Помощь ближнему. Месяц испытаний.
10 сентября 2024 в 14:07«Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет» (Пс. 36:25–26).
Так писал царь Давид в одном из своих псалмов. Будем помнить, что щедрый человек всегда найдёт возможность помогать другим, поскольку творимое им добро возвращается к нему сторицей. Убеждение, что праведные милосердные люди не будут оставлены Богом, характерно для многих библейских текстов. А теперь такой пример подтверждается и самой жизнью.
В нескольких храмах Курска открыты центры благотворительности, где добровольцы помогают нуждающимся переселенцам из 8 районов Курской области, пострадавших от обстрелов, раздают гуманитарную помощь. С момента, когда жизнь курян уже не станет больше такой, как была раньше, прошёл месяц испытаний. Месяц преодоления, потерь и тяжёлого человеческого горя… В помощь людям появляются пункты выдачи и склады гуманитарной помощи.
Как всё начиналось
Церковный центр благотворительности Курской епархии открылся на базе Свято-Троицкого женского монастыря г. Курска. Определены помещения, куда завозятся и где сортируются партии продуктовых наборов. Митрополит Курский и Рыльский Герман изначально благословил на благородный труд добровольцев, а также лично постоянно помогает координировать процесс.
Начиналось всё с открытия штаба гуманитарной помощи на улице Тускарной, где священники Владимир Шилин и Константин Аристов приложили немало усилий и труда в его организации месяц назад. Они начали свою работу ещё в начале августа. Происходящие невероятно стихийно бедственные события также быстро способствовали появлению этого пункта помощи. Священник Константин Аристов, клирик Свято-Троицкого женского монастыря, председатель епархиальной комиссии города Курска по вопросам семьи, защиты материнства и детства, духовник Курской православной общины слабослышащих в честь Петра и Февронии Муромских, рассказывая о начале работы центра в ночь с 8 на 9 августа, когда здесь только стали собираться люди с вещами, вспоминает: «В это время шёл дождь, многие вещи промокли. Тут же протягивались верёвки, развешивалось бельё, и люди друг с другом знакомились. Около часа ночи одна женщина сказала: «Ребята, простите, пожалуйста, я пойду, у меня дома 2 маленьких ребёнка». Когда кто-то спросил, сколько им лет, она сказала: «Девять месяцев. Они с бабушкой». Представляете? На смеси молочной с бабушкой. Тогда ещё никто ничего не понимал, насколько всё серьёзно. И у всех был какой-то энтузиазм…Около трёх часов ночи мы сформировали около 20 мешков объёмом 120 литров. Уже ночью люди стали писать, что им нужно, и мы уже знали, кто эти мешки будет забирать. С 9 августа центр начал работать полноценно, и меня удивляет, насколько у нас получился слаженный коллектив».
«Лишь бы все живы были»
В работу включились волонтёры из многих организаций. Надежда Прозорова, преподаватель КГУ, доцент кафедры педагогики и профессионального образования, кандидат педагогических наук, отметила: «У нас сложился уже с первых дней замечательный коллектив. Мы с людьми все сдружились, как родные. Конечно, приходилось заведывать всем, выполняла то, что требовалось, и находилась там, где нужна помощь. Если надо было дежурить на постельном белье (распределять матрасы, одеяла, подушки), значит, на постельном, если нужно было получить продукты, всегда пожалуйста, без вопросов». Надежда Васильевна призналась, что уставали сильно, а ночью, когда особенно часто звучали сигналы сирены, вообще было не до сна.
Елизавета Галуцких, преподаватель физической культуры в КГУ, вместе со своей коллегой, преподавателем КГУ Александрой, также стояла у истоков открытия центра гуманитарной помощи на Тускарной. Елизавета Галуцких вспоминает: «Мы начали вести в пункте работу по закупкам. Я отвечала за блок реализации всей выдачи и за волонтёров, а Александра – за заказы, гуманитарку, за связь с различными городами». Однако девушки признались, что сложно, в первую очередь, было морально, потому что они понимали, что пакетов, которые они выдают, хватит лишь на несколько дней. Объёмы помощи необходимы для всей области немаленькие. И помощь эта нужна не только в первые дни. Хотя некоторые переселенцы и отправились в пункты временного размещения в другие города, большая часть людей находится в самом городе Курске или в районах области, которые располагаются чуть дальше от прифронтовой зоны, в пунктах временного размещения или у родственников. Людей на улицах города стало заметно больше. Накануне я встретила переселенцев из Коренева, они ехали с пакетами гуманитарной помощи в автобусе и, плача, рассказали, что еле успели убежать, что многие деревни уже, как они выразились, стёрты с лица земли. В этих тяжёлых обсуждениях участвовал весь автобус, и чувствовалось общее переживание за происходящее. Никаких планов на дальнейшую жизнь у ехавших к родственникам людей не было: «Не знаем вообще ничего. В голове ничего не укладывается. Хозяйство всё там осталось, жалко. Но жизнь дороже. Лишь бы все живы были. Нам ещё повезло – тут есть у кого остановиться, а есть те люди, у кого тут никого нет».
