Наш канал в Telegram Наш канал в Я.Дзен Наша группа в vkontakte Наша группа в instagramm Наша группа в Facebook Наша группа в Одноклассники Наш канал в twitter
Курс валют: USD: 76 | EUR: 86 Погода: Курск -3°

4 историка из Москвы и Курска рассказали, когда правильно отмечать 1000-летний юбилей нашего города

06 декабря 2021 в 13:14
7 3677 

4 историка из Москвы и Курска рассказали, когда правильно отмечать 1000-летний юбилей нашего городафото «Курских известий»
На страницах «Курских известий» развернулась дискуссия по поводу возраста города и грядущего празднования в 2032 году.

Историк Алексей Раздорский, сотрудник Российской национальной библиотеки и Санкт-Петербургского института истории РАН, говорил о том, что 1032 нельзя считать ни датой основания, ни датой первого упоминания Курска. Оппонентом выступил курский профессор Сергей Щавелёв, полагающий, что 1032 – это самая близкая к хронологии источников дата первого письменного упоминания Курска.

Два профильных научно-исследовательских института Российской академии наук (Институт российской истории и Институт археологии) писали о неприемлемости 1032 года как даты основания Курска, при этом отметив, что празднование юбилеев городов часто не привязано к реальным историческим датам.

Учёные сходятся в том, что точный год основания Курска установить невозможно, и даже насчёт первого упоминания есть несколько вариантов. На этом фоне правомерность празднования юбилея, до которого осталось 11 лет, вызывает вопросы. Их мы и задали специалистам, разбирающимся в данной теме.

Своё мнение высказали старший научный сотрудник ИРИ РАН и научный сотрудник ИВИ РАН Юрий Артамонов, главный хранитель Курского областного музея археологии Александр Зорин, упомянутый Сергей Щавелёв, курский историк и краевед Юрий Озеров.

 

Сложности с источниками

«Курские известия»:

– Правомерно ли говорить об основании Курска в 1032 году? Откуда появилась эта дата? Что в этом году произошло в Курске?

Ю.А. Артамонов:

– Говорить об основании Курска в 1032 г. категорически нельзя. Ни один серьёзный исследователь не будет сегодня утверждать обратное. Этого, кстати, не отрицает и уважаемый Сергей Щавелёв. Он лишь отмечает, что 1032 г. «ближе всего подходит» ко времени фактического существования города.

Итак, о 1032 г. по порядку. Дата 1032 г. появляется в поздней редакции Жития Феодосия Печерского, которая читается в составе более объёмного памятника – Киево-Печерского патерика. Данная редакция Патерика появилась в середине XV в. и включает разновременные и разножанровые тексты (всего 38), которые так или иначе связаны с историей Киево-Печерской обители. Составителем этой редакции был клирошанин того же монастыря инок Кассиан. Поэтому данная редакция и получила название Кассиановской.

В Житии Феодосия сообщается, что когда святой ещё был ребёнком, его родители по распоряжению князя переехали в Курск: «Бысть же родительма блаженаго преселитися въ инь градъ, глаголемый Курескъ, князю тако повелевшу». (Абрамович Д.И. КПП. Киев, 1991. С. 22). Спустя время, когда Феодосий подрос, он ушёл в Киев, где принял иноческий постриг «в лето 6540, при князи благочестивом Ярославе Владимировиче» (6540 – 5508 = 1032). Как видно, переезд семьи Феодосия в Курск и дата его пострижения (1032 г.) напрямую между собой не связаны. Очевидно, что переезд предшествовал пострижению. Но дело не только в этом! Проблема в том, что упоминание о пострижении святого в 1032 г. отсутствует в древней редакции Жития Феодосия, которая дошла до нас в составе так называемого Успенского сборника конца XII в. (т.е. она на 250 лет старше редакции Кассиана!). Чтения этого списка являются более древними и исправными, они стоят намного ближе к оригиналу Нестора (автор Жития Феодосия).

Итак, 1032 г. – дата пострижения Феодосия, является поздней вставкой, которая появилась в середине XV в. под пером составителя Кассиановской редакции Киево-Печерского патерика. Принять постриг в 1032 г. Феодосий попросту не мог, поскольку тогда ещё не было ни печерской братии, ни Киево-Печерского монастыря (основан преподобным Антонием в начале 50-х гг. XI в.).

Откуда Кассиан взял 1032 г.? В летописном сказании о начале Киево-Печерского монастыря, которое читается в Повести временных лет под 6559 (1051) г., говорится, что Антоний, собрав братию, удалился в пещеру, в которой прожил 40 лет. Зная, что Антоний преставился в 1073 г., Кассиан вычел из этой даты число 40 и получил 1033 г. А поскольку Феодосий ко времени удаления Антония уже жил в монастыре, то он решил сбросить ещё годик. Так Кассиан получил 1032 г. Однако его ошибка состоит в том, что он превратно понял летописца. Последний, когда писал о 40 годах жизни Антония в пещере, имел в виду весь его иноческий стаж (начиная со времени пострижения и проживания на Афоне).

