Никольский соловей Екатерина Фроловна
11 июля 2017 в 11:10
Святитель Тихон, патриарх Московский и Всея Руси, принявший на себя тяготы защиты Русской Православной Церкви от красного террора, с любовью называл «белыми платочками» безвестных женщин, которые в богоборческие времена не оставили своего христианского служения, спасали веру, спасали иконы из разорявшихся храмов. Советская власть особо жестко не преследовала этих бабушек в силу их невысокого социального положения, надеясь, что они со временем просто вымрут. Но менялись поколения, а «белые платочки» продолжали наполнять храмы…
Всей семьёй на клиросе
Екатерина Фроловны Бурцева прожила долгую и трудную жизнь, 50 лет она пела на клиросе в Никольском храме села Зуевки Солнцевского района.
Родилась в деревне Коровино, сегодня – посёлок Солнцево, в день иконы Божией Матери «Нечаянная радость», 22 декабря 1922 года. Времена были богоборческие, но родители Елена Дмитриевна и Фрол Гаврилович воспитывали сыновей и дочерей в православной вере. Десять детей – Василий, Михаил, Ольга, Мария, Александра, Екатерина, Варвара, Надежда, Зинаида, Нина – росли послушными и трудолюбивыми. Елена Дмитриевна в Зуевской церкви руководила церковным хором. Пели на клиросе и глава семьи, и дочери. В 1939 году храм закрыли, а через два года грянула Великая Отечественная война. Василий и Михаил с первых дней войны ушли на фронт. Оба сложили головы на полях сражений. Во время оккупации пропала без вести дочь Ольга. Угнали в Германию Катю…
– Нас везли в грузовом эшелоне, была зима, стояли сильные морозы. На ходу поезда я выпрыгнула, – вспоминала она после войны. – Когда выпрыгнула из поезда, бежала по сугробам, вся обморозилась, но от фашистов спаслась.
Долго и трудно Екатерина добиралась домой, скиталась «по миру». По её рассказам, собраться с силами помогла одна благочестивая женщина. Таких называли старицами. На вопрос, как дальше жить, она ответила: «Екатерина, не печалься, вернёшься ты домой на родину, и от тебя будет греметь церковь». Время было страшное, голодное, кругом война… Екатерина недоумевала: «Почему греметь?».
Выжила!
Девушке удалось вернуться домой, в родное село. К тому времени храм в Зуевке был открыт, и вскоре она вновь стала петь в церковном хоре. Когда умер регент церковного хора, то настоятель храма протоиерей Флегонт Романов ходатайствовал перед епископом Курским и Белгородским Серафимом, чтобы утвердить Екатерину Фроловну регентом и псаломщиком. Это было в сентябре 1962 года. Результат её труда – в документах храма, там есть запись: «За ревностное служение как руководитель церковного хора Николаевской церкви села Зуевки Бурцевой Екатерине Фроловне преподаётся Архиерейское благословение. Во свидетельство сего и дана сия грамота, 25 апреля 1964 год, град Курск. + Смиренный Серафим Епископ Курский и Белгородский».
В хоре сельского храма в то время пело более 15 человек. Екатерина Фроловна ездила на отпевание усопших, читала псалтирь, пела на таинстве венчания. За время своего регентства пела службы со многими священнослужителями: протоиереем Павлом Тарасовым (1950 – 1960 годы служения), протоиереем Флегонтом Романовым (1960 – 1972 годы служения), протоиереем Феодосием Ждановым (1972 – 1998 годы служения), протоиереем Василием Ждановым (с 1998 года).
Бабушка молилась
Война наложила отпечаток на многие семьи. Екатерина одна растила сына. Зато ей было суждено порадоваться внукам.
– Мы очень её любили, добрую, простую, но и строгую, – говорит внучка. – Бабушка служила Богу от чистого сердца. Вера её была крепка. Однажды утром я пришла к ней (к тому времени бабушка жила в маленькой доме в селе Зуевке, перебралась поближе к храму). Стучу – не открывает. Я испугалась, выставила окно, забралась в хатку. Вижу – бабушка лежит на кровати, не двигается. Оказалось, у неё случилась диабетическая кома. Я вызвала скорую помощь. Когда бабушка пришла в себя, подняла палец вверх и начала петь, прямо на носилках. Для неё храм всегда был на первом месте! Бабушка никогда не навязывала нам веру. Говорила: «Каждый должен прийти к Богу и в храм самостоятельно». Свою дочку я назвала Катей в честь моей любимой бабушки. Малышка родилась очень слабенькой. Утром муж пришёл меня навестить, а я его немедленно послала к бабушке Кате. Бабушка сказала – срочно окрестить малышку. Ребёнка окрестили в родильном доме. Бабушка, конечно, молилась. На следующий день после крещения дочка взяла грудь. Сейчас Катя уже взрослая, вышла замуж».
Преданная, смиренная, строгая…
– Когда мы приезжали в храм, прихожане всегда говорили о Кате-регентше, а мне хотелось её увидеть. И вот после службы она выходит с клироса в голубой кофточке и в светлом платочке, а люди говорят: «Вот Катя идёт», – вспоминает певчая храма Надежда Мотвиенко. – В 1972 году отца Феодосия Жданова, мужа моей сестры Валентины, епископ Николай Бычковский назначил на приход в село Зуевку. Хором в то время руководила тётя Катя. Екатерина Фроловна была ревностной к пению, строга и к себе, и к певчим, требовала добросовестного отношения к делу, к богослужению относилась с трепетом. Службу знала наизусть, но во время пения всегда советовалась с матушкой: «Какую петь Херувимскую?» Катя была как строга, так и смиренна.
Вспоминает певчая храма Юлия Ткачёва:
– Екатерина Фроловна не была привязана к земному. Свои скудные средства она отдавала внукам. В быту была не требовательна к уюту и удобствам. Однажды я увидела, как Екатерина после дождя умывалась из лужицы, и была очень удивлена. Потом, со временем, прочитав жития юродивых, которые презирали всё земное, жили в антисанитарных условиях, я поняла её поступок, тем более что сама я излишне уделяла внимание чистоте и уюту. При этом Екатерина умилялась, когда в храме – свежевымытый пол, чисто и красиво. Имея ревность служения Богу, а не людям, к чему и призывает нас Господь, Фроловна могла проявить резкость, когда что-то не так исполняли на клиросе во время службы, на что мы, певчие, могли обижаться, не понимая того, что надо угождать Богу, а не людям. А службу церковную она знала превосходно!
…Екатерина Фроловна являет собой пример смиренной преданности Господу и Его святой воле, самоотверженного труда на благо Церкви православной. Именно благодаря таким людям Церковь выстояла в годы гонений. Она, как жёны-мироносицы, которые не побоялись ни Пилата, ни стражников, охранявших гроб Господень, и пошли, чтобы помазать миром Своего Господа. В советское время было явлено много светильников веры. Но особым тихим светом сияют те женщины в белых платочках, что сохранили церковь, служа и трудясь там день и ночь. Екатерина Фроловна жила тихо и незаметно, но вся жизнь её была подвигом веры, благочестия и непрестанного труда.
В начале 2002 года, вскоре после Рождества Христова, Екатерина Фроловна умерла. На её похороны собрался весь церковный причт, и от дома до кладбища певчие пели погребальные песнопения. Погребение совершил протоиерей Василий Жданов. Похоронена Екатерина Фроловна на кладбище посёлка Солнцево.
Дмитрий Уколов, фото из семейного архива Бурцевых


