В Курской области локдаун поставил предпринимателей на грань разорения
16 ноября 2021 в 16:42«Нам нечем кормить детей»
Начиная с 13 ноября предприятиям вне ТЦ всё-таки разрешили принимать посетителей по QR-коду. Официально парикмахерские, салоны красоты, бытовые услуги и автомастерские должны работать только по предварительной записи.
По информации уполномоченного по защите прав предпринимателей в Курской области, всего в области на 1 октября 2021 года в регионе статус ИП имеют более 25 тысяч субъектов. ИП и юрлиц в сумме около 37 тысяч. При этом на торговлю приходится порядка 40% ИП, это 10 тысяч предпринимателей, занято в ней порядка 96000 человек. Самозанятых всего зарегистрировано свыше 17000.
За 2019 год количество субъектов предпринимательской деятельности (ИП и юрлиц) сократилось примерно на 800.
За 2020 – на 4000, из них 3000 закрывшихся ИП.
За 9 месяцев 2021 года сокращение незначительное, около 100. Но объективную картину по этому году можно будет только составить в феврале 2022. Многие предприниматели дорабатывают до конца года, а потом уже решают, закрываться или нет.
Нужно отметить, что закрытие части ИП можно объяснить тем, что в начале 2021 года прекратил свое действие режим налогообложения - единый налог на вменённый доход. Для некоторых видов деятельности стоимость патента и налоговая база стала заметно выше.
Даже несмотря на некоторые послабления, многие представители бизнеса всё равно говорят о своём непростом положении и просят помощи у губернатора и уполномоченных комитетов. Чтобы узнать, как справляются с локдауном предприниматели и какую поддержку они получают, «Курские известия» запустили во «ВКонтакте» опрос. Почти все ответившие говорят, что положение бизнеса очень тяжёлое, а ограничения не имеют особого смысла в борьбе с коронавирусом. Например, работники торгового комплекса «Васильевский» прислали в редакцию видео, адресованное Роману Старовойту.
– Уважаемый Роман Владимирович! У нас закрыты все павильоны, работы нет, как людям выживать? У людей не осталось средств, чем платить аренду, чем платить квартплату? Нам уже нечем кормить детей! До какого момента это будет продолжаться? Почему какие-то отрасли открываются, а как поступать нам, у нас нет возможности жить так дальше! Мы выполняем все указания, предосторожности. Очень просим обратить внимание на нашу просьбу, просим учесть наше тяжёлое положение, войти в нашу тяжёлую ситуацию, – говорят авторы видео.
Они заверяют, что площадь ТК небольшая и проходимость очень низкая. Один павильон посещают примерно 1 – 2 покупателя в час.
Часть предпринимателей говорит, что в этот локдаун им пришлось тяжелее, чем в прошлом году. Помимо отсутствия дохода из-за закрытых магазинов, они также жалуются на отсутствие помощи со стороны государства. Мы пообщались с несколькими из них, чтобы узнать, как сильно по ним ударил локдаун и запрет работать.
«Зачем вы душите бизнес?»
Евгения Несенюк работает в сети салонов обуви Next Step, большая часть магазинов находится в ТЦ. На своей странице в соцсетях она выложила ролик, адресованный чиновникам, где говорила, что реальной поддержки предпринимателей в регионе нет:
– Молчать больше не могу. Хочу обратиться к администрации города, области, к Роману Владимировичу с вопросом: «почему вы душите курский бизнес?». В соседние магазины ходят сотни человек, никто не регулирует эти потоки, а мы должны быть закрыты. При условии, что вы открыли школы, открыли всё, кроме торговых центров. Аргументируете это тем, что не можете наладить систему проверку QR-кодов, почему в нашем регионе не могут справиться с такой пустяковой задачей? Белгород, Орёл, Воронеж – все справились, все открыли ТЦ. Только Курск не может. А мы, предприниматели, должны увольнять людей, должны брать кредиты на погашение долгов перед поставщиками. Для меня это просто непостижимо. Где реальная поддержка предпринимателей? Не грамоты на день предпринимателя, а реальная помощь? Если нас оставят закрытыми на пару недель, выходить будет просто некуда. Задумайтесь над этим. Тысячи людей, которые останутся без работы, будут на вашей совести. Я надеюсь, что вы услышите жителей города и примите правильное решение.
