Наш канал в Telegram Наш канал в Я.Дзен Наша группа в vkontakte Наша группа в instagramm Наша группа в Facebook Наша группа в Одноклассники Наш канал в twitter
Курс валют: USD: 76 | EUR: 86 Погода: Курск -4°

Рецензия на спектакль «Лавина» курского театра «3Д»

04 декабря 2021 в 20:56
0 3161 

Рецензия на спектакль «Лавина» курского театра «3Д»Фото предоставлено театром "3Д"
Молодежный театр "3Д" - единственный театр в Курске, который работает в форме пластической драмы. Один из его спектаклей "Лавина" поставлен по пьесе турецкого драматурга Тунджера Джюдженоглу и рассказывает о селении в Восточной Анатолии.

 

Село окружено массивом гор, 9 месяцев в году местные жители разговаривают очень тихо, не смеются во весь голос, стараются не издавать лишних звуков, которые способны спровоцировать сход лавины. Только 3 месяца в году они могут праздновать свадьбы, стрелять из оружия, рожать детей.

На тёмной сцене молодые люди в белом. Они стоят группами по несколько человек, и свет мечется между ними, выхватывая то одних, то других. Они готовятся говорить, это очевидно по тому, как они набирают воздух в грудь, как наполняются эмоциями их лица. Они готовятся говорить важное, нужное, что-то, что вот сейчас изменит привычную картину мира. Они хотят говорить! И не говорят. Не успевают, потому что каждому из них, по цепочке, испуганный сосед зажимает рот ладонью. Потому что в этом обществе и в этих обстоятельствах у тебя нет права говорить. Слушайся, сдерживайся, будь как все. А если ты не в силах совладать с собой сам, система поможет тебе услужливой ладонью соседа.

Именно этой антиутопической сценой Молодежный театр "3Д" и режиссёр Сергей Малихов приглашают своих зрителей в маленькую деревушку в восточной Анатолии, затерянную в горах, затопленную страхом - девять месяцев в году здесь люди вынуждены существовать почти беззвучно, как призраки самих себя, чтобы не спровоцировать сход лавины, и лишь три месяца они могут жить вовсю - жениться, рожать, праздновать, стрелять, петь и смеяться в голос.

Из спектакля в спектакль Сергей Малихов с упорством ученого занимается исследованием человека на прочность. Это касается и героев пьес, выбранных к постановке, и актёров самого театра, про многочасовые изнурительные репетиции которых среди курских театралов ходят легенды, и зрителей, для которых каждый поход на спектакли "3Д" становится эмоциональным потрясением. Весь репертуар театра строится из острых и болезненных произведений, от "Ямы" Куприна до Гюго, как будто Малихов и его труппа через эту боль изо всех сил пытаются зрителей разбудить - некая шоковая терапия, призванная расшевелить обленившуюся, закормленную комедиями публику, заставить её чувствовать и сопереживать.

Театр "3Д" работает в жанре пластики, и почти во всех спектаклях именно через тело, через внешнее, режиссёр и актёры идут к внутреннему. Самое страшное горе, самая чистая радость выражается, прежде всего, с помощью пластики и лишь потом, если в этом есть необходимость, добавляется слово. Поэтому выбор пьесы "Лавина", одного из самых тихих произведений "турецкого Чехова" Тунджера Джюдженолу кажется вполне закономерным. Сам автор в предисловии к пьесе рекомендует актёрам произносить все реплики шёпотом, но Сергей Малихов идёт дальше и почти совсем убирает речь из спектакля - персонажи общаются на языке жестов, а все, что нужно знать зрителям, транслируется на декорации с помощью проектора.

"В селении, окружённом со всех сторон массивами гор, местные жители громко не разговаривают.." - рассказывают стены. И жители деревни тоже пытаются рассказать, выплёвывают что-то беззвучное и тут же ловят его в кулак, и заталкивают обратно в рот - страшное в своей простоте пластическое решение невыносимого молчания. В центре истории - семья из четырёх человек, четыре угла дома, четыре живых сердца, каждое со своими шрамами: молодой мужчина, его невеста на последнем месяце беременности, его мать и старший брат.