Вывод: дата 1032 г. не имеет к Курску абсолютно никакого отношения. 1032 г. – это результат ошибочного расчёта даты пострижения Феодосия в монашество, который в середине XV в. произвёл монах Кассиан, составитель очередной редакции Киево-Печерского патерика.

А.В. Зорин:

– Конечно же, Курск не был основан в 1032 г., как, впрочем, не был он основан и в 1036 г. Это условные даты, которых даже нет ни в одном письменном источнике. Они были вычислены на основе сведений Жития Феодосия Печерского, в котором содержится наиболее раннее, но недатированное упоминание Курска. Житие сообщает, что отец Феодосия вместе со своей семьёй был послан киевским князем в Курск. Этим князем был Ярослав Мудрый, и контроль над Днепровским левобережьем, где находится и Курск, он восстановил только после смерти своего брата и соперника Мстислава, умершего в 1036 г. После этого представляется естественным, что Ярослав начал посылать в левобережные города своих людей. Одним из них, судя по всему, был и отец Феодосия. Таким образом, попасть в Курск ранее 1036 г. Феодосий никак не мог. Дата 1032 г. впервые встречается на полях печатного издания житийного сборника, Киево-Печерского патерика, и там она является датой пострижения Феодосия в монахи. Ошибочность этой даты убедительно показал в своём исследовании В.И. Склярук (см. его статью «К биографии Феодосия Печерского» //Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР. Т. 41. Л., 1988. С.317–323). Но и там она никак не была связана именно с основанием города (тем более, что Феодосий постригся в монашество в Киеве). Что происходило в Курске в 1032 или 1036 годах, совершенно неизвестно. Зато известно, что город в это время уже существовал и являлся достаточно крупным для Древней Руси центром. Об этом свидетельствуют и данные Жития, и материалы археологических исследований.

С.П. Щавелёв:

– 1032 год появляется в поздней версии сборника церковных биографий — «Патерике Печерском» и относится редактором этой версии Жития Феодосия Печерского монахом Кассианом к моменту пострижения Феодосия Печерского в монахи. Около этого года Феодосий сбегает из Курска в Киев на это самое монашество. Почему Кассиан выбрал эту дату, историки не знают. Но с началом жизни, юностью Феодосия Печерского эта дата согласуется и вполне может быть избрана для условной даты основания Курска как средневекового города. Хронологический расчёт смотрите в книге С.П. Щавелёва «Феодосий Печерский – курянин» (Курск, 2008).

Ю.В. Озеров:

– Исследователям не известны какие-либо первичные исторические источники, свидетельствующие об основании г. Курска именно в 1032 г. Говорить о его возникновении в это время неправомерно. 1032 г. как дата первого упоминания в письменности сама по себе ошибочная, являясь поздней (XV в.) необоснованной вставкой в одной из редакций Жития преп. Феодосия Печерского, обозначая уход Феодосия из Курска и принятие им монашества в Киеве.

 

Возраст древнего города

«Курские известия»:

– Когда, по вашему мнению, основан Курск? Есть ли год, который можно считать годом основания Курска? Что вообще историки понимают под «годом основания города», особенно в тех случаях, когда речь идёт о городах, основанных в Средневековье (в отличие от городов, основанных в XX веке, когда дата известна с точностью до дня)?

Ю.А. Артамонов: 

– В конце X – первой половине XI в. Точный год на сегодняшний день определить невозможно. Но можно с очень высокой долей вероятности утверждать, что Курск существовал уже в 1036 г. Почему? После кончины киевского князя Владимира Святославича в 1015 г. между его сыновьями началась междоусобная война, в результате которой погибли Борис, Глеб, Святослав и Святополк. В 1024 г. состоялась битва при Листвене между Мстиславом и Ярославом Владимировичами. Последний был разбит. В 1026 г. в Киеве они заключили мир, по которому левобережье Днепра с Черниговом перешло к Мстиславу, а правобережье с Киевом – к Ярославу. Когда в 1036 г. Мстислав умер, его владения отошли к Ярославу. В числе этих владений и был Курск. Следовательно, переезд семьи Феодосия с правобережья Днепра (они жили в Василеве, недалеко от Киева) в Курск, о котором упоминает Нестор в Житии Феодосия, скорее всего, был связан с переходом города под юрисдикцию Ярослава.

Если говорить об основании Курска, то такой даты в источниках нет.

Ситуация следующая:

1. Есть города, которым «повезло»: источники прямо сообщают о времени их основания. Таких случаев очень мало, но они есть. Например, Новгород Святополч, под 1096 г. читаем в летописи: «Святополк же повеле рубити город на Вытечеве холму, в свое имя нарек Святополч…»; Нижний Новгород – под 1221 г. в Лаврентьевской летописи: «Великий князь Гюрги сын Всеволож заложи град на оусть Окы и нарече имя ему Новгород» (ПСРЛ. Т. Стб. 445).

2. