Мэрия и Курскводоканал запутались в трёх частотных преобразователях
03 июня 2025 в 11:34
КНС работает, но скандалы, связанные с проблемным объектом, продолжаются. Курскводоканал грозит судом подрядчику – «КВАРТА-Л» и требует перечислить более миллиона рублей за затопленные частотные преобразователи. При этом первый заместитель мэра Курска Николай Цыбин говорит, что на самом деле оборудование не пострадало, финансового ущерба нет. В почти детективной истории разбирались «Курские известия».
Проект с ошибками
Чтобы понять историю загадочных частотных преобразователей, напомним о коллизиях скандального долгостроя.
Как мы писали, важнейшую для района КНС должны были построить в 2018 года. Подрядчики – «Гарантия строй», а потом «СМУ-17» задачу провалили. Договоры были расторгнуты.
Фирмы только вырыли котлован и положили бетонное основание в непредусмотренном проектом месте. В 2021 году за работы взялась «КВАРТА-Л». Работы должны были завершить в августе 2022 года. Но сроки сдачи объекта сдвигались. Подрядчик объяснял, что в проекте питерской фирмы было более 20 ошибок, их «КВАРТА-Л» направляла заказчику (УКС г. Курска) и просила исправить. Однако претензии к проектировщику мэрия не направила.
Проект переделывали самостоятельно по согласованию с заказчиком. Строителям пришлось делать дополнительные земляные работы, забивать сваи, покупать больше бетона. Они искали и заказывали новые насосы и другое оборудование, потому что заложенное в смете попало под санкции.
В компании рассказали, что временная КНС (её вообще не внесли в проект) постоянно заливала стройплощадку нечистотами. Строителям вместо проведения работ постоянно приходилось откачивать канализационные стоки. «КВАРТА-Л» предоставила в распоряжение редакции 15 актов о затоплении объекта. Все они подписаны заказчиком работ – МКУ «УКС г. Курска».
Несмотря на все эти проблемы, к апрелю 2024 года «КВАРТА-Л», по данным мэрии, выполнила работы на 92,6%, а по данным самого подрядчика, на 99%.
В этот момент по требованию бывшего губернатора Романа Старовойта с подрядчиком в одностороннем порядке разрывают контракт. Старовойт требовал внести «КВАРТА-Л» в «чёрный список», но ФАС отказала в этом. Антимонопольщики установили, что компания приняла все меры для выполнения контракта и сделала работы более чем на 90%. Увеличение сроков было вызвано объективными обстоятельствами, а заказчик не смог подтвердить факты серьёзного нарушения условий контракта.
Для завершения работ УКС города Курска в июне заключило договор с Курскводоканалом на 3 млн. 400 тыс. рублей. Это 4% от всего объёма работ (75 млн. 332 тыс. рублей), а не 10%, о которых сообщала мэрия и не 1%, как говорил подрядчик. Работы по новому контракту должны были завершить до 1 сентября 2024 года. Курскводоканал в срок не уложился. Но расторгать контракт с ним не стали. В итоге КНС запустили только в 2025 году.
Нестыковки в ответах
Понятно, что мэрия не могла отказать в просьбе губернатору, поэтому расторгла контракт на построенный почти на 100% объект. Объясняли этот поступок чиновники не очень убедительно. По их версии, которую нам прислали в октябре 2024 года, «КВАРТА-Л» сорвала сроки сдачи объекта, не предоставила документы в Ростехнадзор (на самом деле это обязанность заказчика – прим. ред.), поэтому с ней расторгли договор.
Мы попытались узнать, почему не расторгли договор с Курскводоканалом, который также сорвал срок сдачи КНС. В мэрии на это прямо не ответили, но рассказали, что к 18 октября 2024 года (сдать объект Курскводоканал должен был до 1 сентября 2024 года) выполнил: вертикальную планировку (выровнял площадку) и отсыпал территорию щебенем, сделал подъездную дорогу и отмостку, смонтировал сети наружного освещения, сделал ограждение территории, крыльцо, получил разрешение Ростехнадзора и подключил электричество. Ответ на запрос был подписан и. о. председателя комитета горхозяйства Владимиром Сальковым.
В январе 2025 года первый замглавы Николай Цыбин сообщил, что КНС запустили, разрешение на ввод в эксплуатацию на объект дали 25 декабря 2024 года.
Цыбин рассказал, что временную КНС уберут в 2025 году, тогда же поставят забор. То есть первый замглавы сообщил, что работы, о выполнении которых отчитался Сальков в октябре (забор, вертикальная планировка, которую полностью нельзя сделать, если не демонтировать временную КНС), не были сделаны даже к январю.
Также Николай Цыбин сообщил, что за срыв сроков сдачи объекта объявлен выговор директору МКУ «УКС города Курска».
– Затягивание сроков исполнения контракта обусловлено задержкой получения заказчиком разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановок от управления Ростехнадзора по Курской области, – отметил Николай Цыбин.
То есть он подтвердил, что заниматься документацией для Ростехнадзора обязан заказчик, а не подрядчик.
