Гид по крепостным театрам России
24 июня 2025 в 16:31
Повседневная жизнь дворян состояла по большей части из церемониалов, правил этикета и условностей. Яркое проявление эмоций в приличном обществе не поощрялось. А на сцене можно было позволить страсть, горе и даже жестокость. К тому же дамам и господам часто бывало откровенно скучно, и театр стал ещё одной возможностью разбавить однообразные будни. В итоге самым модным увлечением аристократов стал театр, точнее, крепостной театр, который просуществовал ещё несколько лет после отмены крепостного права.
Кусково: первый театр Шереметьевых
В Кусково театр появился в 1760-х годах благодаря графу Петру Шереметьеву. Но расцвёл он и стал знаменит на всю Россию благодаря его сыну Николаю. Николай Петрович Шереметьев изучал за границей современное искусство, а вернувшись домой, увлёкся развитием и преобразованием домашнего театра, который находился в имении.
Николай Шереметьев делал особый акцент на образовании актёров, старался изменить «сколько можно до лучшего совершенства необработанность назначенных к театру людей». Для занятий с танцовщиками приглашались знаменитые балетмейстеры, музыкантам давали уроки прославленные виртуозы, а профессиональные актёры Московского публичного театра Медокса преподавали здесь актёрское мастерство. Более того, самых талантливых артистов могли отправить учиться в Петербург.
Будущих актёров там набирали ещё в детстве, их учили читать, писать, изучать иностранные языки. Дети должны были не только красиво говорить, но и носить платья, держать осанку. Крепостным актёрам полагалось жалование, а иногда дело доходило до того, что их здоровье вверяли графскому доктору. Со временем Шереметьев ввёл для актёров красивые псевдонимы, поэтому на сцену выходили Гранатова, Бирюзова, Сердоликов. Звездой его театра стала Прасковья Жемчугова (Шереметьев так сильно полюбил её, что даже сделал своей женой), а всего в труппе было 200 крепостных актёров.
Театр в Кусково объединял в себе целых три театра в имении и так называемый Большой театр, построенный на широком лугу. Летом к ним добавлялся и Воздушный театр на природе. Под открытым небом шли небольшие одноактные пьесы, именно для этой сцены были написаны две оперы.
Размер сцены в Большом театре превышал половину здания, были заказаны десять театральных занавесов, множество декораций, а специальное оборудование помогало создавать впечатление любого времени суток, самых разных явлений природы и даже бедствий, например, пожара. Конечно, всё это требовало значительных трат.
В репертуаре театра в Кусково было 100 постановок – трагедии и оперы, комедии и балеты. Ценители говорили, что сцена в Кусково – лучший театр России; так или иначе, он смело конкурировал с театрами профессиональными. Вскоре слава о блестящей «летней загородной увеселительной резиденции» семьи Шереметьевых разошлась по всей России и даже Европе. В 1770 – 1780-е годы Кусково посещало до 30 тысяч человек за приём, в том числе и венценосных особ. Императрица Екатерина II побывала здесь в 1774 году, гостил в Кусково и император Священной Римской империи Иосиф II и многие другие.
В Кусково, помимо постоянного театра (Нового на 150 мест), существовала ещё «воздушная сцена» в саду из липовых шпалер с большим амфитеатром на 80 – 100 мест.
«Такой «воздушный театр» был ещё в Нескучном, селе Д.В. Голицына. Роща возле театра была некогда превосходным английским садом, и в этой роще стоял летний дом графа Петра Борисовича, где он постоянно жил в «неприёмные» дни. Дом этот назывался «домом уединения», – пишет исследователь старой Москвы Михаил Пыляев.
Здесь граф принимал только близких друзей. Созданный в 1760-е годы «воздушный театр» давал возможность увидеть представление публике, смотревшей спектакль с дорожек парка.
Театр Шереметьевых затмил остальные крепостные театры империи. Там было всё: собственный театральный оркестр, богатые декорации и костюмы от лучших портных. В 1811 году, по сделанной в театре описи, «театрального платья» парчового, шёлкового и т. д. было сундуков 17 а разных уборов, перьев, обуви и т. п. – 76 сундуков.
