Наставления преподобного аввы Дорофея
14 ноября 2017 в 12:32
– Кто не имеет мужества в душе, тот не будет иметь и терпения, а у кого нет терпения, тот решительно ничего не может совершить. В терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21,19)
– Разумно служащий больному служит для того, чтобы приобрести милостивое сердце, чтобы приобрести чувство сострадания, ибо кто имеет такую цель, тот, что бы ни случилось с ним – скорбь ли извне, или сам больной помалодушествует против него – он без смущения переносит всё это, взирая на свою цель и зная, что более больной благотворит ему, нежели он больному.
– Кто разумно служит больным, тот освобождается и от страстей, и от брани.
– Кто разумно постится, тот не думает, что он совершает добродетель, и не хочет, чтобы его хвалили как постника, но думает, что чрез воздержание приобретёт целомудрие, а посредством сего придёт в смирение, как говорят Отцы: путь к смирению суть труды телесные, совершаемые разумно.
– Не должно говорить, что добродетели велики, и он не может достигнуть их, ибо кто так говорит, тот не уповает на помощь Божию или ленится посвятить себя чему-либо доброму. Мы должны не только просить, но и искать, и действовать.
– Воля Божия совершенная: когда кто творит милостыню не со скупостью, не с леностью, не с понуждением, но всею силою и произволением, подавая так, как будто бы принял сам, и так благодетельствуя, как будто бы сам принимал благодеяния. Она милостыня столь велика, что может прощать и грехи.
– Бог не отвергает никого, но каждому подаёт то, чего он желает, если только это не вредит душе его.
– Никто не может сказать: я нищ и мне не из чего подавать милостыню... Имеешь силу и можешь служением оказать милость немощному брату. Не можешь и этого? Можешь словом утешить брата своего. Не се ли слово паче даяния блага (Сир. 18,17).
– Безмерие в пище рождает для человека всякое зло.
– Каждый получает вред и пользу от своего душевного устроения. Смотрящий кротко помилован будет (Ср.: Прит. 12,13). Если человек не будет замечать пороков ближнего, то с помощью Божией рождается в нём благость.
– Не желай, чтобы делалось так, как ты хочешь, но желай, чтобы оно было так, как будет, и таким образом будешь мирен со всеми.
– Прежде, нежели скажем или сделаем что-нибудь, испытаем, согласно ли это с волей Божией; и тогда, помолившись, скажем или сделаем сие и повергнем немощь нашу пред Богом, и благость Его поможет нам во всём.
Из книги «Душеполезные поучения», изд. «Благовест», 2015 год


