20 представителей разных организаций. На собрании был избран совет курского отделения ОДР, который ставил одной из своих задач способствовать развитию радиолюбительства в губернии. Также при отделении открыли техническую консультацию для всех желающих.
В этом же году, 4 августа, Курский губисполком выделил 500 рублей на устройство в городе отправительной радиостанции.
Как пишут некоторые исследователи, радиофикация Курска началась в 1928 году, а в губернии – в 1933. Однако на самом деле по постановлению Курского губисполкома губернское ОДР приступило к радиофикации Курска и губернии ещё в 1926 году. Но не всё поначалу шло гладко.
Антракт
(Фото: Радио на селе. 1920-е годы)
Всем курянам наверняка памятно, как в дорекламную эру телепередачи курского телевидения зачастую прерывались продолжительными антрактами. Очам дорогих телезрителей приходилось довольствоваться многоминутной медитацией, сопровождавшейся лицезрением фотографии матушки-природы под инструментальную музыку. Получался неплохой советский релакс. Подобный брак в работе случался и на центральном телевидении. Иногда сотрудники СМИ могли побаловать потребителя духовной пищи посторонними звуками при полном отсутствии заставки или случайно прорвавшимися на голубые экраны сценами подготовки к эфиру. Вот было весело!
Примечательно, что и в дотелевизионную эру такие грехи водились за курским радио. В 1920-е годы оно называлось курским широковещательным радио. Очень редко его сотрудники предупреждали слушателей о наступлении перерывов в трансляции радиопередач, а также о теме следующей передачи, так как работали там нередко люди едва ли не с улицы, да к тому же на допотопном оборудовании. По инструкции было положено ещё и уведомлять аудиторию о длине волны с обязательным указанием города, откуда ведётся вещание, что тоже исполнялось с большой неохотой. Большинство курян воспринимали антракты как полное окончание передач и, охая, расходились по домам. Тем же, кто был преданным фанатом радиоэфира, зачастую удавалось услышать во время антрактов совершенно неожиданные вещи. Однажды недовольство курскими «широковещателями» вылилось на страницы местной печати. Вот что из этого получилось:
Прослушав «Демона» пролог,
Ждём напряжённо продолженья,
Но в наши уши вместо пенья
Доходит вдруг: «Чертополох!..»
«Куда рояль попёр, чёрт рыжий?»
«Постой! Дай свет… Педаль не вижу»…
Ногами шарканье, сморканье…
Минуты три проходит тихо…
Вдруг звук рожков и лязг цепей,
И, как из гроба, голос хриплый:
«Москву, Москву включай скорей!»
И ждём Москву мы в тишине,
Но «Демон» нем. В ночном тумане
Не долетает к нам извне
Ни на воздушном океане,
Ни на трансрадиоволне.
Радиогазеты по субботам
К концу 1927 года работа на курской радиостанции заметно улучшилась. Специалисты устранили ряд технических дефектов, мешавших хорошей слышимости. Три раза в неделю, по средам, субботам и воскресеньям, в эфир выходила намеченная радиопрограмма. По средам куряне слушали трансляцию из Москвы. С 23 ноября введена систематическая передача информационного бюллетеня ОДР СССР. По субботам и воскресеньям шли передачи курских радиогазет «Молодняк», «Юнгвардия» и новостей «Радио по радио». Затем производилась трансляция художественной передачи центральных московских и ленинградских радиостанций.
Несмотря на то, что для приёма центральных станций имелся специальный пункт, располагавшийся в трёх верстах от Курска, всё же бывали дни, когда вследствие неблагоприятных атмосферных условий… курский трамвай мешал радиостанции получать трансляцию центральных станций СССР. Это было связано с тем, что местная передача велась на магнитном микрофоне, который благодаря чрезвычайной чувствительности давал фон, всецело зависящий от осветительной городской сети.
(Фото:Беспризорники в общежитии у приёмника)
По данным на май 1927 года, в Курске было зарегистрировано 140 радиоустановок – 44 детекторных, 66 ламповых и 30 громкоговорителей.
В начале ноября 1927 года на радиостанции стали проводиться опыты по применению микрофона нового типа, так называемого мраморного. К началу декабря один из мраморных микрофонов на курской радиостанции уже установили. По полученным из разных мест губернии сведениям, слышимость была превосходная.
В №1 за 1928 год журнал «Радио всем» сообщал о положении радиодел в Курской крае: «В последнее время у нас ощущается большое оживление радиоработы на местах. Радиосеть губернии с каждым днём растёт всё больше и больше, что видно из отчитывающихся организаций на пленуме. Технические секции местных советов ОДР усиленно содействуют расширению радиосвязи, изготовляя и устанавливая детекторные и ламповые радиоприёмники отдельным членам профсоюзов, профорганизациям и учреждениям. Значительно повышается и качественный рост радиолюбительства. По постановлению пленума Курского губсовета ОДР проводится перевыборная кампания по советам и ячейкам ОДР Курской губернии».
Пётр Горбачёв.