Когда в 1812 году французы заняли Москву, в Кусково были расквартированы солдаты маршала Нея. В 30-х годах XIX века в усадьбе разобрали театр. С начала ХIХ века в Кусково больше не устраивали приёмов, сохраняя в неприкосновенности центральную часть с французским парком, усадьба использовалась под дачи.
После Октябрьской революции все принадлежавшие Шереметьевым поместья, усадьбы, дворцы были национализированы. Последний владелец передал усадебные архитектурные ансамбли в Кусково в полное распоряжение большевиков.
Сегодня в Кусково проходят выставки, устраиваются концерты классической музыки, возрождаются старинные традиции усадебных праздников. Традиционный концертный сезон в Танцевальном зале дворца начинается в мае и заканчивается в сентябре.
Останкино
Постепенно возможности театра в Кусково перестали удовлетворять Шереметьева, поэтому в 1792 году ещё в одном его имении – Останкино началось строительство нового.
Это было двухэтажное деревянное здание, где находились сценическая коробка и зрительный зал. Сам же уникальный останкинский дворец строился до 1799 года, к работе привлекались разные архитекторы, а главной проблемой был деспотизм владельца. Нередко уже готовые части дворца изменялись и расширялись, что оборачивалось уничтожением сложной отделки, искусственного мрамора, лепки, золочёной деревянной резьбы, расписных обоев. В итоге проектом занялись крепостные зодчие Алексей Миронов, Григорий Дикушин и Павел Аргунов. Именно Аргунов решал задачу оптической видимости сцены и конструировал зрительный зал. Жемчужинами дворца стали театральный и машинный залы, а также артистические гримуборные, которые были созданы по его чертежам.
Оригинальной особенностью театра в Останкино стала возможность его трансформации в бальный зал всего лишь за 20 минут. Специальные механизмы убирали кресла и бутафорские колонны, опускали люстры. Громоздкие декорации менялись буквально за 2 – 3 минуты, оборудование создал крепостной мастер Иван Пряхин.
Театр в Останкино был спроектирован по образцам лучших европейских театров. Подкова зрительного зала давала возможность видеть сцену с любого места, была здесь и отменная акустика, чтобы все 250 зрителей не пропустили ни звука.
Труппа состояла из 200 крепостных талантов. Открытие театра в 1797 году к приезду Павла I ознаменовалось показом оперы Ивана Козловского на слова Павла Потёмкина «Взятие Измаила, или Зельмира и Смелон», а позднее здесь шли оперы выдающихся русских и зарубежных композиторов XVIII столетия, включая Глюка. Театр был не просто частью усадьбы Останкино, но занимал в ней особое место, и «театральность» отразилась на оформлении всего дворца. Однако этот праздник искусства продолжался недолго, в 1801 году состоялось последнее при жизни Николая Шереметьева представление, приуроченное к приезду императора Александра I, и вскоре труппу распустили, а другие Шереметьевы, которые владели имением до 1917 года, театр здесь больше не устраивали.
Сегодня Останкино – уникальный и единственный в России театр XVIII века, где сохранились сцена, зал, гримёрные и даже часть специальных механизмов. Это объект культурного наследия федерального значения. Интерьеры её парадных залов сохранили подлинный декор и убранство XVIII века.
Останкинский дворец построен из дерева. Это одна из его главных особенностей. Такой материал выбрали неслучайно: он недорогой, обладает уникальными и необходимыми театру акустическими свойствами, а ещё позволяет выбрать разнообразные планировку, форму и декор. Однако древесина недолговечна.
– За два с лишним века влажность и протечки значительно повредили деревянные стены, потолочные балки, пол и несущие конструкции здания. Кроме того, из-за низкого фундамента дворца от подтопления пострадали нижние венцы. Перед реставраторами стоит задача вернуть усадьбе первоначальный вид и сохранить её для потомков, – рассказывал директор Государственного дворцово-паркового музея-заповедника «Останкино и Кусково» Сергей Авдонин.