В разговоре с «Курскими известиями» Евгения объяснила, почему для обувных магазинов закрыться именно сейчас хуже всего. По её словам, долги перед поставщиками всё увеличиваются:
– В нашем низкорентабельном бизнесе каждый день продаж на вес золота, особенно переходный сезон осень-зима. Октябрь-ноябрь – это месяцы, которые кормят весь год! Но сейчас мы вынуждены не работать. И оказались в такой ситуации, что склад завален осенней коллекцией, которую мы не успели реализовать, так как были закрыты. И уже не успеем продать в этом году, потому что наступили холода! А за осеннюю коллекцию надо рассчитываться с поставщиками, обувь назад никто не берёт. Эти цифры исчисляются миллионами. Сумма долга растёт с каждым днём в геометрической прогрессии. Ещё мы должны, не работая, платить налоги, аренду, зарплаты сотрудникам и прочие постоянные расходы. При доходе, равном нулю. На сегодняшний момент в нашем бизнесе за один месяц локдауна мы теряем годовую прибыль всей компании.
Продавать обувь по интернету
Больше всего девушку возмущает двойственность и противоречивость запретов. По её словам, во время прошлогоднего локдауна все сидели на изоляции, и ограничения были логичны и едины для всех. Поэтому было понимание, зачем их ввели. В этом году ситуация намного хуже, объясняет Евгения:
– Сейчас закрыты только ТЦ и запертые в них предприниматели, которые теряют дело всей своей жизни из-за чужих сомнительных решений. Сейчас нам гораздо сложнее, так как ещё не успели отдать все кредиты, взятые в прошлую волну пандемии на расчёт с поставщиками и сотрудниками. А сейчас приходится брать ещё дополнительные кредиты. По сути, мы сидим запертые по воле администрации. Мы понимаем, что ситуация в регионе достаточно сложная из-за пандемии. И полный локдаун оправдан в данном случае. Но когда принимаются полумеры и козлами отпущения делаются полупустые магазины с огромными площадями… Эти решения для нас полностью непонятны и не имеют логического объяснения. Мне не ясно, чем магазинчики со спецодеждой и табаком в некоторых супермаркетах отличаются от наших магазинов. Они не прекращали работать ни на минуту. Почему фитнес-клубы могут работать, где идёт тесный контакт посторонних людей (вы видели человека на беговой дорожке в маске? А в бассейне или сауне)? А магазинам при этом работать запрещено.
В комитете промышленности, торговли и предпринимательства области прокомментировали этот случай. По информации ведомства, сети обувных салонов оказали поддержку:
– Если речь идёт о сети салонов обуви Next Step, в отношении отрасли также распространяются льготы по снижению ставки УСН и аренде. А ещё возможность вести онлайн-торговлю, которой указанная сеть магазинов активно пользуется. Кроме того, салону обуви Next Step региональным центром «Мой бизнес» были оказаны меры государственной поддержки, в том числе услуга по упаковке франшизы на сумму более 400 тыс. руб., поэтому говорить об отсутствии помощи от государства не очень корректно.
Евгения Несенюк не согласна насчёт успешности продаж по интернету. По её мнению, покупать обувь онлайн куряне не спешат:
– Совсем отчаявшиеся клиенты, которым срочно требуется обувь, пишут. И мы стараемся дистанционно удовлетворить их потребности. Но вы сами понимаете, что это лишь маленький процент. Большая часть наших клиентов не берёт обувь в интернете.
