Курская алиментщица 6 лет не знала, что её ребёнок жив
26 апреля 2022 в 10:34
В Курской области 14% должников по алиментам – это женщины. Мы спросили у матерей, почему они не платят своим детям и скучают ли по ним хоть иногда. Истории из жизни – в нашей статье.
Ольга
Женщине 43 года. Её долг по алиментам – 1,2 млн рублей. Работает уборщицей за 14 тысяч в месяц. Половину из этих денег вычитают судебные приставы. 3,5 тысячи рублей идёт на погашение долга, столько же на текущий платёж по алиментам.
Живёт Ольга в общежитии на Волокно, в котором даже не прописана. Комната принадлежит её мужчине.
Хозяйка рассказывает о нелёгкой женской доле. В 20 лет закончила медучилище по специальности «акушерка». И, не проработав ни дня, вышла замуж за таксиста. Через 3 года пара рассталась.
– Старшая дочь появилась через год после замужества. Развелась я в феврале 2002 года, а в апреле того же года родила вторую дочь. Муж надо мной страшно издевался, и я уже не могла больше терпеть. Он бил меня, когда я была беременна. Мы с мамой очень боялись его даже после развода. Был случай, когда мы с ней пошли к начальнику второго отдела милиции и написали заявление на мужа по поводу побоев. Вместе с оперативниками приехали к нам домой. Муж был там с детьми. Милиционеры меня сразу попросили, чтобы я отвела детей к соседям. Когда муж увидел погоны, стал кидаться на милиционеров с ножом, – вспоминает женщина.
После развода Ольга пошла работать на рынок. Её мать рано ушла на пенсию после литейки на КЗТЗ, но продолжила работать на автостоянке центрального рынка сторожем-кладовщиком. Туда же пенсионерка пристроила дочь.
В то время в квартире матери на Северо-Западе жили впятером: Ольга с матерью, двумя дочерями и сводной сестрой. По словам женщины, проблемы начались в 2006 году, когда умерла мать. Ольга говорит, что сестра продала квартиру матери и с деньгами уехала жить в Москву.
Ольга осталась без жилья и прописки. Дочерям тогда было 10 и 7 лет. Спустя какое-то время одноклассница Ольги познакомила её с военным. По словам Ольги, она забеременела от него, но даже не подозревала об этом, а вскоре мужчина погиб.
– Шесть лет не знала, что мой ребёнок жив. Это произошло в 2010 году. У меня по-женски были проблемы, к тому же я была полной, поэтому и предположить не могла, что беременна. Однажды у меня потекла вода. Длилось это почти целый день. Я пошла к врачу, а он говорит, что всё у меня нормально. Только на следующий день, когда меня привезли на скорой в больницу, я родила. Врач сказал, что этот кусок мяса весом 540 грамм не выживет. Я подписала отказ и пошла домой, – уверяет Ольга.
Но ребёнок выжил. Это была девочка. О существовании дочери Ольга узнала только спустя 6 лет. Женщину нашли приставы и сообщили, что она несколько лет числилась в федеральном розыске. Ольга сначала не поверила. Но с документами сложно было поспорить. Справка из больницы, где она была, всё подтверждала.
«Что-то ёкнуло»
Ольга говорит, когда узнала о третьей дочери, не знала, что делать. Забрать ребёнка она не пыталась.
– Не хочу с ней знакомиться. Знаю, как зовут, но зачем травмировать ребёнка? Столько лет прошло. Что я ей могу дать? Познакомиться – это одно, но ребёнка надо куда-то привести. А куда я её приведу? В чужой дом? Я сама здесь никто. Было бы своё жильё, может быть, даже забрала, – рассказывает женщина.
Сейчас девочке 12 лет. По словам курянки, она всё же думала о том, чтобы встретиться.
– Несколько лет назад я пришла к судебным приставам. В тот день они организовали выставку рисунков детей, мам которых лишили родительских прав. И я увидела рисунок этой девочки. Там было нарисовано какое-то солнышко, какая-то речка и травка. Тогда, конечно, что-то ёкнуло. Я поплакала немножко. Ну, а что? Слезами горю не поможешь. После этого нашла номер телефона интерната, где она находится, и позвонила. Трубку взял какой-то мужчина. Не знаю, кто он. Я представилась и попросила пригласить к телефону девочку. И он мне сказал: «Не смейте сюда больше звонить!» После этого у меня не возникало желания поговорить с ней, – рассказывает курянка.
По словам судебного пристава Анны, так воспитатель пытался уберечь ребёнка от переживаний. У некоторых должниц просыпается иногда материнский инстинкт, но далеко не каждая из них может объявиться во второй и третий раз. А ребёнок после знакомства с биологической матерью будет ждать и страдать.
Ольга считается достаточно примерной алиментщицей. Если её увольняют, она почти сразу находит работу. Две её старшие дочери живут в Подмосковье. Ольга рассказала им обо всём.
