Посёлок художников в Москве
01 августа 2025 в 16:54
В 1920-е годы в Москве не хватало жилья. Чтобы решить эту проблему, власти разрешили горожанам возводить дома за свой счёт и объединяться в кооперативы. Так на северной окраине столицы возник город-сад – экспериментальный посёлок Сокол. Какие новшества здесь внедряли, кто из советских звёзд здесь жил и где и сегодня можно увидеть старые улочки, вдохновлявшие художников, читайте в материале.
Как за границей
В 1898 году британский философ и социолог Эбенизер Говард опубликовал книгу «Будущее: мирный путь к реальным реформам» (другое название – «Города-сады будущего»). В ней он критиковал шумные, грязные и перенаселённые города конца XIX века. Говард предлагал строить в их окрестностях новые поселения. Они должны были сочетать в себе достоинства небольших деревень и крупных городов с парками и хорошей инфраструктурой – школами и больницами, церквями и магазинами, театрами и музеями.
В своей книге Говард писал, что в таком поселении должно жить не больше 32 тысяч человек. Он также создал подробный план населённого пункта. Идеи социолога быстро стали популярны. Уже в 1903 году в Великобритании начали возводить первый город-сад – Летчуэрт-Гарден-Сити.
И в том же 1903 году московская городская Дума предложила возвести подобный город-сад на месте Ходынского поля.
Проект разрабатывали несколько лет, однако реализовать его помешали Первая мировая война и революция. Вернуться к идеям Говарда российские архитекторы смогли только после Гражданской войны.
Кооперативный жилой посёлок
Во время Гражданской войны население Москвы быстро росло: многие крестьяне голодали и ехали в город в поисках работы. Жилья им не хватало, а денег на глобальное строительство в стране в то время не было. Сначала «уплотняли» жильцов больших квартир, просто подселяя к ним соседей. А в 1921 году Ленин издал указ о кооперативном жилищном строительстве. Этот закон разрешал гражданам застраивать участки в столице за свой счёт.
Так в 1920-х годах в окрестностях Москвы начали появляться кооперативные жилые посёлки. Дома в них за свой счёт строили инженеры, учёные, сотрудники наркоматов – органов власти. В марте 1923 года было создано жилищно-строительное кооперативное товарищество «Сокол», в которое вошли чиновники, агрономы, учителя и другие представители интеллигенции. Председателем организации стал художник Василий Сахаров.
Есть несколько предположений о том, почему кооператив назвали «Сокол». По одной легенде, сначала его участники собирались в доме москвича по фамилии Сокол или Соколов. По другой, они планировали построить свои дома в Сокольниках. Историк Константин Аверьянов писал, что самая правдоподобная версия связана с названием инструмента: «Соколом на языке строителей называется орудие производства штукатурки. Наиболее вероятно, что название посёлка произошло от строительного термина».
Одним из членов кооператива стал Борис Великовский, до революции он спроектировал несколько московских доходных домов. Великовский предложил создать проект посёлка своим знакомым архитекторам – Виктору Веснину и Николаю Марковникову. Ещё над планом Сокола работали Николай Дюрнбаум, Иван Кондаков и Николай Колли. А курировал проект Алексей Щусев. Архитекторы изучили идеи Эбенизера Говарда и других социологов и решили возвести советский город-сад – небольшой и уютный посёлок на окраине Москвы.
С московскими властями участники товарищества заключили договор аренды на 35 лет. Под строительство посёлка чиновники выделили территорию на севере столицы – рощу в бывшем селе Всехсвятском, которое включили в состав Москвы только после революции. Там планировали возвести около 200 домов, магазины, библиотеку и столовую. А ещё разбить парк и открыть спортивные площадки.
Проектировщики отказались от планировки в виде круга, описанной Говардом, и начали искать другой вариант. Так в посёлке Сокол появились необычные улицы – с изгибами и переменчивой ширины. Дома создавали по индивидуальным проектам. Например, братья Веснины спроектировали здания по образцу вологодских деревянных изб и сторожевых башен сибирского острога XVII века. Марковников возвёл в посёлке дома в стиле английских коттеджей, а Николай Дюрнбаум – двухэтажные особняки на несколько семей.