Плотники-реставраторы разбирают и собирают части дворца, как деревянный конструктор, очищая или заменяя испорченные элементы. Все работы выполняются вручную, как это было при строительстве усадьбы. Даже топоры у плотников заточены по образцу того времени.
После окончательной реставрации Останкинский дворец останется таким же, каким и был построен в XVIII веке, без отопления, водопровода, канализации, электрического освещения и кондиционеров. Сохранность обстановки и музейных ценностей будет обеспечиваться за счёт постоянства температуры внутри здания. Для этого специалисты восстанавливают и усиливают войлочные слои утеплителя на чердаке и стенах. Бороться с лишней влажностью помогут осушители воздуха. Нововведениями станут скрытая подсветка экспонатов и наружное освещение фасада, установленное на земле, а также системы безопасности.
Но и сейчас в Останкинской усадьбе есть на что посмотреть. До 1 июля там будет работать уличная выставка «Главная ценность – дворец: эвакуации не подлежит. Останкино в годы войны». Во время Великой Отечественной войны обширные коллекции музея, включая уникальные предметы из интерьеров Останкинского дворца, не попали под эвакуацию. По мнению властей, самым ценным экспонатом был сам дворец. Сотрудники музея, не ушедшие на фронт, попытались сохранить дворец и находившиеся там предметы. Несмотря на регулярные бомбёжки, Останкинский дворец выстоял в это суровое время. Как только в декабре 1941 года было остановлено наступление немецких войск на Москву, музей начал оживать: возобновились выставочная деятельность и научная работа, во дворце появились первые посетители. Уже к концу 1944 года началось возвращение к мирной жизни. С фасада сняли камуфляжную раскраску, продолжились реставрационные работы, постепенно возвращали находившиеся в укрытии предметы на свои исторические места.
Экспозиция рассказывает о жизни музея в тяжёлые военные годы и подвиге сотрудников, которые сохранили деревянный Останкинский дворец. За время войны не был утрачен ни один предмет из коллекции музея. Выставка построена на воспоминаниях сотрудников, архивных фотографиях и документах.
Люблино
Усадьбу в Люблино в конце правления Екатерины II купил известный в то время купец, промышленник и меценат Николай Алексеевич Дурасов, который решительно взялся за перестройку всего, что было на этих землях. В стиле европейского классицизма в 1805 году предстало главное здание с ротондой. Главный дом-дворец представлял собой настоящий храм Аполлона – бога Солнца, наполненный античными символами и знаками. Скульптура Аполлона венчала здание. В отличие от многих дворянских усадеб, Люблино не пострадало в дни Отечественной войны 1812 года.
А в 1806 году появился крепостной театр Дурасова. Надо сказать, что у него было три домашних театра.
Тот, что в Люблино, стал одной из самых известных частных сцен. Особенно славился хор певчих. Но и театральная труппа считалась одной из самых талантливых. Театром руководил известный актёр и писатель Пётр Алексеевич Плавильщиков (1760 – 1812). Впоследствии многие крепостные актёры, получив вольную, перешли на подмостки императорской сцены в Санкт-Петербурге и Москве. Всего на сцене служили примерно сто человек, а в случае необходимости для участия в массовых сценах привлекались и обычные крестьяне.
Дурасов был богат, среди друзей и знакомых слыл чудаком, который легко тратил деньги на разные дорогие удовольствия. Но о театре он заботился особенно. Артисты и музыканты обучались в специальной, созданной им же школе, которая разместилась в стоящем рядом флигеле. Он, как и здание театра, находился вблизи от самого дворца.
Однако и о своих прямых обязанностях крепостные не должны были забывать.
«Эти артисты, создававшиеся барской прихотью тогдашнего времени, будучи артистами и исполнителями в спектаклях, не переставали в то же время исполнять свои хозяйственные должности при доме: официантов, лакеев, поваров, писарей, горничных и проч. Если же театры закрывались, то их отправляли в деревню», – писали современники.
В гостиных Москвы постоянно обсуждали и сам театр, и размах всего люблинского театрального предприятия. Спектакли давали для гостей по большим праздникам, в репертуаре были и балет, и оперные миниатюры.