«Связь общества с властью потеряна»
О своей ситуации рассказал Константин Никулин. Он владелец двух небольших магазинов. Вспоминает, что помощи от властей они тоже не дождались:
– В прошлом году всё было иначе. Была надежда, что мы в скором времени вернёмся к нормальной жизни. У людей были ещё какие-то заначки. Сейчас мрачно и угрюмо. Просвета не видно. Отношение власти только усугубляет это чувство. Никакой помощи от власти ни в прошлом году, ни в этом наш бизнес не получил. Уверен, что ограничения в торговле в том виде, в котором они есть сейчас, никакого влияния на борьбу с коронавирусов не имеют. У нас есть магазин православных подарков «София» и магазин дизайнерских украшений MIO. Туда в дни, предшествующие локдауну, заходили 3 – 5 человек в день (!). И при этом мы, а не переполненный общественный транспорт и очереди в поликлиниках, представляем угрозу для здоровья людей! Ограничения на работу торговых предприятий в ТЦ в нашем регионе вступили в силу на неделю раньше, чем в Москве и большинстве других регионов, и сохраняются до сих пор. И срок их отмены не называется. Почти месяц работающие в ТЦ люди живут без источника существования, как и наша семья из 4 человек.
Пострадали не только магазины и сети, но и совсем небольшие предприятия. Александр Куриленко работает в салоне бытовых услуг «Левша», занимается ремонтом обуви и изготовлением ключей. По словам мужчины, чиновники не слышат обычных людей:
– Закрытие ТРЦ считаю бессмысленной мерой. Альтернатива есть всегда. Достройте наконец госпиталь, чтобы было куда везти больных. В этот раз пока никакой помощи нет, но даже если и будет, то максимум 12 тыс. рублей. Сами понимаете, это мало. По моему мнению, связь общества с властью давно потеряна. Каждый сам за себя. Зато не знаю, как в других ТЦ, а руководство «Европы» пошло навстречу арендаторам и не стало начислять арендную плату на всё время локдауна.
В комитете предпринимательства прокомментировали работу этой отрасли и меры поддержки для них:
– Предпринимателям предусмотрен грант в размере 1 МРОТ на сотрудника, включая ИП. Необходимо подать заявление в ФНС. Кроме того, предусмотрена мера по программе ФОТ 3.0. Предпринимателям необходимо обратиться в уполномоченный банк. Снижение аренды арендодателем - это тоже часть господдержки, арендодателю снизят за это налог на имущество за счёт регионального бюджета.
«Нас не слышат»
Иван Довгий – владелец компании «Диксис IT». В целом за всё время пандемии количество магазинов сократилось на 30%, выручка – на 40%, рассказывает он. Параллельно отмена ЕНВД (единого налога на вменённый доход) с 1 января 2021 привела к увеличению налоговой нагрузки в 3 раза. Этот локдаун был намного хуже предыдущего, и вдобавок они остались без помощи от государства.
– В прошлый локдаун мы получили поддержку на каждого сотрудника в виде МРОТ. Это позволило сохранить рабочие места. В этом году мы не попадаем ни в одну поддержку. В этот раз мы теряем больше, это уже видно, но точные убытки можно будет подсчитать, когда нас откроют! Без кредита не смогли бы сохранить персонал и остаться на плаву. Но кредит не субсидированный, все проценты мы платим по полной. И его нужно отдавать в ближайшее время! В наших магазинах нет очередей. Ежедневный трафик – около 50 человек (это 4 в час). Но мы закрыты. Власти нас не слышат! Я не могу сказать, халатность это или нет, но очевидно, что все предприниматели во всеуслышание кричат о своих проблемах со страниц соцсетей, обращаются с письмами к властям, а ответа и конкретных действий от чиновников попросту нет. У меня складывается мнение, что нас планомерно «убивают» как малый бизнес. У меня вопрос один: зачем? Зачем душить налогоплательщика, который приносит доход области порядка 3 млн. в квартал и создаёт более 100 рабочих мест? – говорит собственник.
