«Екатерининский орёл» Пётр Румянцев боролся с работорговлей в Курске
15 января 2019 в 09:29
Несколько интересных страниц его биографии связано с Курским краем.
Жалобы на чиновников
Гражданско-административная деятельность Румянцева неразрывно связана с Курской губернией. Проведение реформы губернского управления, задуманной Екатериной II для повышения эффективности внутреннего управления, требовало выдвижения на посты наместников, а затем губернаторов личностей харизматических, способных одним своим появлением, даже видом внушать страх, уважение и благоговение одновременно. Для Курска такой личностью стал Пётр Румянцев.
Курская губерния появилась на карте России благодаря специальному указу Екатерины II от 3 июня 1779 года по новому стилю. Курское наместничество было открыто 7 января 1780 года по новому стилю. Румянцев, назначенный наместником, стал носить титул «Малороссийский, Слободской, Украинский и Курский генерал-губернатор генерал-фельдмаршал граф Пётр Александрович Румянцов-Задунайский». Отныне он становится «ходатаем за пользу общую и Государеву, заступником утеснённых и побудителем безгласных дел». С первого до последнего дня своего правления в Курске он принимает многочисленные жалобы на чиновников и издаёт приказы «об установлении справедливости».
Весть об административной революции разнеслась по всем уголкам губернии, и к наместнику потянулись ходоки. Несправедливости, творимые на местах, стали предметом первого обращения Румянцева-Задунайского к курянам, в котором, в частности, отмечалось: «Между просителями являются ко мне разных наций уроженцы с жалобами, что они, по своей воле и по договору, будучи в услужении у здешних помещиков, приневоливаются на дальнейшее у них пребывание, а иногда и навсегда порабощаются и потому принуждены бывают бежать. И дабы удержать помещиков от недозвольного вольных людей порабощения, я предписываю, дабы в городах, сёлах и деревнях, до последнего селения, опубликовано было всем и каждому, чтобы в сём наместничестве никто никого из свободных людей, вступивших к кому-либо в приватную службу, насильно жить не принуждали, а если бы кто из свободных людей не мог получить отпуска, в таком случае должен явиться в судебном месте с просьбою, которое должно снабдить его свидетельством».
Чёрный рынок
Проблема торговли людьми во второй половине XVIII века стояла довольно остро. До отмены крепостного права было ещё очень долго. В Курске даже сложился свой «чёрный» рынок, специализировавшийся на работорговле. Особенно процветала торговля «девками» и чужими жёнами. Их, как правило, хороших работниц, воровали, а затем тайно выдавали замуж за своих крепостных некоторые помещики. В 1780 году в Курске прошло несколько показательных процессов, осудивших преступников за работорговлю. Когда шумиха по этому поводу немного поутихла, из дома правителя Курского наместничества, бывшего белгородского губернатора, генерал-поручика, мальтийского командора Петра Семёновича Свистунова выкрали падчерицу с двумя служанками. Граф Румянцев называл это явление «человечеству совсем несвойственным и, следовательно, невероятным». Он даже разослал всем земским исправникам и городничим для публикации «открытый лист», в котором призвал категорически пресекать это позорное явление. Епархиальным архиереям он рекомендовал дать «строгие повеления о воспрещении всякого зла предписанными ими духовенству мерами», намекая на факты незаконных венчаний.
Производителей спиртного – под суд
Нетерпимость к любым преступлениям заметна в действиях Петра Румянцева. Он непримиримо борется со страшным злом того времени – корчемством (тайным производством и продажей спиртных напитков), призывая судить за это по всей строгости законов, успешно ловит жуликов и проходимцев, например, отставного секунд-майора из Риги Иоганна Мейя – изобретателя «чудодейственного» бальзама, бежавшего от кредиторов.
Вопросы продовольственной безопасности края также находились в центре внимания первого наместника. По рекомендации Румянцева за основу был взят опыт владимирского генерал-губернатора Воронцова, «преполезное для казённого интереса средство к продовольствию провиантом и фуражом воинских команд». Суть его заключалась в следующем: крестьяне каждого села, по числу ревизских душ, должны были привозить в ближайший город рожь по 1 рублю за четверть и овёс по 60 копеек, получая за это плату в Провиантской канцелярии. Таким образом, перекупщики оставались не у дел.
Будучи человеком своего века – века Просвещения, Пётр Румянцев проявлял всемерную заботу об открытии образовательных учреждений. «Известно, что из здешних обывателей попечительные отцы, стараясь о воспитании детей своих, сыскивают для обучения их из дальних мест учителей с потерянием не малого иждивения… а при заведении школ с малых их к тому способствованием весьма уменьшится их убыток и облегчится забота». Поэтому губернские и уездные предводители дворянства должны были собрать средства на строительство столь «преполезного предмета», как школа. По инициативе наместника в 1783 году на деньги курского и орловского дворянства, другие частные пожертвования и казённый счёт в Курске было открыто Благородное училище – первое заведение светского образования в крае. Позже его преобразовали в Главное народное.
Румянцев-Задунайский оказывал содействие экспедиции Петра Борисовича Иноходцева – астронома, впервые определившего долготу и широту Курска. Кроме того, учёный в статье 1783 года «Сводка астрономических наблюдений для определения географического положения г. Курска» писал: «В результате неоднократных наблюдений двумя приборами я нашёл отклонение магнитной стрелки на 15 градусов к западу. Поскольку это отклонение расходится с остальными, теми, которые я наблюдал в этой экспедиции и ещё раньше, в районе Волги, можно предположить здесь близость залежей руды». Но данные учёного не вызвали интереса и о них надолго забыли. Между тем это было научное открытие Курской магнитной аномалии.
22 февраля 1780 года Румянцев-Задунайский покидает Курск навсегда. Его ждали не менее важные государственные дела.
Подготовил Пётр Горбачёв