– Дочери иногда даже помогают. Бывает, что нужно срочно позвонить, а денег нет. Они обязательно оплатят связь. Большие суммы я у них никогда не прошу, а по чуть-чуть дают, – признаётся женщина.
Ольга говорит, что 7 тысяч ей не хватает на месяц. Помогает мужчина, с которым она уже 10 лет.
– У меня муж есть. Это сейчас он на больничном. Практически из дома не выходит. Вон костыль стоит. Проблемы с ногой. У него своя 15-летняя дочь есть, которая живёт с бабушкой. Её мать лишена родительских прав. Он ей помогает. Вот недавно на день рождения подарил айфон. Взял в кредит за 25 тысяч рублей. Отдавать придётся почти 75 тысяч рублей, – рассказывает курянка.
Ольга признаётся, что ничего не планирует даже на ближайший год. Она работает уборщицей на фудкорте одного из курских торговых центров. В период пандемии, когда их закрывали, Ольга уходила работать уборщицей в супермаркет. Там ей нравилось гораздо больше. В ноябре 2021 из супермаркета она ушла, три месяца была безработной, а в марте этого года вернулась на фудкорт.
– Работы никакой не боюсь. Но работодатели иногда отказываются от меня, когда от приставов приходит постановление на взыскание алиментов, – говорит женщина. – Сейчас на работе очень тяжело. Люди злые и очень пренебрежительно к нам относятся. Иногда специально на пол бросают недоеденную еду. Устаю сильно. Работаю по графику 2/2, но иногда подменяю кого-то и получается 3/1, – продолжает курянка.
Ольга признаётся, что старшие дочери зовут её к себе, но ей жить в большом городе не хочется.
– Большой муравейник, мне там плохо. Я хочу покоя. Ко мне старшая дочка приезжала сюда с зятем. Я у него спрашивала о намерениях по отношению к дочери. Как там свадьба, дети? А он мне: «Какая свадьба, какие дети? Пока не будет твёрдой почвы под ногами, ничего не будет. Мы живём на съёмной квартире. Допустим, завели ребёнка, а нам на следующий день под зад ногой, и мы на улице». Они почти 30 тысяч платят за жильё. Ипотеку они брать не хотят. Хотят накопить, – говорит Ольга.
Если должница и дальше будет так же исправно платить, ей понадобится больше 28 лет, чтобы выплатить всю сумму алиментов.
Татьяна
Женщине 48 лет. Долг по алиментам – почти 1,6 млн рублей. Сейчас курянка не работает. У неё трое детей: старшему сыну 29 лет, младшему – 17, а дочери – 16 лет. Татьяна живёт в комнате общежития на Парковой. Её они с мужчиной снимают уже год. Татьяна родилась в Фатежском районе. Воспитанием троих детей Тани занималась её мать.
Свою история Татьяна откровенно рассказала с самого начала.
– После школы, в 18 лет, я вышла замуж. И сразу пошла работать на обувную фабрику на ул. Щепкина. Когда забеременела, коллектив меня очень поддерживал. Но у меня был жуткий токсикоз. Оттуда в 19 лет я и ушла в декрет и больше не вернулась. Родился сын. А когда исполнилось 23 года, я с его отцом развелась. Через пять лет совместной жизни у меня к нему возникло отвращение. Он не изменял мне, но не могла с ним жить. Выпивал, но не сильно. Меня это всё не интересовало, я тогда вообще не употребляла алкоголь, – вспоминает женщина.
Татьяна рассказывает, что после развода приехала жить к маме, которой на тот момент только-только дали квартиру в Курске. Женщина помогала дочери справляться с ребёнком. Скоро у Татьяны появился мужчина. Тогда она оставила сына своей матери и ушла жить к возлюбленному.
– Все шрамы у меня от него. А если посмотреть на голове, там их не сосчитать. Даже беременной меня бил. Когда я вынашивала сына, он меня очень сильно ударил по животу. Я даже скрючилась. К счастью, ребёнок родился нормальным. Только психика у него пострадала. Он и в Сапогово лежал. Думаю, что это потому, что он смотрел на всё это и страдал. Стресс у него был, – объясняет курянка.
Всё это не повлияло на отношение Татьяны к своему возлюбленному, и очень скоро она родила от него дочь. По словам Татьяны, сожитель усыновил детей, но финансово никогда не помогал с их воспитанием. Алименты не платил. Его примеру последовала и Татьяна.
– Лет 10 назад мужчина этот умер. Меня к нему привели, а он лежит на дощечке без рук и без ног. Он сгорел в пожаре: подпалил дом, в котором мы жили. После этого я пошла с детьми жить к маме, – вспоминает женщина.
Но очень скоро Таня оставила и этих детей матери, а сама стала всё чаще пропадать. А в 2014 году познакомилась с нынешним возлюбленным и совсем съехала от матери и детей.