Со временем молва о люблинском театре дошла до императорского двора, и 23 мая 1818 года сама императрица Мария Фёдоровна специально посетила его и пришла в восторг от увиденного представления. После смерти Николая Дурасова в том же году устройство праздников прекратилось, перестал работать и крепостной театр. После этого крепостные, получив вольную, разошлись по большим столичным театрам.
После революции, в 30-е годы, в особняке открыли Дом культуры, а в послевоенное время его отдали под жилые квартиры, которые просуществовали там до 90-х годов. Музей в усадьбе Люблино был открыт в 2007 году, его экскурсионные программы будут интересны и детям, и взрослым. Каменный флигель, где была открыта театральная школа, сохранился. Сейчас его можно увидеть в том самом виде, который придал ему бывший владелец Дурасов.
В музее появилась интересная коллекция вееров русской и французской работы. Среди них есть очень редкие. В залах дворца Дурасова выставлены фарфор и художественное стекло, осветительные приборы, часы. Посетители могут ознакомиться с постоянной экспозицией «Театр. Чудесные превращения (мир театра рубежа XVIII – XIX веков)», которая знакомит не только с историей и происхождением русского крепостного театра, его яркими представителями, но и с особенностями декораций и театральной машинерией, а также с традициями усадебных театральных школ.
Архангельское
Николай Борисович Юсупов-старший был страстным поклонником искусства, в том числе театрального. Его интерес носил не просто любительский характе, в течение восьми лет он служил директором Императорских театров и преуспел в их реформации. Просвещённый вельможа, хорошо знакомый с новейшим репертуаром Европы, Юсупов сумел и упорядочить театральную деятельность в России, и придать отечественным театрам лоск.
В 1810 году князь приобрёл усадьбу Архангельское. Там он начал строить специальное здание для своего домашнего театра. Проект особняка в Архангельском был выполнен итальянским архитектором Пьетро Гонзагой.
Внешне здание выглядело аскетичным и даже скромным, но в интерьере царила небывалая роскошь. Просторный зал с партёром и двухъярусными ложами, 12 коринфских колонн и, конечно, занавес, написанный рукою величайшего художника. Изображение на занавесе как бы продолжало перспективу зрительного зала, и было трудно провести грань между кажущимся и реальным пространством. На сцене театра в Архангельском можно было ставить постановки любого рода (балетные, оперные, драматические), но прежде всего здесь предполагалось показывать спектакли декораций.
Гонзага делал и декорации для спектаклей юсуповского театра. Публика ахала, когда открывался занавес! С помощью живописных приёмов художник углублял и раздвигал сцену домашнего театра до небывалых по тем временам размеров. А зрительный зал этого театра современники называли прелестной игрушкой, он был роскошен и изящен. Зачастую публика забывала о сюжете, залюбовавшись декорациями.
Неистощимый на выдумки творец, Гонзага создал 12 декораций, но до наших дней сохранились четыре: светлый «Храм», яркий «Малахитовый зал», мрачная «Тюрьма» и атмосферная «Таверна». Живописный занавес тоже уцелел. Кстати, ни в одном другом европейском театре подлинных работ Гонзаги не осталось.
Открытие театра в Архангельском состоялось 8 июня 1818 года, среди зрителей были весьма почётные гости: император Александр I и прусский король.
Как и другие усадебные театры, театр в Архангельском не давал регулярных представлений. Спектакли играли по случаю, труппа в основном содержалась в Москве, а в подмосковное имение артистов привозили, когда в них была нужда. Звёздами юсуповского театра были крепостные артистки – певица Анна Борунова и танцовщица Анна Рабутовская. Это были хорошо образованные крепостные, которых с детства обучали танцам, пению, игре на инструментах и «оперным» языкам – итальянскому и французскому.
Сегодня театр в Архангельском является одним из немногих в мире старинных театров, сохранивших первозданный облик, оригинальные элементы убранства зрительного зала и театральной машинерии. Здесь проходят концерты, и есть надежда когда-нибудь возродить уникальный механизм смены декораций, а также оцифровать уцелевшие полотна и возродить спектакли декораций великого творца Гонзаги.