Основной центр помощи
Протоиерей Олег Чебанов, настоятель храма святых Царственных страстотерпцев г. Курска, пояснил: «На Тускарной центр гуманитарной помощи в настоящее время немного перепрофилировался, теперь там только принимают необходимые людям товары, разгружают фуры, фасуют и отправляют на склад, а основной центр помощи, как я понимаю, теперь в Свято-Троицком женском монастыре».
На сайте Курской епархии поясняют, что уже с середины августа сотрудники гуманитарного пункта имели возможность проконсультироваться у специалистов Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, которые приезжали в Курск специально, чтобы оказать помощь в организации и координации штаба помощи и обработки на месте поступающих заявок от жителей Курской области.
Специалисты Синодального отдела во главе с митрополитом Курским и Рыльским Германом посетили несколько пунктов гуманитарной помощи, организованных при храме прп. Серафима Саровского и собора Курских святых, при Свято-Троицком женском монастыре г. Курска, а также при Никитском храме.
Марина Милосердова
Люди Церкви
«Господи, сподоби меня служить Тебе»
Феодосий Жданов воевал на Курской дуге и рассказывал об одном удивительном случае: «Как-то при подготовке к боям наш сапёрный батальон расположился на отдых недалеко от храма села Зуевка Солнцевского района. Попросив разрешение у командира, я направился в храм, смотрю, женщина носит кирпичи, закладывает окна алтаря. Обрадовалась мне и говорит: «Солдатик, помоги, пожалуйста. Да тебя, милок, сам Бог мне послал». И никто не мог знать, что через 29 лет простой русский солдат Феодосий Кузьмич Жданов будет снова служить, но уже священником в Николаевском храме села Зуевки Солнцевского района.
Молитву не прекращал ни на минуту
Феодосия на войну взяли не сразу из-за слабого зрения. В Красную армию он был призван лишь 27 марта 1943 года Прохоровским РВК Курской области. Служил в 86-м отдельном гвардейском сапёрном батальоне. Насколько опасна эта работа, говорит давно сложившаяся поговорка – сапёр ошибается один раз. Много боевых товарищей отца Феодосия полегло на полях той войны, а его, как он сам считал, берегла от пули молитва к Господу и Богоматери. Его супруга Валентина Жданова впоследствии рассказывала: «Мама отца Феодосия, провожая сына на фронт, благословила его, дала Евангелие и молитвослов, с которыми он не расставался всю войну. С войны он принёс это Евангелие, которое я храню как драгоценную реликвию, прикладываюсь к нему в трудностях. И всегда получаю помощь. Молитву он не прекращал ни на минуту».
Феодосий на войне чувствовал, что за него горячо молились и родные. И Господь его хранил.
«Солдатик, помоги!»
Путь солдата пролегал в том числе и через Прохоровку, и через курские сёла Пристень, Солнцево, Зуевку, Поныри, а затем были Чернигов и победный Берлин.
В 1943 году отряд сапёров, в котором служил Феодосий, шёл от Понырей через Никольское. Подошли к Солнцево, присели отдохнуть. Увидев невдалеке храм, солдат Жданов попросил разрешения у командира дойти до него и пошёл в храм помолиться о сохранении страны и воинов и поблагодарить Господа за спасение от смерти, которая шла за сапёрами по пятам. Он увидел, что храм полуразрушен, а какая-то женщина носит кирпичи. Позже выяснилось, что это Екатерина Чуйкова и служит она ктиторшей (старостой) в этом храме. А в алтаре закладывал окно настоятель отец Василий Черников. Алтарь уже был освящён, и женщина не могла в него войти, чтобы подавать кирпичи батюшке. Увидев вошедшего Феодосия, она обрадовалась и попросила: «Солдатик, помоги!». Помог, но даже не мог предположить, что спустя десятки лет он в этом храме станет настоятелем. «На это воля Господня», – позже говорил батюшка.
