На реках Вавилонских…
23 февраля 2016 в 12:5728 февраля – Неделя о блудном сыне
…Каждый человек имеет образ Божий, каждый человек получает величайшую благодать, великие дары Божии при Таинстве Крещения, но уже с детства, с младенчества мы начинаем проматывать достояние Божие, всё более удаляясь грехами от Бога в «страну далече». Что такое «страна далече»? Это состояние греховное, когда душа вся исполнена таких помышлений, чувств, влечений, слов и дел, которые свойственны только дьяволу, удаляют нас от Господа. И чем более тяжки грехи, чем их больше, тем дальше удаляется человек от Бога. Так удалилось всё человечество, так удаляется и каждый из нас от Отца Небесного.
Но евангельский блудный сын, когда осознал свою духовную нищету, когда понял, что он потерял и в каком находится ужасном состоянии, близком к окончательной гибели, то, говорит Господь, он «пришёл в себя». Он вспомнил, сколько наёмников у отца находят всякое удовлетворение, а он здесь гибнет от духовного голода. «Стану, – сказал он себе, – пойду к отцу и скажу ему: «Отче, я недостоин называться твоим сыном, но прими меня хотя как одного из своих наёмников».
И вот с этой мыслью он встал и направился к Отцу своему. И когда он был ещё далеко, Отец, как Бог Всевидящий, знающий уже его раскаяние, идёт ему навстречу, бросается к нему на шею, целует его и уже не слушает слов сына, который говорит: «Отче, я недостоин называться сыном твоим». Он даёт рабам приказание принести для сына лучшую одежду, дать ему перстень на руку, обуть его в сапоги и заколоть тельца упитанного, чтобы радоваться и веселиться, ибо сей сын был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся. И устроил отец пир, и все радовались возвращению сына. Выражаются наглядно в этой притче слова Господа: «Радость бывает на небе об одном грешнике кающемся».
Есть возможность каждому грешному человеку вернуться к Отцу Небесному, как вернулся блудный сын. Что для этого нужно? В притче сказано, что этот блудный сын пришёл в себя, т.е. понял своё падение, понял, в каком ужасном состоянии он находится, понял, что это состояние – ещё не всё, что его ожидает ещё больший, худший конец, ожидает вечная мука после смерти. Чтобы избежать этих мук, и каждый человек должен придти в себя, должен просмотреть свою жизнь, не только дела свои и слова, но и все свои помышления, свои влечения, каждое движение своей души, от великих до малых, должен осудить самого себя, понять, в каком бедственном нравственном состоянии он находится, и повернуться лицом к Господу, начать умолять Его, чтобы Господь простил его согрешения, чтобы Он пришёл к нему навстречу, как пришёл навстречу блудному сыну, чтобы помог ему увидеть и почувствовать тяжесть грехов своих, дал ему истинное, искреннее, от всего сердца покаяние, плач о грехах своих, чтобы облек Он его одеждою чистоты первозданной, чтобы дал ему на руку перстень в знак возвращённого достоинства, сделал его чадом Своим…
Игумен Никон (Воробьёв). Из проповеди в Неделю о блудном сыне, 1963 г.
…Однако не все люди подобны младшему сыну. Есть и те, кто подобен старшему – кто не уходил из отчего дома, не бунтовал против родителей, не удалялся из Церкви. Конечно, эти люди поступали правильно. Однако им угрожает другая опасность, другая страшная болезнь, которая легко может уничтожить всю пользу от их правильного поведения. Этой болезнью является гордость и проистекающие из неё осуждение, зависть и неприязнь. И эта болезнь как раз угрожает всем нам, христианам, людям церковным. Опасность её хорошо видна на примере старшего сына: ведь он рассердился не только на своего беспутного брата (вместо того чтобы пожалеть и порадоваться за него), но даже на самого отца. И если посмотреть глубоко, то ещё неизвестно, кто из двух братьев опаснее болен и кто из них дальше удалился от отца. Да, диавол склонил младшего брата к великому греху: он оскорбил отца и ушёл от него. Однако и в отношении старшего брата враг, как видно, не дремал, но терпеливо и незаметно сеял в нём свои семена. Семена эти проросли и в своё время принесли плоды: когда младший брат вернулся домой, старший не захотел его принять. Это привело его к конфликту с отцом. Если мы сравним состояние двух братьев, то увидим, что болезнь младшего брата внешняя, и потому её легче увидеть и уврачевать. У старшего же брата болезнь внутренняя и потому намного более опасная. Это видно из самой притчи: ведь из неё мы точно знаем, что младший сын вошёл в дом отца, тогда как о старшем сказано только, что отец приглашал его войти, а согласился он или нет, об этом ничего не говорится.
