Радоница – чему радуемся?

14 мая 2024 в 11:11

Во вторник второй после Пасхи недели, в этом году 14 мая, Церковь празднует Радоницу. Обычно в этот день после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших родных и друзьях и сказать им торжествующее «Христос Воскресе!».

 

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой Пасхальной недели – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

 

Христианское понимание поминок

Радоница – день особого всецерковного поминовения усопших. Происходит от слова радость, ведь праздник Пасхи продолжается 40 дней и отражает веру христиан в воскресение из мёртвых. Именно в Фомину неделю вспоминается сошествие Господа Иисуса Христа во ад, его победа над адом.

Как пишет свт. Афансий Сахаров («О поминовении усопших по уставу Православной церкви»), Радоница обязана своим происхождением церковному правилу, согласно которому Великим постом поминовение усопших переносится на определённые дни – Родительские субботы и не совершается затем в дни Светлой седмицы. По уставу поминовение может быть совершенно в первый будничный день, когда может быть полная литургия. Этим днём и является вторник Фоминой недели.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже с III века: «Для чего отцы наши, оставив молитвенные дома в городах, установили сегодня собираться нам вне города и на этом именно месте? Потому, что Иисус Христос сошёл к мёртвым; потому и собираемся мы».

На Руси ещё и до принятия христианства существовали традиции «весенних поминок». Церковь какое-то время боролась с языческими погребальными обрядами. В итоге христианство придало новый смысл этим старым традициям. Церковь наполнила их христианским содержанием.

Вообще, богословие (в отличие от «всезнающих» бабушек-фольклористок) мало что может сказать утвердительного о загробной участи человека. Эта тема всегда была больше предметом благочестивых догадок, а не соборных дискуссий или кабинетных исследований. Христиане верят в бессмертие души. Верят в то, что земная жизнь человека оказывает принципиальное влияние на его грядущую жизнь в вечности. Ещё верующие знают, что все мы, по слову Самого Христа, воскреснем в положенное время, получим новое тело, а наша вечная участь определится тогда окончательно. Вот, пожалуй, и все догматические постулаты, которые напрямую касаются «потусторонней» темы. Дальше идёт уже сфера живого опыта Церкви, в котором есть очень различные свидетельства о посмертных реалиях. Среди них, однако, можно и нужно выделить наиболее важные моменты. Православие говорит о том, что после своей смерти человек теряет очень важную особенность – он уже не может самостоятельно производить в себе качественные изменения. Проще говоря, он не в силах каяться. Конечно, переступив порог смерти, христианин не утрачивает способность сожалеть и сокрушаться о содеянных ошибках. Но это нельзя назвать покаянием, оно присуще лишь живым и предполагает не только сокрушение в грехах, но и труд над собою, внутреннюю перемену и освобождение от того негативного груза, который накопился в течение земного пути. После смерти у человека больше нет тела, а значит, природа его становится неполноценной, что делает невозможными какие-либо перемены. Но то, что невозможно человеку, возможно Богу. Церковь всегда верила, что между живыми и мёртвыми есть очень тесная связь, и что добрые дела оказывают благотворное влияние не только на ныне живущих, но и на уже упокоившихся людей. По нашим молитвам, как об этом свидетельствуют многочисленные примеры из житий святых, загробная участь умерших действительно может меняться. Более того, чем чище становимся мы сами, тем большее улучшение своего состояния могут получить и те, о ком мы молимся. Наша чистота и наше добро как бы передаётся другим, ведь все мы, живые и мёртвые, соединены, подобно клеточкам одного организма, в Едином Теле Христовом – Его святой Церкви.

