Святыни Курской епархии
19 марта 2024 в 09:53Покровительница западных земель России
17 лет назад в Курский женский монастырь вернулся почитаемый список иконы Божией Матери Смоленская. Он пребывал в обители до революции, и сёстры трепетно относились к святыне, с любовью её украшая. Об этом свидетельствуют сохранившиеся доныне ризы Богородицы, расшитые золотом и полудрагоценными камнями.
Икона Божией Матери Смоленская с давних времён один из главных образов Курского Свято-Троицкого монастыря. В её честь 400 лет назад освятили нижний храм обители. Выбор наших предков был неслучайным. Курск в XVII веке находился на западной границе русских земель, рядом с польско-литовским государством. Поэтому Смоленский храм куряне посвятили Покровительнице западных земель России. И Она не раз помогала и защищала. Именно со Смоленским образом Божией Матери русские воины под предводительством Кутузова победили французов в 1812 году. К сожалению, этот образ на сегодняшний день утрачен. Однако существует множество списков.
Курский список иконы считался чудотворным издавна. К нему куряне обращались за помощью в своих нуждах. 21 апреля 1893 г. перед ней молился и святой праведный Иоанн Кронштадтский, посетивший город Курск. Есть предание о чуде, случившимся перед нею однажды явно – лампада перед иконой разожглась сама! Это увидела одна из монахинь, когда вошла в церковь, чтобы зажечь лампадку.
В 1923 году, когда женская обитель была закрыта и разорена, верующие постарались сберечь святыни. Одна из монахинь вывезла храмовый образ из монастыря на саночках, и его стали хранить в Нижне-Троицком храме. После того, как и эту церковь окончательно закрыли в 1940 году, святыня некоторое время хранилась в семье благочестивой прихожанки этой церкви Анны Николаевны Волосаевой. Её родственница Раиса Петровна Волосаева рассказывала о своих детских впечатлениях: «В Её присутствии была какая-то тишина дома, благодать. Больших горестей у нас не было. Когда ситуация немного утихомирилась, икону решили передать в Никольский храм. Он один в округе был действующим. Ходили туда к Ней молиться. Она светлая висела, как солнышко сияла».
11 марта 2007 г. святыня была торжественно, с крестным ходом, возвращена в возрождённую Троицкую обитель. Восстановлен к сегодняшнему дню и дом Пресвятой Богородицы – Смоленский храм. Настоятельница монастыря игуменья Сусанна (Барыкина) рассказывает: «По преданию, сохранённому для нас последними насельницами святой обители, в Смоленском храме собирались, по возможности, все известные образы Божией Матери. И по открытии храма прихожане вновь понесли в обитель иконы Богородицы из разных мест: из Украины и Грузии, с Афона и из Сибири… И наконец вернулась в родную обитель главная её святыня – икона «Смоленская Одигитрия». Иногда мы не смеем обращаться к Богу… Наша греховность кажется нам страшной стеной между Ним и нами. Но Её мы не боимся! Мы знаем, что Её тихая святыня не отвергнется от нас, в каких бы язвах мы ни пришли к Ней, Благой Утешительнице, Матери Божией. Все мы просим Её заступничества пред Богом за нас, грешных, Её Небесного покровительства, Её помощи в наших нестроениях. Все мы нуждаемся в сердце всепрощающем, милующем, любящем нас не за то, что мы хороши или приятны, а за то, что существуем».
Смоленская икона считается покровительницей и защитницей русского государства. Именно к ней взывают с молитвами о защите Родины от кровопролитных нашествий и войн; о сохранении жизни военнослужащих и их здоровье, особенно в горячих точках; а также об избавлении от эпидемий.
Вопрос священнику
Пост перед причастием
Каждому православному хорошо известно, что причастие предваряет определённая духовная подготовка, в том числе пост. Однако у верующих возникает множество вопросов о том, каким должен быть пост перед причастием. На некоторые из них отвечает настоятель Покровского храма в с. Кунье священник Владимир Русин.
– Что можно в пост перед причастием?