Герои безымянны. Что в пьесе, что в спектакле ни один человек ни разу не обращается к другому по имени, и это ещё одна небольшая, но очень важная черта в общей картине происходящего: все жители деревни будто обезличены, сведены до функций, исполняемых ими в обществе - председатель, повитуха, молодые мужчина и женщина (читай - рабочая сила).

Итак, молодая женщина (Алина Толстых) уже несколько дней страдает от боли - кажется, ребёнок собирается появиться на свет чуть раньше, чем наступит безопасный от схода лавины период. И это - смертный приговор для будущей матери. Она знает, местные жители настолько боятся стихии, что однажды похоронили заживо девушку, роды которой начались раньше срока - страх, что младенец закричит и погубит всю деревню, оказался сильнее человечности. У актрисы невинная, почти детская внешность, но богатая мимика и завораживающая пластика, благодаря чему сцены схваток приобретают почти бесовской оттенок. Хрупкую героиню гнёт кидает в разные стороны, она то кувыркается, то изгибается в мостик - это боль, которую она скрывает ото всех, раздирает её тело. На этом фоне очень символично выглядит тот факт, что именно маленькая иконка, подарок подруги, раз за разом помогает женщине перетерпеть схватки.

У молодого мужчины (Антон Уханов) своя причина для беспокойства. Он догадывается, что с любимой что-то не так, но все чем он может помочь - обещания лучшего будущего, которое вот-вот настанет. Открытое, светлое лицо актёра и амплитудный язык тела рисуют доброго, может быть даже наивного парня, который не выдумывает утешений, а действительно свято верит в то, что до счастливого завтра остались считанные дни. Сцена мечтания о свадьбе с одеялами вместо подвенечных нарядов и веником в роли букета невесты выглядит так трогательно, так щемяще, что невольно вместе с героями втягиваешься в эту игру, и тоже начинаешь грезить о шумном празднике.

Матери (Людмила Коновалова) уже давно все равно. Она, как и все старики деревушки, просто доживает свои года, ни на что, особенно не надеясь, и даже, кажется, не различая, когда заканчивается один день и начинается другой. Актриса сутулится, неуверенно ступает, так, будто её героиню гнет к земле, и даже не столько возраст (ведь она, судя по сыновьям, не так стара), а что-то больше и тяжелее. И лишь один раз она выходит из ступора, выдаёт хоть какие-то эмоции - когда видит в руках невестки икону. Так мы узнаем страшную личную историю, сломавшую героиню: ей не на что опереться в жизни, она не верит в Бога (а уж в людей и подавно), с того самого дня, как бог не услышал её молитв и позволил жителям деревни во имя соблюдения тишины заживо похоронить беременную женщину. Так в одночасье её соседи и друзья превратились в хладнокровных убийц, а она сама - в молчаливого свидетеля, по сути, соучастника преступления.

Очень любопытна фигура брата (Евгений Заболотный). Он недавно вернулся из армии и всеми силами старается заменить семье отца, а это значит, что он должен, как и всякий старший, неукоснительно следовать правилам. Заболотный, профессиональный хореограф, очень точно пластически передаёт внутренний раздрай героя, которого буквально разрывает надвое: одна часть его личности стремится выполнить свой долг перед обществом и матерью, а другая, терзаемая ночными кошмарами и личными демонами, рвётся наружу, настаивая на своём праве голоса. Неудивительно, что именно старший брат в какой-то момент становится той самой бомбой, что изнутри взрывает кольцо беззвучия. "Я сейчас заору" - говорит он шёпотом, но этот шёпот в уже привычной тишине звучит набатом.