 

Помочь молитвой, любовью, добром

Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало веру. Когда преследуют веру, возникают тяжёлые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и чёрный хлеб, а рядом – фотографию усопшего. Церковь разрешает поминать умерших едой, но видит в этом совсем иной, отличный от языческой тризны смысл. Еда – это всего лишь форма милостыни, которую мы творим ради умершего. И здесь очень важно, как мы её творим. Милостыня, в первую очередь, должна нас самих делать добрее, милосерднее, сострадательнее. И если это произойдёт, то и покойникам нашим будет намного легче по ту сторону жизни. Поэтому, если поминальный обед был сделан, что называется, для «галочки» или «для своих», без молитвы об умершем человеке, то вряд ли от такого обеда умерший получит много пользы. Не рюмки с водкой ему теперь нужны (алкоголь, кстати, вообще запрещён Церковью на поминках), а наша молитва искренняя, чистая, живая. Лучшим же местом для молитвы является храм Божий.

Принося еду в храм, также важно помнить несколько моментов. В храме прежде всего молятся. И без молитвы оставленное приношение (свечи, продукты, деньги) не имеют для покойника никакой ценности. Можно принести горы, но если это будет сделано без веры и молитвы, то толку от этого будет мало и для нас, и для умершего. Разве что нуждающиеся будут благодарны за это. И, наоборот, если человеку нечего пожертвовать, но он будет горячо молиться о своём родном или друге, то эта молитва будет ценнее любых богатых приношений. Важно в конечном итоге понять, что Царство Небесное не покупается и не продаётся ни за какие деньги. Царство Небесное достигается только усердным духовным трудом, и наша милостыня (еда в том числе) – это всего лишь один из элементов такого труда.

Как видим, у Радоницы два пласта – языческий и христианский. К сожалению, первый из них оказался более понятным простому человеку в силу своей внешней эффектности и лёгкости в исполнении. Ведь это же совсем нетрудно – придти на кладбище, сказать несколько тёплых фраз о покойном, выпить и закусить, а потом оставить часть обеда на «гробках». Куда тяжелее постоянно молиться об умершем и делать добрые дела в его память искренне, непринуждённо, бескорыстно. Но только любовью, молитвой, добром и никак иначе можно помочь нашим родным, которые переступили чертог вечности. Иначе и на кладбище ходить нечего, всё равно толку не будет. Ни на этом, ни на том свете.

 

Подготовлено по материалам сайтов pravmir.ru, foma.ru

 

Любовь не ведает преград

19 мая 2024 года Церковь вспоминает святых жён-мироносиц. Кто они, почему их так называют, в чём смысл и какова история праздника и как в Церкви относятся к женщинам, рассказывает издание pravmir.ru.

 

Третье воскресенье пасхального цикла названо в честь святых жён-мироносиц. Этот праздник посвящён обычным женщинам – Христовым ученицам, неотступно следовавшим за своим Учителем и не оставившим Его даже в те минуты, когда большинство апостолов попросту разбежались. И событие, воспоминаемое в этот день, тоже, на первый взгляд, самое обыденное – не успев совершить погребальный обряд над умершим Спасителем из-за приближавшейся субботы, женщины на третьи сутки после Его крестной смерти поспешили к гробу. С собою они несли миро – дорогое пахучее масло – и шли к могиле помазать тело Иисуса.

Верили ли они в то, что снова увидят Господа живым? Вряд ли. Как и для остальных учеников, арест, распятие и смерть Иисуса были для них своеобразным финалом – с казнью Христа эти хрупкие женщины утратили значительный смысл дальнейшего существования. Конечно, они продолжали жить ради своих семей, но жить так, как раньше, полноценно, каждый день общаясь с Учителем, уже было невозможно. И все жё любовь, безусловная и безграничная, подняла мироносиц среди ночи и заставила бежать к месту погребения Христа. Сердце словно говорило им: «Спешите, и вы увидите то, что радикально изменит вашу жизнь, сделает её более осмысленной и глубокой, чем ранее, в минуты наибольшей радости».