Строительство курировали работники НИИ экспериментальных сооружений, поэтому в Соколе опробовали много новых материалов и технологий. Здесь впервые применили фибролит – спрессованную с цементом древесную стружку, создали конструкцию фундамента в виде бетонной чаши, использовали торфофанеру и шлакоблоки, кирпичи из бетонного раствора.
Район стал очень популярен. О нём писали статьи в научных журналах, сюда приезжали с экскурсиями. А ещё Соколу посвятили фильм «Светлый город».
Известные жители
Улицы в посёлке сначала получили простые названия: Большая, Школьная, Уютная. Однако в 1928 году московские власти решили их переименовать, «чтобы подчеркнуть связь посёлка с искусством и его стремление быть показательным в художественном отношении». Теперь улицы носили имена Василия Сурикова, Михаила Врубеля, Василия Поленова, Карла Брюллова и других живописцев. А сам район начали называть посёлком художников.
К 1930 году в Соколе возвели более 100 домов, две спортивные площадки, библиотеку и столовую. Ещё здесь открылся экспериментальный детский сад, в нём работала всего одна нянечка, которой посменно помогали родители. А в доме №4 на улице Венецианова скульптор Иван Ефимов и художница Нина Симонович-Ефимова устроили кукольный театр. На представления приходил и их ученик Сергей Образцов. В будущем он стал режиссёром и открыл в Москве крупнейший в мире театр кукол, который сегодня носит его имя.
В разные годы в Соколе жили авангардист Илья Машков, скульпторы Надежда Крандиевская и Андрей Файдыш – автор монумента «Покорителям космоса» на ВДНХ, один из архитекторов посёлка Иван Кондаков, художники Павел Павлинов, Николай Пономарёв, лётчик Юрий Зыков, режиссёр Ролан Быков и актриса Елена Санаева.
«Борьба с наступлением города»
В 1930-х в СССР началась кампания против кооперативного жилья: многие владельцы сдавали свои дома и квартиры и не платили с полученных доходов налоги. В печати критиковали жителей таких посёлков. Вот что писали о Соколе: «Сдача здесь доходила до 60%… Сумма, взимаемая за сдаваемую площадь, доходит до 500% себестоимости».
Организации стали постепенно закрывать, а дома на их территории сносить. В конце 1930-х кооперативы запретили окончательно. Все дома в Соколе национализировали. Многих участников товарищества в эти годы репрессировали; арестовали даже председателя организации Василия Сахарова.
В 1937 году в посёлке всё же появился один новый дом. Здесь поселился любимый художник Иосифа Сталина Александр Герасимов. Ради его мастерской изменили оригинальную планировку Сокола. Так в посёлке образовалась самая короткая и узкая улица Москвы – Венецианова. Её протяженность – 48 метров, а ширина – четыре. На участке Герасимова был не только дом-мастерская, но и баня.
В 1940-е посёлок планировали снести и построить на его месте многоквартирные жилые дома. Однако вскоре началась Великая Отечественная война, и Сокол попал на линию обороны Москвы, здесь рыли рвы и строили убежища, местные жители организовали ополчение. В посёлок несколько раз попадали снаряды и бомбы.
После войны здания отремонтировали и подключили к центральной канализации. И хотя власти всё же планировали снести их в 1950 – 1960-х годах, жителям удалось отстоять дома, их поддержали архитекторы. В 1979 году посёлок признали памятником градостроительства первых лет советской власти. А ещё через 10 лет здесь организовали самоуправляемую общину. Жители издавали собственную газету, открыли обелиск соколянам – участникам войны и стали отмечать праздники на центральной площади, которую в народе называли Звёздочкой.
До наших дней сохранились не все дома Сокола. Многие из них после распада СССР всё-таки снесли. Однако на территории бывшего посёлка всё ещё можно увидеть оригинальную планировку улиц и старые зелёные насаждения. Чтобы туда добраться, нужно пройти от одноимённого метро около 10 минут пешком. В 1998 году на территории посёлка появился музей Сокола. Его экспозиция рассказывает об истории и жильцах кооператива. Будет не лишним зайти туда.


