Взывайте день и ночь к Создателю Своему
30 января 2018 в 11:47
Изречения преподобного Антония Великого
«Постараемся не обладать ничем, кроме того, что мы заберём с собой в могилу: познаем милосердие, мягкость, справедливость и т.д. Добродетель, то есть Царство Небесное, нуждается лишь в нашей воле, так как находится в нас самих. В действительности она состоит в том, чтобы сохранить духовную составляющую нашей души в первозданной чистоте и красоте. Если мы остаёмся такими, какими были созданы, то пребываем в добродетели».
«И пусть каждый разумный человек, для которого и пришёл Спаситель, пересмотрит всю свою жизнь, познает свой разум и научится различать добро от зла для того, чтобы быть освобождённым от греха и искуплённым Его пришествием. А те, кто освобождаются Им от греха, называются рабами Божиими. Но это ещё не совершенство, а праведность, которая и ведёт к усыновлению. Иисус Христос, наш Спаситель, знал, что они недалеко от получения Духа Усыновления, и что они познали Его, будучи поучаемы Духом Святым, и потому сказал им: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его, но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего» (Иоан. 15,15)».
«Однако с распространением немощей, ростом господства плоти над духом, как и ростом злых привычек и житейских забот, закон, вложенный в сердце, ослабел, так же, как и ощущения души, и люди совершенно потеряли чувство сознания, какими им следовало быть согласно замыслу их Творца, а именно, что их бессмертная сущность не может быть уничтожена со смертью и исчезновением тела, но и также понять, что освободиться от греха своими собственными усилиями и праведностью нельзя».
«Дети мои, надо очень остерегаться их прикровенной злобы, скрытых козней, обманчивой лжи, различных искушений, их кощунственных помышлений, которые они влагают в наши сердца, делая их жёсткими, а также злобу друг против друга, горечь и осуждение ближнего, учат нас самооправданию, чтобы, осуждая ближнего, мы оправдывали себя. Стараются увлечь нас гордостью, внушая нам презрение к ближним, уверяя, что все наши беды происходят от ближних, а в то же время как враг находится в нашем же доме (в душе)».
«Люди обычно именуются умными по неправильному употреблению сего слова. Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа умна, которые могут рассудить, что добро и что зло; и злого и душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют и делают то с великим к Богу благодарением. Эти одни по истине должны именоваться умными людьми».
«Взывайте день и ночь к Создателю Своему, чтобы Он облёк ваши сердца и мысли Христом. Поверьте мне, дети мои, – мы находимся в разбойничьем доме и связаны узами смерти. И вправду, возлюбленные, наша небрежность, наше унижение, наша потеря правильного пути являются не только нашей личной горечью, но огорчают и ангелов, и святых. Действительно, наше падение приносит горе им всем, так же, как и наше спасение и слава принесут им великую радость. И не забывайте, что милосердие Отца Небесного никогда не может иссякнуть, с самого начала творения до нынешнего часа, если, конечно, мы по своей свободной воле не пойдём к погибели. Ибо написано: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33,8).
«He будем думать, что по смерти обратимся в ничто и что после земной жизни не будет никакого суда. Нет, по смерти будет воскресение мёртвых, и мы будем судимы Богом, который воздаст каждому по делам его. Итак, не будем обманывать самих себя, не будем жить наподобие бессловесных животных. Если нет воскресения, нет и смерти. Если же будет воскресение, будет и суд. Ибо кто определил человеку смерть, тот обещал сделать и суд. Если Бог справедлив в первом случае, то не может обмануть и в последнем».
«Худые дела проистекают иногда от нашей слабости: напротив, источник неверия всегда есть безрассудность и дерзость. Но безрассудный и дерзкий едва ли способен к какому-нибудь доброму делу. Итак, пока имеем время, позаботимся о себе самих и постараемся умилостивить Бога о грехах наших, чтобы Он не повелел связать нам руки и ноги и ввергнуть во тьму кромешную, где «плач и скрежет зубов» (Матф. 13, 42). Плач что иное означает, если не жестокость страшных мучений? Скрежет зубов что иное показывает, если не позднее раскаяние о соделанных грехах? Ибо тогда только мы начнём негодовать на самих себя и со скрежетом зубов укорять себя, когда уже не будет времени для раскаяния и надежды на освобождение. Итак, если мы в краткое время сей жизни можем служить Богу и предохранить себя от геенны и вечных мучений, то для чего не радим и презираем заповеди Божии, для чего следуем злым своим похотям и делаемся достойными вечного наказания?»
«Бдительно охраняя наше сердце от запятнания злыми помыслами, от возбуждения удовольствиями и от вспышек гнева, мы сможем сопротивляться нападкам окружающих нас бесов, которые используют любую возможность, чтобы помешать христианам взойти на небеса и занять те места, с которых бесы были низвержены по причине их гордыни и бунта».
«В мире нет ничего твёрдого и постоянного, потому что нет ничего доброго. Дети презирают и оскорбляют родителей своих; родители боятся детей своих. Жёны оставляют мужей своих; мужья не сохраняют супружеской верности к жёнам своим. Юноши вместе со стариками теряют рассудок; старики вместе с юношами предаются порочным забавам. Между друзьями нет верности и между братьями – любви. Люди в разговорах показывают друг к другу любовь; но в сердце питают друг к другу ненависть. Везде видно коварство и злоба, везде господствует обман. Никто не думает о Боге, никто не представляет себе, что по смерти должен отдать Богу отчёт в своей жизни. От забвения Бога умножается между нами зло. Бог дал нам разум, чтобы мы, узнавши волю Его, делали добро; но мы знаем волю Его и делаем зло. Бог повелел нам быть добродетельными, чтобы мы исполняли то, что праведно и что благоугодно Ему; но мы любим нечестие. Дал нам богатство, чтобы мы оказывали вспоможение бедным; но мы, имея богатство, угнетаем бедных. Дал нам власть и силу, чтобы мы защищали гонимых невинно; но мы не защищаем, а сами более гоним их. Никто не ходит путём заповедей Божиих. Иссякла любовь, и ненависть умножила плод свой. Искренность почитается за ничто, и везде видно притворство. Смирение сделалось постыдным, гордость – почтенною. Истина изгнана, и ложь царствует на земле. О глубина богатства, благости и долготерпения Божия! Бог долго терпит наши беззакония и не мстит нам. Он умеряет гнев свой не потому, что бы не мог тотчас наказать нас; но потому, что как милосердый Отец ожидает нашего покаяния и обращения к Его милосердию. Ибо не смерти, но раскаяния грешника хочет Бог. И велика ли наша сила, что мы противимся силе Божией? Подул на нас ветр, и мы посохли, поднялась буря, и рассеяла нас, как мелкие прутья. Чем могут гордиться земля и пепел?»