Частотные преобразователи
Их для КНС закупила и установила «КВАРТА-Л». Заказчик – УКС города Курска согласовал место их установки, подписал акты и заплатил за оборудование и его монтаж. Примерно через неделю с момента подписания контракта с Курскводоканалом станцию затопило нечистотами. Канализационные стоки полностью заполнили машинный зал на техническом этаже, где находилось дорогостоящее оборудование.
В июле прошлого года паблик «Курский край» опубликовал фотографии с места коммунальной аварии.

В декабре прошлого года мы спросили мэра Курска Игоря Куцака, что с преобразователями, каков ущерб, покупалось ли новое оборудование. Напомним, администрация города является учредителем Курскводоканала, который выполнял работы, и УКС города Курска, являющимся заказчиком, т. е. при подготовке официального ответа мэрия запрашивала информацию у этих компаний и повода не доверять ей у нас не было.
В январе 2025 года Николай Цыбин в официальном ответе на запрос о затопленных преобразователях опроверг наличие проблемы.
– Подключение частотных преобразователей выполнено подрядной организацией при проведении пусконаладочных работ в ходе исполнения указного контракта (договор с Курсководоканалом – прим. ред.) без дополнительного финансирования. Пусковое оборудование двигателей не пострадало, – сообщил Николай Цыбин.
По его версии, купленные «КВАРТА-Л» преобразователи не пострадали, работают, тратить ещё раз деньги из бюджета и объясняться перед прокуратурой за нецелевое использование средств не придётся.
Однако в мае 2025 года Курскводоканал опроверг информацию своего учредителя. Организация подготовила иск к «КВАРТА-Л» и направила фирме досудебную претензию.
В ней сообщается, что Курскводоканал приступил к работам 7 июня 2024 года (публикация о затоплении в Курском крае была в июле). По версии Курскводоканала, рабочие не могли приступить к работам из-за того, что были выявлены нарушения, совершённые «КВАРТА-Л». Новый подрядчик увидел, что ввод водопровода в здание выполнен не по проекту, а три частотных преобразователя установлены с нарушением требований на отметке 3.250 (технический этаж) вместо 0,00 (первый этаж).
Интересно, что о выявленной проблеме Курскводоканал сообщил заказчику только через два месяца после заключения контракта – 16 августа. Чего ждали всё это время, непонятно.
Акт диагностики преобразователей датируется и вовсе 11 ноября 2024 года. Там сообщалось, что они в нерабочем состоянии из-за «длительного воздействия воды».
– Причиной выхода из строя силовых секций преобразователей частоты являются коррозийные повреждения силовых и управляющих элементов, вызванные длительным воздействием воды и загрязнений. Повреждение имеет более 80% компонентов каждой секции. На электронных компонентах плат начались коррозийные изменения, частичная замена компонентов невозможна, – сообщил завод-изготовитель.
Курскводоканалобвиняет в повреждении оборудования «КВАРТА-Л», которая установила его ниже нулевой отметки не по проекту.
Курскводоканал сообщил, что закупил новые преобразователи за 1 млн. 168 тыс. рублей. Компания потребовала от «КВАРТА-Л» вернуть эти деньги.
Согласованная высота
В «КВАРТА-Л» с претензиями не согласны. Сейчас фирма в арбитраже оспаривает одностороннее расторжение контракта и готова к иску Курскводоканала.
По информации компании, из-за санкций по согласованию сторон пришлось изменить комплект оборудования, в том числе частотных преобразователей, поэтому изменилась их конструкция с напольной на навесную. Там, где предполагалось установить оборудование по первоначальному проекту, для его размещения не оказалось места.
По информации подрядчика, на совещании в УКС города заказчик и представитель Курскводоканала согласовали монтаж преобразователей на отметке 3,25 в машинном зале. Установку оборудования также контролировали сотрудники УКС и Курскводоканала. Кроме того, в «КВАРТА-Л» отметили, что эксплуатация машинного зала в принципе не подразумевала его затопления.
Такое ЧП стало возможным из-за того, что в проекте не предусмотрели аварийный слив на случай отключения электроэнергии и задвижку для перекрытия поступления сточно-фекальных вод в КНС. Со слов подрядчика, об этой проблеме неоднократно сообщалось заказчику, но в этой части проект править не стали. Это привело к полному затоплению машинного зала с насосами и зала, где находился щит управления.
Подрядчик настаивает, что все работы выполнялись по согласованию с заказчиком в соответствии с изменениями проблемного проекта.
– Затопление произошло в связи с тем, что заказчик не отреагировал на обращение подрядчика об установке аварийной задвижки диаметром 600 мм и устройстве аварийного слива. Поэтому при очередном отключении электроэнергии на временной КНС за счёт наполнения колодцев стоками прорвало временное перекрытие стоков, резиновую заглушку, установленную Курскводоканалом. Затопленное оборудование, по нашей информации, простояло в затопленном зале не менее 6 дней, – отметили в «КВАРТА-Л».
Судя по противоречивым позициям сторон, дело вряд ли решится до суда. Предполагаем, что выиграть процесс у ответчика Курскводоканалу будет непросто, ведь на стороне «КВАРТА-Л» выступает Николай Цыбин с официальным заявлением, что оборудование не пострадало.