Итак, братия и сестры, притча о блудном сыне даёт ответ на два вопроса: как быть тем, кто подобен младшему сыну, и тем, кто подобен старшему. Первым нужно вернуться к Отцу через покаяние и исправление жизни. Господь, наш Небесный Отец, ждёт и принимает к Себе каждого человека, если он кается. Вторым же нужно быть к себе внимательными, не превозноситься перед заблудшими братьями, но любить их, жалеть и молиться о них. И это особенно относится к нам, людям церковным, именно нам нужно обратить на такую опасность особое внимание. Иначе может случиться, что на Страшном Суде, увидев, что Бог простил грехи многим грешникам, мы начнём роптать и говорить Ему слова упрёка: «Вот, мы столько лет служили Тебе, ходили в храм, молились, соблюдали посты, а эти люди жили в грехах, ничего не соблюдали и покаялись, может быть, только перед самой смертью, и вот Ты вводишь их в Рай? Где же тогда справедливость?»
Не дай Бог, братия и сестры, находиться нам тогда в таком состоянии. Ибо если мы будем так говорить, то сможем ли мы войти в дом Отчий? Не окажется ли тогда и не выяснится ли, что, столько лет живя с Богом и стараясь Ему угождать, мы так и не поняли самого главного: что Бог есть благой, любящий Отец, и что Он любит не только послушных Ему, но и непослушных тоже? Ведь даже и у людей добрый отец всегда поступает точно так же. Старец Паисий Святогорец рассказывал случай: «Как-то раз я видел одного отца. Один его ребёнок был немного глуповат и то и дело вытирал рукавом сопли. Но отец и его прижимал к себе, целовал и ласково поглаживал, как и остальных. Так же и Бог как Благой Отец любит не только красивых детей, но и духовно слабых. И переживает, и заботится о них даже больше, чем о здоровых»…
Священник Иоанн Павлов. Из книги «В начале было Слово», Изд. 2012 года
… Три раза в году, а сегодня – в первый, на всенощном бдении поётся грустная песня, песня тоски и печали, песня скорби и горести. Песня изгнания. Мы с вами, живущие под крышей своего дома, мы с вами, корнями своими, могилами предков своих привязанные к этой любимой нами земле, к нашей родной земле, мы можем только догадываться, каково это: быть изгнанником, беженцем, пленником в чужой стране. Мы можем только догадываться, как это горько: смотреть в сторону горизонта, за которым в неведомой дали, «далеко, далеко, где кочуют туманы» – родной дом. И попасть туда, вернуться на родимый порог нет ни сил, ни возможности. И можно только вспоминать, только плакать, только горько сетовать и жаловаться: «На рекaх Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона». (Пс.136.1)
…На грани Великого поста, собирая нас всех в долгую и трудную дорогу покаяния, Святая Церковь напоминает нам пением печальной песни, песни плена и унижения, где мы находимся, в какой трагической оторванности от нашего Вечного Дома, от нашего Бога мы обретаемся, бедные! Вот почему три оставшиеся воскресенья перед покаянной Четыредесятницей эти горестные припевы сопровождают каждое богослужение. Они звучат в наших храмах для того, чтобы и мы, как и блудный сын из евангельской притчи, пришли, наконец, в себя, увидели бы, в конце концов, каких свиней мы пасём, в то время, как столько «наёмников у отца моего избыточествуют хлебом» (Лк.15.17).
И вот когда мы будем слушать эту песню изгнания, когда мы будем петь её все вместе, попытаемся понять, что пост – это не просто время пищевых ограничений, но прежде всего это путь домой, это возвращение к Богу, это ещё одна попытка стать другими. Такими, каких нас Бог задумал.
Священник Сергей Ганьковский, проповедь в Неделю о блудном сыне, 2012 г.