– В пост перед Причастием самое главное, что можно и нужно, это настроиться. И, соответственно, постараться убрать то, что мешает, отвлекает, развлекает. Давайте разберёмся, в чём суть «ущемления нашего брюха»? Зачем нам ограничения в пище? Наше тело иногда бывает, как какой-то капризный ребёнок, который что-то просит, и мы ему даём. Захотелось конфетки, мы дали, чтоб ребёнок только отстал. Но в результате такой ребёнок вырастает и не понимает каких-то важных вещей. Он, например, может вмешиваться в разговор взрослых, считая, что он самый главный. Во время подготовки к причастию мы своё тело потихонечку возвращаем на свое почётное третье место после духа и души.
Понятно, что когда человек регулярно подходит к Чаше, не может для него каждый пост перед причастием, исповедь и само таинство быть поворотом на 180 градусов. Он уже сделал поворот, а теперь на своём духовном пути подруливает.
Мне очень нравится слово «правило». Оно направляет и выправляет нас. Оно помогает нам снова верно действовать, оценивать свои поступки. Иногда человек расстраивается, потому что раньше он постился, готовился, исповедовался и были слёзы, и он прямо чувствовал, как душа очищалась. А в другой раз пришёл и ему батюшке даже сказать особо нечего. Так, какие-то мелкие вещи. Но вот эти мелочи, они, когда накапливаются, как раз и становятся самыми опасными грехами. Об этом много есть притч, рассказов. Эти кажущиеся маловажными грехи, как пыль. Если на лобовое стекло машины что-то ляпнуло сверху, мы видим пятно, и его хочется стереть сразу. А если мелкая пыль на стекло садится, мы можем и не заметить даже, что стекло уже превратилось в рифлёное. Как это произошло, когда? Вот так же и с душой происходит. Нужно эту пыль грехов не прозевать. Для этого духовная жизнь должна быть ритмичной, а каждый пост перед причастием – временем, когда мы эту пыль стираем.
– Можно ли курить в пост перед причастием?
– Если у меня просят благословения покурить, то я, конечно, не могу благословить курить вообще. Зато я знаю примеры, когда люди начинали регулярно причащаться и вдруг замечали, что перестали курить. Обнаруживали неожиданно, что эту потребность Господь у них убрал.
Мне трудно на эту тему рассуждать, потому что я не имею личного опыта борьбы с этой страстью. С самого начала Господь дал мне аллергию на табачный дым, и, чтобы меня вывести из себя, достаточно просто подымить где-то рядышком. Ещё в студенческие годы в общежитии я курильщиков выгонял из комнаты. Но по рассказам тех, кто боролся с этой своей страстью, знаю, что когда они начинали жить напряжённой духовной жизнью и регулярно причащаться, эта привычка реально вытеснялась.
У нас, в Русской Православной Церкви, в отличие от греков, этот недуг не пустил так глубоко корни среди духовенства и монашества, поэтому сохраняется пример чистоты. Курение трудно объяснить какой-то естественной потребностью, оно ведь не нужно человеку. Ингаляция бывает нужна. А вот эти дымящиеся палочки зачем? Поэтому можно от этого пристрастия избавиться. Но для этого нужно не просто постоянно каяться, но и иметь решимость бросить курить. Примеров, когда человек справляется, достаточно. По словам бывших курильщиков, им часто помогали не таблетки, не пластыри, а именно подготовка к причастию.
Материалы полосы подготовила Ирина Сафонова
Люди Церкви
Неслучайные случайности в жизни протоиерея Романа Братчика
Один из самых опытных курских священников – протоиерей Роман Братчик отметил свой 70-летний юбилей. О нём среди верующих говорят как об опытном духовнике, способном понять и помочь излечить душу грешника. Он относится к той плеяде священников, которых, словно «по призыву», поставил к престолу владыка Ювеналий (Тарасов), когда возрождающаяся Церковь испытывала голод в служителях, а уполномоченные по её делам не пускали в служители молодых людей, особенно с высшим образованием. Путь в алтарь для отца Романа не был простым, но как он сейчас понимает, вполне естественным.
«Нормальный» атеист
Если бы в советские годы сказали, что в атеистической еврейской семье появится священнослужитель, никто бы не поверил, как, впрочем, и сам Роман Братчик. Он рос «нормальным» атеистом. В школе учился хорошо, как и многие в те времена, интересовался исследованиями и изобретениями. На волне интереса к науке журнал «Наука и жизнь» был настольной книгой во многих домах. И поэтому путь выпускника бакинской школы на биолого-почвенный факультет МГУ был вполне естественным. Однако первый год учёбы в вузе молодой человек посвятил вовсе не граниту наук, который полагается грызть. «Когда поступал, я уже имел хороший уровень знаний, – вспоминает отец Роман. – И на первых занятиях понял, что это детский сад какой-то. Решил, что возьму учебник и сам прочитаю».