Бабушка практически сразу взяла под опеку девочку, а младшего сына не стала. Мальчик хоть и живёт в интернате, но бабушка навещает его и забирает его иногда домой.
Старший сын Татьяны, как только достиг совершеннолетия, занялся устройством личной жизни.
Небо в клеточку
Татьяна говорит, что не понимает, как у неё скопился такой большой долг по алиментам. Потом вспоминает, что на какое-то время попадала за решётку и не могла работать.
– Ой, да я ж ещё три года сидела. Тогда жила в Поныровском районе. Скрывать не буду, надо было похмелиться, и тогда мой сосед полез на столб, снимать провода. Его поймали, а он меня сдал. Мне дали три года условно. Первый месяц я отмечалась, а потом глупость сделала – перестала отмечаться. Забила. Вот и посадили. В тюрьме было не страшно. Даже подружки там появились. Правда, как вышла, с ними не общаюсь. Не хочу вспоминать об этом, – говорит курянка.
По словам Татьяны, она периодически звонит двум младшим детям по телефону и общается. Женщина говорит, что, если попросит у них о помощи, они тут же откликнутся.
– Младший сын может мне мороженое купить, если мне очень хочется, а денег нет. Сын учится на маляра, а дочь планирует стать парикмахером, – хвалится женщина.
Татьяна не работает с ноября 2021 года. На последнем месте она трудилась три месяца, а потом «заболела», не предупредила работодателя и была уволена.
– Меня сейчас инспекторы посылают на работу, а вакансий нет. Я сама сейчас хочу устроиться. Пойду к Любови Ивановне в клининговую компанию, – объясняет Татьяна.
Женщина уже 8 лет живёт с новым бойфрендом. На первый взгляд он моложе Татьяны лет на 10. Его она называет любовью всей жизни. Но замуж за мужчину она не торопится выходить. Хотя уверяет, что звал.
– Он меня в руках держит. Он выпивает, но в любой момент может остановиться. Решил – и прекращает. А я не могу так резко. Он меня в это время выхаживает. Сейчас он меня не бьёт, а раньше очень сильно бил. К приставам приезжала с поломанными рёбрами и синяками на лице. А потом я ему сказала: «Если ещё вдаришь, я от тебя уйду». Он мне ответил: «Я тебя больше трогать не буду». Я когда сидела, он меня навещал. Передачки мне носил и проведывал. Дай, Бог, ему здоровья, – с заботой в голосе говорит женщина.
Татьяна находилась в местах лишения свободы не один раз. Её на три месяца отправляли в СИЗО за долги по алиментам. Но и тот период женщина вспоминает с улыбкой на лице.
– Мы там, в СИЗО, день рождения одной подружки отмечали. Ей молодой человек принёс печенье, конфеты и ананас. Мы там друг с другом делились всегда, – говорит курянка.
Татьяна рассказывает, что мама ей часто звонит, но только по вопросам детей.
– Если дочь задержалась и не пришла домой вовремя с прогулки, мама звонит мне. Или, например, сын ночевать не пришёл. А я её спрашиваю: «Мам, я тебе что сделаю?» Я им звоню и спрашиваю, где они. Мамке они не признаются, а мне говорят, где находятся. Я их ругаю. Говорю дочери: «Приходи вовремя, чтобы мне мамка не звонила», –признаётся героиня.
Татьяна говорит, что хочет устроиться на работу и начать платить алименты. У женщины есть опыт работы уборщицей, швеёй и дворником. Она вспоминает, что, когда мела улицу, её мужчина ей помогал.
– Он сейчас не работает, но скоро устроится. У него образования нет, но главное – руки есть. А я швеёй сейчас работать не могу, у меня со зрением плохо, я вблизи плохо вижу. Мне до пенсии ещё 12 лет, – признаётся Татьяна.
Курянка рассказывает, что общается и со старшим сыном. Он работает, нашёл себе девушку, но детей у них пока нет. В отличие от Ольги, Татьяна очень оптимистично смотрит в будущее и верит, что на улице не останется.
– Младший сын обещает, что как только получит квартиру, заберёт меня к себе. Он и моего молодого человека к себе обещал забрать. Он мне ещё сказал, что, если что, потом купит мне комнату в общежитии, – признаётся Татьяна.
О том, чтобы родить ещё, многодетная мать больше не думает. Сначала говорит, что возраст уже не тот, а потом признаётся, что очень боится самих родов.
– Однажды мне делали искусственные роды. Жалела потом и плакала. Мне тогда было чуть больше 30 лет. Сказали, что девочка была. А от нынешнего бойфренда детей не было. Мне уж сколько лет?! Он то хочет детей, то не хочет. Но я сама не хочу. Я боюсь. Роды у меня сильно больнючие, – объясняет Татьяна.