Путешествие по самым знаменитым парным России
03 сентября 2024 в 12:52
Сначала это были деревянные постройки без излишеств, а со временем люди стали возводить изысканные архитектурные сооружения. В какой бане Дербента могли мыться только незамужние девушки, что Фёдор Шаляпин назвал «царь-баней» и где находится «баня-шайба» можно узнать и увидеть, отправившись в тур по самым известным баням страны.
Холодная баня в Царском Селе
Построил ее для Екатерины II шотландский архитектор Чарлз Камерон — автор книги «Термы римлян». Императрица хотела иметь в своей резиденции «проект античного дома, распланированного как в древности» и пригласила в Россию «великого рисовальщика» Камерона. Так, в Царском Селе к 1794 году вырос ансамбль в духе классицизма: через Висячий сад Екатерина II напрямую из своих покоев проходила к Холодной бане, гуляла вдоль колоннады Камероновой галереи, а по Пандусу спускалась в парк.
Термы созданы по образу римских бань IV века. На нижнем этаже Камерон расположил Купальный зал с оловянным бассейном. Также внизу находилась русская баня (пар в ней давали 250 пушечных ядер, которые поливали водой), ванная комната и массажный Угловой кабинет. Отдыхальную украшало «античное ложе» и белый мраморный камин.
На верхнем этаже были кабинеты, библиотека, Большой зал. Императрица поручила отделать их минералами — на всё убранство ушло 25 тонн мрамора и разноцветной яшмы.
Екатерина II критично отнеслась к завершённому проекту. Своему секретарю Александру Храповицкому она писала: «Странно, что всё строение для бани строено, а баня вышла худая, мыться в ней нельзя». Купалась императрица чаще в Верхней и Нижней ваннах у Квадратных прудов.
Во время Великой Отечественной войны фашисты устроили в здании казино и офицерский клуб, выломали яшму со стен. Холодную баню восстановили в 1947–1948 годах, а яшмовое убранство полностью вернули в 2013 году. Сегодня туда можно зайти по билету Государственного музея-заповедника «Царское Село».
Сандуны в Москве
Самую известную баню столицы — на углу Неглинной улицы и Сандуновского переулка — построили в 1808 году. Актёров придворного театра Силу Сандунова и Елизавету Уранову поженила лично Екатерина II. Молодожёнам подарила бриллианты, на которые они купили участок земли в районе реки Неглинной — и прославились своими банями на всю Россию.
- В них так и хлынула Москва, особенно в мужское и женское «дворянское» отделение, устроенное с неслыханными до этого в Москве удобствами: с раздевальной зеркальной залой, с чистыми простынями на мягких диванах, вышколенной прислугой, опытными банщиками и банщицами. <…> В этих банях перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе, - писал Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи».
Сандуны стали первой баней со специальными мужским и женским отделениями, раньше все мылись вместе. Был общий зал и комфортабельные номера, а барышни могли посещать баню вместе с ручными собачками. Бани стали одной из причин размолвки и развода супругов — Уранову не устраивало, что половина инвестиций была её, а все знали только про Сандунова.
Бани сохранили свой облик даже после пожаров и разрухи Отечественной войны 1812 года. Ходили слухи, что в Сандунах успел попариться сам Наполеон Бонапарт. Говорили: «Кто в Сандунах не бывал, Москвы не видал».
После смерти Силы Сандунова баня не раз меняла хозяев. В 1881 году она перешла к меценатке Вере Фирсановой и её мужу, офицеру Алексею Ганецкому. Супруги изучили банный опыт зарубежных стран от Турции до Ирландии, пригласили архитектора из Вены Бориса Фрейденберга и к 1896 году перестроили комплекс по современной моде. Электрическое освещение, американские фильтры для очистки воды и другие технологические решения сделали из Сандунов передовое предприятие того времени.
Снаружи — эклектичный дворец с элементами готики, ренессанса, рококо, классицизма и промышленной архитектуры. Внутри — роскошные интерьеры с итальянским мрамором, английским фарфором и швейцарской плиткой: мавританский дворик, готический зал, римские термы. Вода в бани поступала по отдельному водопроводу от Бабьегорской плотины (ныне фабрика «Красный Октябрь»). А свет — от собственной электростанции.
В простонародное отделение пускали за пять копеек. А в дворянских номерах с мебелью из редкого дерева парились градоначальник Владимир Долгоруков, писатель Антон Чехов, актёр Иван Григоровский, композитор Сергей Рахманинов. Певец Фёдор Шаляпин называл Сандуны «царь-банями», но просился в парильню в санитарные дни — дабы не отвлекаться на поклонников. А у «чистюли» Владимира Маяковского была своя скамейка — она и сегодня имеет надпись: «Здесь мылся Человек, шагающий в ногу со временем».
В СССР бани не утратили своего культового статуса. В интерьерах Сандунов не раз снимались киносцены — шторм на Чёрном море в «Броненосце «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, эпизод с Арнольдом Шварценеггером в парной из «Красной жары» Уолтора Хилла, бал в сериале «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко и даже сцену в бане в фильме «Брат 2». Сегодня туда можно прийти попариться или просто побывать с экскурсией.
Экскурсии проходят еженедельно и только по вторникам. Начало первого экскурсионного обзора возможно только с 16.00. Программа рассчитана на 1,5 часа (туристические агентства предлагают дополнительные маршруты перед посещением Сандунов).
Первая часть экскурсии включает пеший осмотр периметра комплекса Сандуновских бань, рассказ о близлежащих зданиях и сооружениях – их исторической ценности и отношении к Сандуновским баням. Вторая часть экскурсии посвящена истории рождения Сандунов и рассказу о создателях и владельцах (проходит в холле Высшего мужского разряда). Третья часть экскурсии проходит в общественном разряде бани, где экскурсовод подробно рассказывает о каждом отделении – его предназначении, архитектурной и стилистической принадлежности интерьера.
Девичья баня в Дербенте
Все старинные бани Дербента выполнены из местного камня-ракушечника в восточном стиле. Девичья баня расположена в исторической части Дербента. Она находится рядом со старейшей в стране Джума-мечетью. Баню построили в XIX веке под землёй — по типу старых восточных бань. Вниз спускались по каменной лестнице. Над землёй виднелся купольный свод с отверстием, через которое естественный свет проникал в зал с бассейном по центру. Здесь девушки оставляли одежду и обувь, заворачивались в кумачовые покрывала и проходили в горячее отделение.
«Девичьей» баня называлась по своему предназначению: там могли мыться только незамужние девушки. Здесь устраивали и торжества — накануне свадьбы в бане проходила церемония купания невесты. Во время символического девичника невеста очищалась от прошлой жизни — с помощью ароматных масел и благовоний. А после обряда девушки наряжались, пили приторно-сладкий шербет, пели ритуальные песни.
Домой невесту провожали, закрыв от любопытных глаз: над головой поднимали красную ткань и окружали со всех сторон живым коридором. Первым мужчиной, который увидит её после церемонии, должен быть муж. Банный обряд имел глубокий смысл. Привозил в баню невесту отец, а жених как бы забирает её оттуда. В следующий раз девушка могла мыться только в соседней, женской бане. После свадьбы, вход в специально отведенную для невест часть Девичьей бани женщинам уже не позволялось. Что удивительно, обе бани отапливались при помощи всего одной котельной комнаты.
Девичья баня работала до 1950-х годов. Спустя годы запустения, после реставрации в 1992 году, в здании открыли Музей культуры и быта древнего Дербента. Сегодня там можно увидеть старинные женские костюмы и украшения, посуду, ковры, банные принадлежности.
Банный корпус в Петергофе
Банный корпус находится у восточного флигеля дворца Монплезир — на месте первой императорской бани в России и состоит из нескольких зданий. Самая ранняя постройка, относящаяся к петровскому времени, – Гостевые покои или «Покои для Фамилии», примыкающие к зданию «Монплезира». В Гостевых покоях размещали родственников и приближённых императора. Здесь можно осмотреть одну из комнат, предназначавшихся для царских гостей, а также ознакомиться с особыми петровскими «Пунктами о Петергофе» – правилами, которые посетители должны были соблюдать.
К Гостевым покоям примыкает Мыльня для кавалеров. Она находится на месте первой деревянной бани, построенной для Петра I на берегу Финского залива в 1722 году. Там император парился, закидывая воду на раскалённые пушечные ядра, «пущал кровь» и принимал мокриц и толчёных червей как лекарство.
При Елизавете Петровне баню разобрали. В 1748 году здесь возвели другой комплекс: снаружи деревянный, изнутри — пышно отделанный. Екатерина II в 1770-е годы устроила в бане восьмигранный бассейн с подъёмным дном: из Финского залива поступала морская вода, а из фонтана с оловянной скульптурой «Мужичок с волынкой» Алессандро Мартелли — пресная.
В 1800 году деревянную мыльню перестроили в камне по проекту Джакомо Кваренги. «Мужичка» в бассейне сменила золотая колонна с шаром, из которого брызгали 101 дугообразная струя и фонтан-шутиха: ещё 164 вертикальные струи ударяли посетителей снизу. В 1817 году в бане провели капремонт, и туда смогли приходить мыться даже те, кто не был близок ко двору, — её стали называть «Мыльня для кавалеров и фрейлин».
В 1865–1866 годах флигель Мыльни решили перестроить — на его месте архитектор Эдуард Ган возвёл новый Банный корпус для жены Александра II Марии Александровны, которая страдала болезнями лёгких и нуждалась в водолечебных процедурах, популярных в Европе. Здесь появились Паровая с печкой-каменкой, на которой вместо камней сооружена пирамида из чугунных ядер. Рядом с парной находится помещение, где императрица принимала тёплые ванны с минеральными водами и ванны из отваров целебных трав. Для холодных водных процедур предназначался отдельный зал – Холодная ванная, интересным экспонатом которой является душ, замаскированный под нарядную люстру из бронзы и стекла, украшенную гроздьями винограда и цветками вьюнка.
Возле Банного корпуса на берегу Финского залива для императрицы был разбит миниатюрный пейзажный садик, позже названный «Китайским». На небольшом пространстве сада расположены петляющие между цветочных клумб дорожки, извилистый ручеёк, с перекинутыми через него горбатыми мостиками, мраморные статуи, небольшой каскад и фонтаны – самые поздние в Нижнем парке по времени создания. С южной стороны к Банному корпусу примыкает комплекс зданий, состоящий из парадного Ассамблейного зала, Тафельдекерской, Кухни и Кофишенской. Сегодня всё это один большой музей «Банный корпус» Государственного музея-заповедника «Петергоф».
Хлудовские (Центральные) бани
Это столичный банный комплекс был построен в 1889 году для купца Герасима Хлудова. Предприимчивому совладельцу текстильной фабрики в Егорьевске захотелось создать конкуренцию прибыльным Сандуновским баням, которые в то время располагались в здании гостиницы «Метрополь». Хлудов задумал превзойти Сандуны. По его задумке бани должны были представлять своеобразный торгово-развлекательный комплекс — уникальный для Москвы XIX века. Внешне здание проектировал Семён Эйбушитц, а внутренними интерьерами занимался Лев Кекушев.
При жизни купца были построены простые, «5-копеечные бани», где мылись сотрудники пушечно-литейного двора. Они не приносили дохода. Но после смерти Герасима Хлудова, его дочери воплотили в жизнь все задумки отца: был возведён дворянский корпус бань. Отдых здесь стоил в разы дороже — от 50 копеек за общую баню до 12 рублей за апартаменты из трёх комнат с бассейном.
Полный комплекс открылся в 1893 году. Помимо мытья здесь можно было пообедать в трактире или ресторане, посетить цирюльню или мастера по маникюру, поправить здоровье в кабинетах массажиста и костоправа. Комплекс включал в себя парфюмерный магазин, продуктовые лавки, гостиничные номера, крытый бассейн, зал для деловых переговоров. В Хлудовские бани приходили не на час мытья, а на целый день — расслабиться, посплетничать, провести день с семьей.
В конце XIX — начале XX века китайские бани Хлудовых были одним из самых популярных мест у светской публики Москвы. Китайскими они были названы в результате соседства с Китайгородской стеной. В разное время здесь бывали многие известные личности, в числе которых Чехов и Толстой. Бани были богаты на новшества: здесь функционировала машина, убиравшая излишнюю влажность, работало два типа отопления: воздушное и водяное, а вода проходила три степени очистки.