 

«Его нет здесь – Он воскрес, как сказал»*

Огромная чистая вера святых женщин была вознаграждена. Когда они приблизились к могиле, только лишь тут вспомнив, что вход в погребальную камеру завален тяжёлым камнем, то увидели, что пещера открыта. Едва преодолевая охватившее их оцепенение, они заглянули внутрь и увидели ангела, который говорил им, что Тот, Кого они ищут, воскрес и ждёт их в Галилее. Скорее всего, другой на месте этих женщин смутился бы, решив, что все виденное им – галлюцинации и плод воспалённого воображения. Но ученицы Христовы поверили сразу и безо всякого сомнения, получив благую весть, они бросились обратно в город, к апостолам, которые сидели в доме и там переживали обрушившееся на них горе. Ещё больше вера женщин укрепилась, когда на обратной дороге они увидели самого воскресшего Господа.

У гроба осталась лишь Мария Магдалина, которая либо пришла не со всеми, либо просто решила побыть в одиночестве, чтобы лучше понять случившееся. Она ещё не до конца осознала величие этого момента, и когда перед ней появился человек, подумала, что это садовник, и стала спрашивать у него, куда исчезло тело Учителя. Но садовник назвал её по имени, причём сделал это так, как делал только один Человек на земле. Перед нею стоял Сам Христос – живой, воскресший, реальный! Радости женщины не было предела, она своими глазами видела Того, Кого ещё пару дней назад безутешно оплакивала вместе с другими ученицами.

Потом Господь явился остальным – апостолам, ученикам, другим Своим спутницам, которые все три года Его проповеди были с Ним. Но первым радостную новость о Воскресении Спасителя узнали именно они, мироносицы – женщины, которые не побоялись ни преследования старейшин, ни возможной грубости римской охраны, которая до момента явления ангела стерегла гроб Спасителя, ни других опасностей, подстерегающих человека ночью. Ученицами двигала любовь, та самая любовь, которой их учил Господь и которая не ведает никаких преград, даже смерти.

День жён-мироносиц в Православии считается аналогом 8 марта. Только вместо сомнительного идеала женщины-революционерки и феминистки-бунтарки Церковь восхваляет совсем иные качества наших матерей, жён, сестёр и подруг. Прежде всего это великая жертвенность, самозабвенность, верность, любовь и живая пламенная вера, которая может всё преодолеть.

Сколько мироносиц было всего, мы доподлинно не знаем. Евангелие просто перечисляет их по именам, и только лишь нескольких женщин называет более-менее конкретно. Церковная традиция усвоила звание мироносиц семи или восьми ученицам Христа. Все они впоследствии стали пламенными проповедницами и потрудились наравне с другими апостолами. А Магдалина и вовсе удостоилась чести называться равноапостольной, то есть имеющей ту же славу и понесшей тот же крест, что и другие ученики-мужчины.

 

Пресвятая Богородица

Традиционно Пресвятая Дева не входит в число жён-мироносиц, но некоторые толкователи считают, что Мария Иаковлева (Мк 16: 1) и «другая Мария» (Мф 28: 1) – это и есть Мать Христа. Дело в том, что Она после смерти своего мужа Иосифа взяла на попечение его младших детей от первого брака, и вполне законно считалась матерью Иакова. Но даже если Пресвятая Богородица и не была среди мироносиц, Она всё равно считается первой, кто получил весть о Воскресении Сына, согласно преданиям, ангел явился Ей лично и рассказал самую главную новость на свете.

Пречистая Дева некоторое время жила в Иерусалиме в доме апостола Иоанна Богослова, которому Господь ещё на Голгофе доверил заботу о Своей уже немолодой Матери. После ухода апостолов на проповедь Ей тоже достался жребий миссионерства. Изначально это были земли современной Грузии, но туда попасть Пресвятая Дева так и не смогла. Местом Её апостольства стал Афон, куда Она попала после шторма, по пути в гости к епископу Лазарю, который жил на Кипре. Некоторое время Пресвятая Богородица жила в Эфесе. Скончалась Она в Иерусалиме, похоронена там же, в Гефсиманском саду. Однако тела в Её гробнице нет, предание гласит, что Сын на третий день после кончины вознес Её в небесную славу вместе с телом.