На протяжении всего спектакля в зрительном зале действительно стоит тишина. Никто не переговаривается, не шуршит вещами и даже не кашляет, как будто липкий тёмный страх вместе с героями пьесы сковал и зрителей. И чем ближе к финалу спектакля, тем страшнее - вот уже понятно, что роды начались раньше срока, вот уже председатель во имя всеобщего блага спокойно приговаривает роженицу к погребению заживо, вот уже мужчина, получив в ответ на свои мольбы сохранить возлюбленной жизнь - отказ, хватается за ружье и один обороняет её от толпы, вот уже старший брат выхватывает у него ружье с тем, чтобы поступить по правилам, и вдруг принимает сторону влюблённых, потому что никак не могут быть правы те, кто живёт в вечном страхе.

Обстановка накаляется, события наслаиваются друг на друга, и становится ясно, что этот спектакль - действительно лавина. Лавина подавленных эмоций, невысказанных мыслей, невыплаканных слез и затаённой боли, лавина, которая медленно, но верно собирается над головами зрителей, чтобы в один момент от крика роженицы обрушится, и погрести под собой весь зал. Потому что следом за одним этим криком следует ещё и ещё. От боли кричит рожающая, следом за ней от страха кричат односельчане, а над всеми людьми безучастно кричит сирена, оповещая о том, скоро кричать будет некому.

Несмотря на довольно мрачное, даже трагическое настроение пьесы, финал у драматурга жизнеутверждающий - никакая лавина не сходит (а может, её никогда и не было вовсе?), жители деревни радуются и празднуют начало новой, теперь уже громкой жизни. Несомненно, сама пьеса Тунджера Джюдженоглу и перевод в исполнении Елены Огановой – безупречны! Тонкий и глубокий текст, где за каждым словом скрывается ощутимая и явная идея, которую доносит автор. Поверьте, эта пьеса только набирает обороты и уже через десятилетия она станет мировой классикой. Актуально, многогранно, злободневно.

В спектакле театра «3Д» все далеко не так однозначно - грохота от сходящей лавины не слышно, сцена просто тонет в затемнении, но и каких-то намёков на то, что все закончилось хорошо, режиссёр тоже не делает. Да, из темноты жители деревни выходят уже счастливыми, и молодая пара даже наконец-то женится, но, во-первых, это уже поклон, а вот вторых, эту сцену можно расценить скорее как счастье после жизни, некое вознаграждение сельчанам за те серые и безрадостные будни, что они влачили из-за своих страхов.

В целом, спектакль выглядит как очередная попытка режиссёра и труппы разобраться, что же из себя представляет человек, помещённый в стрессовые условия, где находится та грань, за которой происходит слом, и почему кто-то ломается быстрее, кто-то позже, а кто-то не ломается совсем, как его не дави. Так, жители деревни отчаянно цепляются за свои правила, думая, что именно неукоснительно следование им позволяет сохранить жизнь внутри маленькой общины, и не замечают, что на самом деле давно являются погребёнными заживо - им не нужна лавина, они закопали себя под своими же собственными запретами и страхами. Живыми в этой истории выглядят лишь молодая пара, да старший брат. Первые - потому, что влюблённой молодости в принципе неведомо чувство страха, брат же потому, что видел в армии нечто пострашнее, и уже просто устал бояться. Да и стоит ли бояться вообще? Лавина может случится, может не случится. Но если жить в вечном страхе, может, не случится настоящей жизни, а это, как наглядно показывает спектакль, гораздо мучительнее и страшнее, чем смерть от буйства стихии.

Кристина Ташилова

Теги: #Курск, #Курская область, #новости Курска, #новости онлайн, #спектакль, #рецензия, #3Д

Популярное в тему:

Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен, Яндекс новости, Google новости

Поделиться в соцсетях

Оставьте комментарий

Поделитесь своим впечатлением о новости.

Текст комментария
Ваше имя
Введите капчу *
2bce4b24057de4c7ae5acfc79c714951

Уважаемые пользователи! Вводя персональные данные вы принимаете условия Политики конфиденциальности сайта сетевого издания "KURSK-IZVESTIA"



Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Обратите внимание

Актуальные новости


Хозяин, забери меня домой - Новый проект Курских известий
Последние комментарии

Вернуться наверх