Меры поддержки
О том, как чиновники помогают бизнесу, «Курским известиям» рассказали в комитете предпринимательства. На региональные меры поддержки из областного бюджета выделено 160 млн. рублей. Кроме того, предусмотрен ряд налоговых и других льгот, сообщают в администрации:
– Предприниматели освобождаются от платы за аренду государственного имущества Курской области. Снижаются ставки по упрощённой системе налогообложения (УСН). Из-за падения трафика принято решение на 30 процентов снизить ставку по транспортному налогу для организаций, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров. Уменьшение налога на имущество предлагается предпринимателям, сдающим в аренду коммерческую недвижимость, но если они пойдут навстречу арендаторам и снизят им плату. Это делается как раз для стимулирования арендодателей. Эти меры поддержки распространяются на малый и средний бизнес, у которого основной ОКВЭД входит в перечень пострадавших отраслей (их перечень прописан в постановлении правительства РФ №434). Отметим, что туда вошла и торговля. Такое решение было принято, чтобы поддержать эту сферу, которая не получает федеральные меры. Кроме того, центр «Мой бизнес» возобновляет антикризисные программы по предоставлению льготных микрозаймов по ставке 1,5%. В 2020 г. антикризисные программы по поддержке субъектов МСП были востребованы у представителей регионального бизнеса. Так, по итогам прошлого года курские предприниматели воспользовались микрозаймами программы «Антикриз» общей суммой почти 100 млн. рублей.
Для помощи предпринимателям также предусмотрены кредиты по льготным ставкам, которые можно будет потратить на выплату МРОТ сотрудникам. Представители комитета добавляют:
– Перечни видов деятельности, которым требуется поддержка, утверждены на федеральном уровне. С ноября для предприятий и организаций из наиболее пострадавших отраслей возобновляется выдача льготных кредитов по ставке 3 процента годовых в рамках второго этапа программы «ФОТ 3.0». Заём можно будет получить на полтора года из расчёта один минимальный размер оплаты труда на каждого сотрудника на год. Срок погашения кредита увеличен вдвое – до 12 месяцев. Причём в первые полгода можно не платить, а дальше погашать равными долями. Ещё одна федеральная мера – гранты в размере одного МРОТа на сотрудника. Эта единовременная выплата доступна предпринимателям, к примеру, оказывающим физкультурно-оздоровительные услуги, это сфера допобразования, кинотеатры, индустрия красоты и так далее. Как писали выше, торговля, которая не работала, может получить региональные меры поддержки. Касательно налогов: снижение ставки упрощённой системы налогообложения в рамках подготовленного законопроекта рассчитано за 4-й квартал, но распространяется на весь 2021 год. При этом многие уже волнуются, что налоговая пока не даёт разъяснений на этот счёт. Отметим, что изменения в действующее законодательство сейчас формируются. Следите за информацией. На официальных ресурсах будут публиковаться разъяснения по этой и другим мерам поддержки.
Экономика не оправилась от локдауна
О том, в каком состоянии находится бизнес, и о том как ему может помочь государство, рассказал Денис Водопьянов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Курской области:
– С начала октября мне поступило около 150 устных и письменных обращений. Для сравнения: в прошлом году в период локдауна объём поступивших обращений составил более 1300. Как правило, предприниматели обращаются за разъяснениями нормативно-правовых актов по вводимым ограничениям и мерам поддержки. Меры прямой финансовой поддержки разработаны федеральным центром, сформирован исчерпывающий перечень тех, кто их получает.
Относительно самозанятых, в мой адрес обращений от таких курян не поступало. Кроме этого, насколько я знаю, с инициативой о необходимости мер поддержки в профильные комитеты региона они также не обращались.
Безусловно, после первого локдауна экономика предприятий ещё не вышла на докризисное значение. Население перешло на сберегательную модель экономики. Сегодня бизнес продолжает работу в условиях сниженной выручки. У многих средства на развитие отсутствуют. Я считаю, что для создания условий для ускоренного восстановления экономики в том числе можно использовать налоговое стимулирование в виде льгот на следующий период. Не только в этом году её дать, но и в посткризисный (надеюсь) 2022 год.
Тем временем предприниматели опубликовали открытое письмо к губернатору области Роману Старовойту. Они хотят добиться поддержки от властей. На странице «Бизнес будет жить» в Instagram под обращением подписались 260 человек. Они предлагают продолжить работу при соблюдении требований Роспотребнадзора.
Некоторые из курских ИП считают вход по QR-кодам альтернативой вводимым ограничениям. И недоумевают, почему, пока одних закрывают, другие продолжают спокойно работать?