Хлудовские бани роскошью и технологиями не уступали Сандунам. Здесь даже было отдельное детское отделение с игрушками и отдельной банщицей для каждого дитяти. После 1917 года бани стали именоваться «Центральными».
С Хлудовскими банями связана детективная история. Перед Первой мировой войной для бань заказали три золотых тазика общим весом 10 кг и сорок серебряных. В войну они хранились в банке, но после революции судьба их оказалась неизвестна. В 1918 году чекисты провели обыск в банях, вскрывали пол, но ничего не нашли. Ходит легенда, что накануне отъезда дочерей Хлудова во Францию, одна из них попросила трёх самых надежных рабочих спрятать драгоценный инвентарь, который до сих пор никто не нашёл.
В 1924-1925 годах здание бывшего доходного дома Хлудова занимал Московский коммунальный музей. В Центральных банях работала первая в стране механическая прачечная и первые в Москве крытые плавательные бассейны.
В 1993 году в банях случился пожар, в результате которого полностью выгорели почти все помещения. Оригинальный интерьер сохранился только в нескольких комнатах в левом корпусе. В настоящее время шикарные интерьеры дворянских бань украшают ресторан, разместившийся в здании. А на месте выгоревших помывочных отделений построен шикарный отель.
Сейчас в интерьере можно увидеть мраморную лестницу, которая является немного уменьшенной, но точной копией лестницы парижской Гранд Опера. Кроме того, тут сохранился небольшой декоративный камин, который украшен фарфоровым медальоном и ажурной решёткой. Потолки всё ещё украшены причудливой лепниной, на фоне которой выделяется плафон с изображением неба и облаков. Кекушев щедро украшал потолки и стены «кассетами» или «кессонами». Они представляют собой вдавленные в поверхность квадраты или прямоугольники.
Круглые бани в Санкт-Петербурге
Раньше на пятачке у современной площади Мужества в Лесном сходились несколько улиц и располагались бани — в 1882 году их спроектировал архитектор Павел Сюзор. А с наступлением советской эпохи изменился сам концепт банных комплексов — там должны были не только мыться, но и заниматься спортом и оздоровлением.
Тогда и решили воплотить в жизнь проект ленинградского архитектора Александра Никольского и его помощников — Владимира Гальперина, Николая Демкова и Александра Крестина. В середине 1920-х годов команда начала работу над банями в стиле конструктивизма. Первый стройпроект в результате стал самым долговечным — Круглые бани в районе Лесной работают до сих пор.
Проект предполагал бассейн во дворе и солярий на крыше. При этом, внутренний двор с бассейном архитектор планировал накрыть стеклянным куполом. Инженерные коммуникации собирались пустить по внешней кольцевидной шахте, а само здание хотели заглубить в землю, чтобы повысить теплоэффективность.
К сожалению, полностью реализовать замысел архитектора не удалось. Солярий на крыше не стали делать из экономии средств. Стеклянный купол построить не позволяли технические возможности. После Гражданской войны и разрухи его сочли слишком сложным и дорогим. Да и здание так и не заглубили.
Экспериментальный проект Никольского напоминал летающую тарелку в стиле супрематизма. Здание-кольцо построили двухъярусным. По контуру находились банные помещения, а в центре — задуманный бассейн, который должен был оказаться под стеклянным куполом, но стоит под открытым небом круглый год.
- В моечной было достаточно большое количество жестяных шаек с ручками, из расчёта по две на каждого: в одной стоять, в другой — мыться. Но некоторые посетители захватывали по три шайки и мылись не в одной, а сразу в двух. Из-за этого иногда возникали ссоры, - писала Галина Есиновская в книге «Записки старожила».
«Баня-шайба», как называли её местные жители, работала даже в годы войны. Закрывалась только с осени 1941 года по апрель 1942-го — тогда в блокадном Ленинграде были перебои с электричеством, водой и топливом. А сегодня в неё может попасть каждый желающий — попариться в русской парной, прогреться в турецком хаммаме, посетить бассейн под открытым небом. Уникальное здание архитектора Никольского признали объектом культурного наследия регионального значения, а в 2020 году там отреставрировали фасады.