Епархиальная жизнь. «Семья – одна из главных ценностей».
30 июля 2024 в 12:39В Курске провели специальный показ мультфильма «Сказ о Петре и Февронии» и дискуссию о семейных ценностях
Забота о вкусе молодёжи
Российское общество «Знание» продолжает просветительские занятия и тематические кинопоказы ко Дню семьи, любви и верности по всей стране, в том числе и в Курской области. Одним из событий, организованных для жителей региона, стал специальный показ мультфильма «Сказ о Петре и Февронии» в рамках проекта «Знание. Кино».
На площадке Курского кластера креативных индустрий и технологий «Поток» куряне и гости города смогли посмотреть анимационную картину, а также пообщаться с участниками панельной дискуссии – депутатом Государственной Думы ФС РФ, Почётным гражданином города Курска Ольгой Германовой, руководителем отдела религиозного образования Курской епархии протоиереем Олегом Чебановым, психологом, бизнес-ментором Анеттой Орловой.
– Самое главное, с такими картинами появляется надежда, что наш кинематограф и телевидение будут формировать вкус у молодёжи, – прокомментировала Анетта Орлова, предваряя обсуждение.
Спикеры рассмотрели популяризацию семейных традиций и важность роли семьи в жизни каждого человека. В ходе дискуссии отмечалось, что в современных реалиях сохранение и продвижение таких ценностей, как любовь, верность, ответственность и популяризация многодетности как фактора, влияющего на устойчивое развитие социума, становится в один ряд с основными задачами российского общества.
– Семья – это одна из самых главных ценностей! – подчеркнул Олег Чебанов.
Кинематографический проект
Участники дискуссии акцентировали внимание на важности укрепления связей между родными, развитии навыков эмоционального общения и создания гармоничной атмосферы внутри семьи.
«Знание. Кино» – это Всероссийский просветительский проект о кинематографе, включающий в себя фестиваль документального кино и тематические кинопоказы к ключевым памятным и знаменательным датам в России.
Тематические показы, посвящённые Дню семьи, любви и верности, проходят в июле 2024 года в образовательных и культурных учреждениях в самых разных регионах страны.
Всего подготовлено пять фильмов по теме. Общество «Знание» предлагает показать фильм «Король бакланов» или документальную кинокартину «Хранитель древности». Он рассказывает о Мухтаре Байсангурове, реставраторе аланских средневековых исторических памятников архитектуры. В тематическую подборку также входят фильмы «Чистодей», «Три солнца» и «Сказ о Петре и Февронии».
Епархиальная жизнь
«Хранители памяти»
Коллегия Историко-архивного отдела Курской епархии подвела итоги проведённых мероприятий, в числе которых продолжающееся изучение фактов жизни курской старицы монахини Мисаилы (Зориной).
Памятные даты
В работе коллегии приняли участие руководитель отдела – иерей Владимир Русин, заместитель руководителя, епархиальный древлехранитель, иеромонах Афанасий (Зимин), секретарь отдела, архивариус Свято-Троицкого прихода Николай Афанасьев, председатель Курского регионального отделения «Союза писателей России», председатель Курского регионального историко-родословного общества Евгений Карпук, сотрудник историко-архивного отдела Курской епархии Юрий Бирюков.
Владимир Русин обратил внимание на памятные даты 2024 года, связанные с именами подвижников Курского края. Этот год знаменуется 950-летием со дня кончины преподобного Феодосия Печерского, 135-летием со дня рождения священномученика Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Курского.
Также были подведены итоги мероприятий отдела за первое полугодие 2024 года:
4 февраля, в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, во всех храмах Курской епархии за Божественной литургией молились святым, совершившим подвиг веры в годину гонений за Христа в XX веке. Отслужены панихиды, за которыми поминали усопших, пострадавших во время массовых репрессий. В лесном урочище Солянка под Курском на месте массовых расстрелов 1937 – 1938 гг. совершена панихида по убиенным. К памятнику и кресту возложены цветы.
Курское духовенство во время оккупации
В Курском государственном аграрном университете имени И.И. Иванова 2 апреля состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Двадцать первые Дамиановские чтения: Русская православная церковь и общество в истории России и Курского края», организуемая в рамках XХ Международных научно-образовательных Знаменских чтений. Большой интерес вызвало выступление иерея Владимира Русина на тему «Курское духовенство в период немецкой оккупации».
На базе Курского института развития образования 30 мая состоялась церемония награждения призёров и победителей VIII Межрегионального конкурса проектных и исследовательских работ «Лествица».
Состоялось также награждение победителей и участников епархиального конкурса «Святые земли Курской», посвящённого жизни и подвигу священномученика Онуфрия, архиепископа Курского.
Иеромонах Афанасий представил сообщение о деятельности волонтёрского отряда «Хранители памяти».
Евгений Карпук представил результаты архивного поиска материалов о протоиерее Иоанне Каплинском, который возглавлял в годы Великой Отечественной войны епархиальное управление в Курске.