Выросший «на асфальте» мальчик сороку в первый раз увидел в 8-м классе. А попав в столицу, с друзьями стал исследовать Подмосковье… «В общем, первый год я прогулял, – признаётся священник. – Меня пожалели, не выгнали, потому что год был юбилейный – 50 лет Октябрьской революции, и студентам дали свободу, никто нас не проверял. Был случай, надо найти одного сокурсника. Заглянул в аудиторию, где вёл занятия ректор. Там должен быть целый поток, а сидит человек 20. А потом решил посчитать, сколько лекций я сам посетил. В общем, пальцев на руках хватило».
Духовная ловушка
Были студенческие исследования и другого рода. Многие студенты тогда играли в «орла» и «решку». Теперь я понимаю, что это была духовная ловушка. «Когда мы сталкиваемся с тёмным и осознаём, что это реальность, то должны понимать, что есть и светлое, – объясняет отец Роман. – С тёмным, которым руководит князь тьмы, мы сталкиваемся гораздо чаще». Перед экзаменом ребята «трут» монетку – сдам или не сдам? Так и получалось, как монета выпала. И юного материалиста задело – да не может этого быть! «Перед экзаменам бросаю монетку, – вспоминает батюшка. – Получается, что будет «пятёрка». А я не был ни на одной лекции». Надо проверить «чистоту эксперимента». В последнюю ночь, как принято у студентов, решил не учить. На экзамен пошёл последним. Взял билет и понял – в лучшем случае сможет ответить на «четвёрку». Начинает говорить – преподаватель останавливает: «Хватит, вы не были у нас ни на одном занятии, я вас не знаю». Всё, максимум «тройка», и радость, что монетка «наврала». «Выйдя из аудитории, открываю зачётку, а там «пять». Для меня это был один из самых первых шоковых моментов, заставивших думать и искать истину».
После окончания МГУ Роман Братчик уехал во Владивосток, устроившись работать в лабораторию эволюционной зоологии и генетики Биолого-почвенного института Дальневосточного научного центра, захотелось узнать нашу великую страну. А там был ещё один такой же момент, с тарелочками, когда вызывают духов. И поразительно, тексты выдаются, даты! «Несколько человек, все учёные, сидят, наблюдают, что это такое! – рассказывает отец Роман. – И тут начинаешь понимать, что материализм нам не всё объясняет, есть вещи, которые за его пределами».
Пересмотр самосознания
Новая работа – в Институте биологии внутренних водоёмов в посёлке Борок Ярославской области. Молодой, перспективный учёный выбрал тему для исследования «Что такое наука». «Понял, что наука – это не то, что мы себе представляли, окончив школу, – рассказывает священник. – Наука – это инструмент, очень сильный, но и он не может всё объять. В этот период начался пересмотр самосознания. Помню, по дороге шёл за молоком в деревню. «Господи, – говорю, – если Ты есть, если Ты каким-то образом явишь Себя мне, чтобы я точно знал, что это не галлюцинация, то я готов изменить свою жизнь». А перед этим я думал о том, что человек не может сделать ничего доброго. Чтобы сделать что-то доброе, надо быть всемогущим, всеведающим. Мы – ни то, ни другое. Часто мы делаем «добро», а через 10 лет выясняется, что оно ни к чему хорошему не привело. И этого мы предвидеть не можем. Только Всевидящий и Всемогущий! И это Господь».
А через пару месяцев происходит серия событий, каждое из которого вроде случайная случайность. Роман Братчик попадает в Печоры, в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, где в это время служил всероссийский старец Иоанн (Крестьянкин). После встречи с ним, по признанию священника, всё стало на свои места: «Я ещё с ним не говорил, но уже, глядя на него, понимал… что-то излучалось. Дух такой. По лицу, по всему, было видно, что этот человек исполнен любви и чистоты. Потом уже он благословил меня на крещение. Я крестился в Печорах». Отца Иоанна батюшка до сих пор вспоминает с любовью, как и его сокровенные слова: «Для нас расстояния нет».