«Благословляю служить, строиться и умирать»
Незадолго до Победы 16 апреля 1945 года Феодосий Кузьмич был тяжело ранен. Это день памяти мученицы Феодосии, пострадавшей за веру Христову в IV веке, и небесная покровительница хранила верного сына Божьего – пуля прошла сквозь лёгкое рядом с сердцем. Санитары вытащили сапёра с переднего края, внесли в блиндаж, разорвав одежду, оказали первую помощь. Но на этом катаклизмы этого дня для солдата Феодосия не закончились. Немцы продолжали атаковать и забросали блиндаж гранатами. Отец Феодосий понимал, что выжил тогда только чудом Божьим. Именно тогда он дал обет Богу: «Господи, если выживу, сподоби меня служить Тебе священником».
В 1949 году отец Феодосий написал прошение епископу Курскому и Белгородскому Нестору (Сидоруку): «По милости Божьей я недавно Вашим Преосвященством поставлен на это служение в должности псаломщика в храме села Вязовое Белгородской области. В данный момент жители соседнего прихода села Первая Ольшанка лишились своего священника из-за его смерти. Прихожане обратились ко мне с просьбой послужить у них священником. Если будет мне это соизволение Высокопреосвященства и Господь допустит, я готов принять тяжёлый подвиг священства».
21 сентября 1949 года псаломщик Феодосий Жданов епископом Курским и Белгородским Нестором (Сидоруком) был рукоположен в диакона, а 25 сентября 1949 года – в сан священника и назначен настоятелем в храм в честь Владимирской иконы Божией Матери в селе Ольшанке Губкинского района Курской области.
Приехали туда с молодой матушкой Валентиной Порфирьевной, а в церкви овечки стоят, двери разбиты, одни стены, вспоминал батюшка. Но с Божьей помощью восстановили вместе с прихожанами церковь. Здесь 19 апреля 1956 года в семье священника родился сын, которого нарекли Василием. А отца Феодосия назначили служить в молитвенный дом в село Большесолдатское, а затем через год, в апреле 1957 года, в Троицкий храм села Верхняя Груня Кореневского района Курской области. А в 1972 году по воле Божьей он оказывается в том самом месте, которое однажды стало одной из вех его солдатской судьбы. Епископ Курский и Белгородский Николай (Бычковский) назначает отца Феодосия служить в храм села Зуевки Солнцевского района. Здесь семью ждало то же самое, что в большинстве церквей в тот период: храм в аварийном состоянии да плохонький заборчик при нём. Жить семье священника было негде, приходилось ютиться в маленькой времянке, которую снимали напротив храма.
«Я наслышана была об этом приходе как о скандальном и поехала в епархию к владыке Николаю с просьбой не направлять отца Феодосия в Солнцево, так как он не имеет строгости, а очень смиренный по характеру, – вспоминала матушка Валентина Жданова. – Владыка ответил так: «Благословляю там служить, строиться и умирать». Храм был в полуразрушенном виде, окна наполовину заложены кирпичом, другие засыпаны песком, стены чёрные и закопчённые. Здание храма было покрыто железом, но когда пошли дожди, вода струйками стекала по стенам. Средств на ремонт не было, и мы решили произвести ремонт своими силами: резали старые мешки, прокрашивали их, и я сама поднималась на ветхую крышу, чтобы закрыть дыры. Сутками приходилось трудиться».
За время служения протоиерей Феодосий восстановил храм, сделал иконостас, приобрёл церковную утварь, иконы, хоругви, аналои, построил дом для крещения детей, провёл воду, сделал паровое отопление и выполнил ремонт внутри храма, отремонтировал крышу и купол, организовал роспись стен иконами. Территория при храме благоустроена: посажены деревья вдоль аллеи и вокруг храма, разбиты клумбы для цветов, построена металлическая ограда, установлены фонари освещения. Протоиерей Феодосий 11 лет был благочинным Солнцевского церковного округа. Много сил отдал он восстановлению храма не только в Зуевке, но и в округе.
26 ноября 1998 года отец Феодосий ушёл на заслуженный отдых, но до самого своего последнего дня он всегда был на службе, несмотря на преклонный возраст. Его дело продолжил его сын Василий, ныне уже протоиерей и благочинный того же округа.
А «подарки» войны – осколки от вражеских гранат, которые остались в позвоночнике отца Феодосия, напоминали ему о войне до конца дней. Ночами батюшка не спал, реагируя на непогоду, мучился, но никогда никого не побеспокоил, не просил ни таблеток, никакой другой помощи. Сила духа, вера в Господа, Его всемогущественную любовь укрепляли отца Феодосия и вели по жизни.
За 57 лет священнической службы к военным наградам отца Феодосия прибавились церковные, главная из которых – право на ношение митры.
Митрофорный протоиерей Феодосий Жданов отошёл ко Господу 25 января 2006 года и был похоронен у того самого судьбоносного Николаевского храма села Зуевки.
Дмитрий Уколов