Николай Афанасьев рассказал о деятельности рабочей группы историко-архивного отдела по изучению фактов жизни курской старицы монахини Мисаилы (Зориной).
Православный календарь на август
1 августа. Прп. Серафима Саровского.
2 августа. День памяти пророка Илии, одного из самых почитаемых святых Ветхого Завета. Это первый библейский святой, которому стали молиться на Руси. Тогда ему молились об избавлении от засухи, ведь в те времена это означало гибель урожая и голод. И до сих пор в русской церковной народной традиции сохранились эти молитвы о дожде, обращённые к пророку Илие. А заодно Илии молятся и об урожае.
4 августа. Равноап. Марии Магдалины.
5 августа. Почаевской и «Всех скорбящих Радость» икон Божией Матери.
6 августа. Мчч. блгвв. кнн. Бориса и Глеб.
9 августа. Вмч. и целителя Пантелеимона.
10 августа. Смоленской иконы Божией Матери.
14 августа. Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Начало Успенского поста.
19 августа. Преображение Господне.
20 августа – Свт. Митрофана Воронежского
21 августа. Прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких.
26 августа. Свт. Тихона Задонского.
28 августа. Успение Пресвятой Богородицы. Окончание Успенского поста
29 августа. Нерукотворного Образа Спасителя.
31 августа. Иконы Божией Матери «Всецарица».
Люди церкви
Возрождение Свято-Георгиевского храма
Верующие люди на свои средства восстанавливают храм в селе Становое, самый большой в Тимском районе
Церковь превратили в клуб
Возрождение храмов в российской глубинке сегодня нужно людям для сохранения исторической памяти и культуры, православной веры наших предков. Но не все церкви ещё находятся в достойном состоянии. Свой отпечаток наложили богоборцы советского периода, войны и прочие факторы.
Возродить заброшенный храм – сложное дело. Здесь не обойтись без средств, но, в первую очередь, без людей, готовых и считающих своим долгом помочь восстановить святыню.
Так и почти разрушенный Свято-Георгиевский храм в селе Становое Тимского района, в котором после его закрытия находились и склад, и клуб, нынче милостию Божией восстанавливается шаг за шагом, приходит в себя.
До революции
В исторических документах и справочных изданиях храм именуется Георгиевским. Наиболее ранние сведения о нём содержатся в «Топографическом описании Курской губернии» (за 1784 год)»: в селе Становой Колодезь «церковь деревянная во имя святого великомученика Георгия, при которой освящено и церковно-служительских дворов – 3, во оных душ – 8».
«Пятиглавое, каменное же здание церкви было построено «тщанием прихожан» в 1893 году. Одновременно была возведена каменная колокольня, в ней – колокол большой, весом 71 пудов 18 фунтов, 4 малых весом 11 пудов 35 фунта и 2 маленьких колокольчика.
Храмовых престолов три: святого Георгия Победоносца, Знамения Божией Матери, святого Николая Чудотворца. Один престол в главном алтаре и два – в приделах малых, всё сделано из дерева.
Иконостас в главном алтаре деревянный трёхъярусный, позолоченный, огорожен железной оградкой, в алтаре – 20 икон. В правом и левом иконостасах – по 7 икон, на колонне – 10 больших икон. В разных частях храма – 18 икон, 7 деревянных, а также стоячая икона в память освобождения крестьян от крепостничества.
Прихожанами Георгиевского храма были жители села Становой Колодезь, проживавшие в 358 дворах (1369 муж., 1329 жен.), деревни Гнилая – 14 дворов (67 муж., 48 жен.), деревни Дуброва (в «справочной книге» хут. Дубровка – ред.) 35 дворов (125 муж., 128 жен.). Всего в приходе числилось 402 двора (1551 муж., 1505 жен.).
Более 3000 тысяч людей – это очень большой приход. Для справки: в наши дни в Становом проживают около 800 человек.
Ближайшими к Георгиевской церкви были Знаменская в уездном городе Тиме, расположенная в 4 верстах, и Георгиевская в селе Гнилой Колодезь в 5 верстах.
Известны имена священников, служивших в храме в разные годы: Ключарев Василий Семёнович (1795 – 1810), Азаров Василий Алексеевич (1810 – 1834), Истомин Пётр Борисович (1813 – 1834), Тимонов Стефан (1890), Амфитеатров Никита Иванович (1908).
Богоборческое время
К 1917 году церковь владела 3 десятинами (1 десятина – 1,09 гектара) усадебной и 33 десятинами пахотной земли.
В приходе работали две церковно-приходские школы, мужская и женская. Размещались они в собственном здании, построенном в 1900 году «тщанием прихожан». В 1917 году в школах обучалось 60 мальчиков и 59 девочек. В церковной библиотеке насчитывалось 100 томов книг. Заведующим и законоучителем в двух церковно-приходских школах в 1915 году состоял священник Григорий Тиманов.
После опубликования декрета ВЦИК от 23.02.1922 года из Свято-Георгиевского храма большевики изъяли несколько золотых и серебряных предметов.