Мария Магдалина

Сведения об этой женщине путаные. Одни усматривают в ней знаменитую евангельскую блудницу, которую Христос спас от избиения камнями и которая помазала Ему ноги дорогим маслом. Другие видят в ней простую еврейку, исцелённую Христом от тяжкого недуга одержимости и бесноватости. После выхода апостолов на проповедь она пренебрегла всеми тогдашними нормами (женщине запрещалось проповедовать самой) и в одиночку ходила из города в город, возвещая всем о воскресшем Учителе. По одной версии жития, Магдалина окончила свои дни в доме Иоанна Богослова в Эфесе, дожив до глубокой старости. Другие варианты биографии говорят о том, что Мария конец жизни провела в покаянии, около тридцати лет живя в пещере близ Марселя. Перед смертью, согласно западным житиям, Магдалину причастил случайно забредший к ней священник. Он же и похоронил святую.

Марфа и Мария, сёстры Лазаря

Сведения об этих женщинах очень скудны. Вместе с братом, которого некогда воскресил Сам Христос, они перебрались из Иерусалима на Кипр, где помогали Лазарю нести епископское служение. Где, когда и как умерли святые сёстры, неизвестно.

Иоанна

Она была женой Хузы – одного из чиновников при дворе правителя Галилеи Ирода Антипы. Иоанна занимала очень высокое положение, обладала большим влиянием и связями. В дни проповеди Христа именно Иоанна брала на себя львиную долю расходов апостольской общины, заботясь о пропитании и всём необходимом для Господа и Его учеников. Есть версия, что такая щедрость столь знатной дамы неслучайна, по мнению ряда толкователей, сын царедворца, исцелённый Христом (Ин. 4: 46 – 54), был ребёнком Иоанны, и благодарная женщина после этого служила Спасителю всем, чем могла.

С её именем связана история головы Иоанна Крестителя. Как известно, за свои обличения в адрес Ирода Предтеча сначала подвергся аресту, а затем был обезглавлен по навету Иродиады –сожительницы Ирода. После того, как нечестивая женщина надругалась над главой ненавистного ей пророка, она выбросила свой «трофей» на свалку. Иоанна, видя всё это и глубоко скорбя о смерти Предтечи, тайно ночью отрыла главу, положила её в глиняный сосуд и погребла на горе Елеонской, в одном из поместий Ирода.

Мария Клеопова

О ней практически ничего не известно. Была одной из родственниц Христа. По одной версии, Мария приходилась не то дочерью, не то женой Клеопе – брату Иосифа Обручника. Другая версия, весьма маловероятная, говорит о том, что эта женщина была сестрой Пресвятой Богородицы.

Мария Иаковлева

С этой женщиной больше всего неясностей. По преданиям, она являлась младшей дочерью Иосифа Обручника, находилась в очень тёплых отношениях с Пресвятой Богородицей и была, по сути, Её ближайшей подругой. Вполне вероятно, что это и есть Мария Клеопова. Иаковлевой она стала называться потому, что один из её сыновей, Иаков, входил в число апостолов.

Сусанна

Самая загадочная из мироносиц. Она служила Христу от своего имения, то есть, видимо, была довольно обеспеченной. Больше о ней неизвестно ничего.

* (Мф 28:6)

 

Подготовлено по материалов сайтов pravmir.ru, foma.ru

 

 

Теги: #Курск, #Курская область, #новости Курска, #новости онлайн

Популярное в тему:

Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен, Яндекс новости, Google новости


Оставьте комментарий

Поделитесь своим впечатлением о новости.

Текст комментария
Ваше имя
Введите капчу *
2bfa127214d399fd23d7ee42fb995866

Подтверждаю согласие на обработку персональных данных и ознакомлен (а) с политикой их обработки



Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Обратите внимание

Актуальные новости


>
Последние комментарии
Вернуться наверх