В Курске борьба с коммунальными «клонами» продолжается
16 февраля 2016 в 12:00Лицензирование управляющих компаний не дало ожидаемых результатов
Когда обсуждали закон о лицензировании управляющих компаний, принятый в 2014 году, собственникам квартир обещали, что с 1 мая 2015 года рынок коммунальных услуг станет более прозрачным и цивилизованным. Нас заверяли с высоких трибун, что лицензирование – это метла, которая выметет из сферы ЖКХ нечестных игроков.
Изменилось ли что-то в работе управляющих компаний, получивших заветный документ? Судя по количеству жалоб, поступивших на коммунальщиков после 1 мая прошлого года в областную жилищную инспекцию (ГЖИ), администрацию Курска, прокуратуру и другие инстанции, похвастаться нам особо нечем. То ли метла оказалась жидкая, то ли дворниками не тех назначили.
Конечно, в Курске есть добросовестные управляющие компании, честно отрабатывающие деньги собственников жилья. Но немало и откровенных халтурщиков и даже жуликов, умеющих только собирать плату за свои якобы оказанные услуги. Увы, но лицензирование не решило, например, проблему клонирования «управляек». Причина их появления известна многим. Таким образом владельцы и директора коммунальных двойников уходят от больших долгов перед жильцами и ресурсоснабжающими организациями.
Новые схемы
Раньше, чтобы избежать судебных разбирательств и сохранить свои дома, такие компании неожиданно для жильцов перерегистрировались в компании с похожим названием, но уже новым ИНН и прочими реквизитами. Теперь к старой схеме прибавилась ещё одна – компания название меняет кардинально, оставив прежнее руководство, хорошо известное в Курске по прежней «деятельности».
Два-три года, и отработавшая свой «ресурс» по сбору денег компания банкротится. Что интересно, некоторые предприимчивые куряне стали пользоваться этим и не платить своей УК ни копейки за ремонт и содержание жилья. Какой смысл, если через пару лет на её смену придёт очередной «клон»?
Почему же лицензирование, на которое возлагались большие надежды, не смогло прекратить эту коммунальную вакханалию? На наш взгляд, на это есть две причины. Первая – в законодательных пробелах. Ничто не мешает любому директору, владельцу управляющий компании, их родственнику или другому аффилированному лицу зарегистрировать «клон», собрать необходимые документы и подать заявку в лицензионную комиссию. Уплатив 30 тыс. рублей госпошлины, через месяц соискатель может получить лицензию. При этом по закону ему не обязательно иметь в управлении ни одного реального многоквартирного дома.
Зарегистрировал человек резервную «управляйку» с похожим названием и ждёт своего часа. В Курске уже есть такие примеры. Достаточно лишь внимательно просмотреть на сайте ГЖИ протоколы комиссии по лицензированию, сопоставить с данными сайта налоговой инспекции, сверить фамилии руководителей, даты регистрации, адреса, и всё станет ясно.
Вторая причина – в безынициативности самих собственников жилья. Дурят их беспощадно коммунальные дельцы, а им, похоже, всё едино. Для приличия повозмущаются на кухне или на лавочке у подъезда, на этом все протестные действия заканчиваются. Когда дело доходит до смены управляющей компании, на собрание выходят единицы.
Впрочем, вины людей в том, что они не знают своих прав, нет. Их пассивность также можно объяснить неверием в справедливость, чем нагло пользуются некоторые управляющие компании.
Как заставить их работать
И всё-таки нужно признать, при желании можно с помощью введения лицензирования заставить работать свою управляющую компанию. Если нет желания сменить её, наверняка найдутся два-три инициативных жителя, которые с удовольствием напишут жалобу в ГЖИ на плохую работу своей управляющей компании. На неправильные цифры в платёжках, на плохое техническое состояние дома, на немытые подъезды и т.п. При установлении факта, что услуга была оказана некачественно, жильцам будет сделан перерасчёт по графе «Ремонт и содержание жилья».
Вопрос о лишении лицензии «управляйки» возникает, если за год она не выполнит два предписания ГЖИ об устранении нарушения и потеряет право управлять более чем 15% домов от всего объёма управления. Компания лишится права заниматься своей деятельностью на три года, а её руководитель попадёт в так называемый чёрный список.
Валерий Денисов.