Решением Курского облисполкома от 21 июля 1939 года Георгиевскую церковь закрыли с передачей здания под клуб. Богослужения в храме в 1940-х – 1950-х годах не проводились.
По состоянию на 1 января 1952 г. церковь в селе Становое не состояла на регистрации.
В списке «Обществ Русской Православной церкви, зарегистрированных и действующих на территории Тимского района по состоянию на 1 апреля 1964 г.» числится «здание недействующей церкви, состоящей на учёте в селе Становое».
В 1970-х – 1980-х годах в числе действующих Георгиевская церковь также не упоминается.
Древняя реликвия
Согласно федеральному закону «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 года, была зарегистрирована религиозная организация – Свято-Георгиевский приход в селе Становое.
По словам нынешнего настоятеля Свято-Георгиевского храма отца Евгения Ефанова, в 2023 году храм отметил своё 130-летие, поскольку был заложен в 1874 году.
Об этом свидетельствует металлическая памятная доска о закладке храма. Эта историческая деталь прибыла в Становое из города Калининграда. Реликвию в своё время сохранила местная жительницы, которая переехала в Прибалтику, а передал памятную доску внук той самой женщины.
Теперь реликвия находится внутри церкви.
Ежегодно в Становом 16 ноября отмечают престольный праздник – обновление храма великомученика Георгия в Лиде. В народе праздник называют Егорий.
В 2014 году с назначением в Становое настоятелем отца Евгения в храме начались восстановительные работы.
«Внешний вид оставлял желать лучшего, но внутри беспорядок был просто ужасный! – вспоминает отец Евгений. – Окна забиты, темень непроглядная, всюду горы хлама, пыль, обрушенная штукатурка, разбросанные кирпичи и прочий мусор. Посредине, как «памятник» советскому автопрому, стоял ржавый «Москвич», который мы с трудом вытащили на улицу. Долгое время здесь находился колхозный склад. Убирать пришлось очень долго. Но всё же более-менее навели порядок. Люди помогали, чем могли, приносили лавки, стулья, ковры, рушники, строительный материал, иконы.
Одна из них «родовая» – «Введение во храм Пресвятой Богородицы» от бабушки-старожила села, сейчас располагается на видном месте. Это действительно редкость. Внешний вид невзрачный: старая-престарая деревянная дощечка, потускневшая, но с отчётливой росписью. Также нашёлся престольный деревянный крест, сохранённый жительницей села.
Люди от чистого сердца жертвовали различные денежные суммы. На эти средства приобреталась церковная утварь. Постепенно в храм вдохнули вторую жизнь, начались богослужения, которые проводятся в воскресные дни и двунадесятые праздники».
На сегодняшний день работы продолжаются. Хотя сделано очень много – вставили пластиковые окна, провели стяжку полов, починила крышу, установили уличное освещение, провели электричество, воду, газ. В церкви теперь тепло. Оборудовали 2 колокольни, амвон, поставили новую входную дверь, 3 иконостаса.
Главная гордость – это 8 огромных написанных настенных икон.
Удалось сформировать приход из верующих жителей, есть хор певчих, свечники, просфорницы.
Главные герои – люди
«Всё это удалось сделать благодаря активному участию неравнодушных людей. Они – главные герои! Говорю огромное спасибо за активное участие в восстановлении храма, строительных работах протоиерею Василию Жданову, благочинному Солнцевского района, протоиерею Василию Афанасьеву, настоятелю храма села 2-е Засеймье, Виктору Климову, Ивану Прокопову, Геннадию Кирсанову, художникам Николаю Захарову и Евгению Васильеву, АндреюТолстых, ныне усопшим Евгению Белых и Александру Калинину.
Финансовую помощь оказывают местные фермеры Юрий Манаенков и Николай Матусов, глава Становского сельсовета Виктор Лунев, прихожане Лариса и Оксана Енины, пожелавшие остаться неизвестными супруги из Курска и многие другие», – рассказал настоятельСвято-Георгиевского храма Евгений Ефанов.
Кстати, Свято-Георгиевский храм – самый большой в Тимском районе. Дух захватывает, когда входишь в него. Каменная родовая кладка, огромное пространство, иконы, кресты, свечи. Прошлое оставило отпечаток на его стенах, то тут, то там – отметины войны: повсюду воронки от пуль и осколков снарядов. Однако внутри давно уже не хозяйничает ветер, не находят пристанище птицы и не властвует паутина. Былое величие церкви возрождается. Люди, вкладывающие любовь, веру и частичку себя в её восстановление, чувствуют потребность в живом общении с Богом и желание служить Ему.
Прихожан прибавляется, это не только жители Станового и близлежащих сёл, но и посёлка Тим, других населённых пунктов.
Современного человека влечёт особая молитвенная тишь сельского храма, такого как Свято-Георгиевский, мученически пережившего гонения, поругания, разорения.
Слава Богу, всё это осталось в прошлом. Сегодня здесь царит благодать, как и должно быть в святом для православного христианина месте.