Судьба под названием Кунье
А потом было послушание у известного священника Владимира Волгина, который служил в Успенке Касторенского района. Через него как-то передали лампадное масло для отца Ипполита. А тот только-только приехал в Кунье, это был его первый приход по приезду с Афона. «Приезжаем к нему с отцом Владимиром: распутица, храма не видно. У отца Ипполита вид большого ребёнка. Он только купил дом и ещё не разложил вещи. Они с отцом Владимиром разговаривают, а я думаю: «Бедный батюшка, в такую дыру попал…» А спустя год я сам попал в Кунье. Матушка просто рыдала, а через некоторое время оно стало для нас самым лучшим местом на земле.
Отец Роман помнит свою судьбоносную встречу с владыкой Ювеналием в епархиальном управлении, в те годы располагавшемся в Курске во дворе Сергиево-Казанского собора. Ожидавшего в машине послушника отец Владимир вытащил со словами: «Владыка ждёт!». «Он по-доброму спросил, откуда я, кто я. Предложил быть у него секретарём. Но тут я хоть и молчал-молчал, голос проявился: «Нет владыка, простите, у меня идиосинкразия к бумагам, я там всё перепутаю». «Всё-всё-всё, – сказал владыка. – Ничего, не волнуйся. Пришлю приглашение». Ну и месяца через два, ближе к Пасхе, меня рукоположили».
Уверенности, что его рукоположение во священство состоится, у 40-летнего Романа Братчика не было. Препятствовали и национальность, и наличие высшего образования. При обкомах ещё были уполномоченные по делам церкви, и людей с высшим образованием рукополагать не разрешали. Но некоторые владыки этими установками пренебрегали – сельских священников не хватало, и, видимо, владыка сумел разглядеть в бывшем учёном что-то особенное.
Рукоположение состоялось, несмотря на то, что будущий священнослужитель сильно болел и дважды падал в обморок. Куньевцы потом выхаживали новоиспечённого батюшку, которого так просили у владыки взамен ушедшего, и стали ему семьёй. Когда он усомнился, что в силах освоить церковную грамоту с его плохой памятью, владыка по-доброму успокоил: «А зачем вам память? Читать умеете? Служебник взяли и служите. А бабушки остальному всему научат». И научили, и не хотели отпускать, когда, умирая, друг – священник Георгий и попросил о том, чтобы продолжил его дело в Курчатове.
«Я переживал за куньевский приход, не знал, кого пришлют, и попросил владыку рукоположить одного из прихожан, так прихожанин Владимир Русин стал священником. Моя душа успокоилась. Дело продолжается и улучшается…»
18 лет отец Роман возглавлял Успенский приход города Курчатова и 6 лет руководил Курчатовским церковным благочинием. Он организовал в городе атомщиков строительство малого храма Иоанна Предтечи и храма Успения Пресвятой Богородицы. Сегодня он с улыбкой вспоминает, каким «подарком» к дню его рождения в первые месяцы служения стала передача приходу православного лагеря «Исток». Но удалось и материально выстоять, и духовно заложить в него хорошее зерно. Живёт лагерь, от детишек отбою нет, значит, всё нормально.
Сегодня протоиерей Роман Братчик на покое по состоянию здоровья, в кругу своей любимой куньевской семьи. В храме, где он когда-то начинал, участвует в богослужениях. С радостью встречает своих многочисленных духовных чад. Здесь он отметил и свой 70-й день рождения.
Протоиерей Роман Братчик родился в 1949 году в Баку. В 1972 году окончил биолого-почвенный факультет МГУ. Работал в лаборатории эволюционной зоологии и генетики Биолого-почвенного института Дальневосточного научного центра, потом – в Институте биологии внутренних водоёмов в посёлке Борок Ярославской области. Крещение принял в 1985 году. В 1989 году рукоположен архиепископом Курским и Белгородским Ювеналием. Служил в селе Кунье Курской области. С 2005 года – настоятель Успенского храма города Курчатова Курской области. Читал курс «Наука и религия» на факультете теологии и религиоведения Курского государственного университета. Преподавал пастырское богословие в Курской духовной семинарии. Женат, трое детей, 8 внуков.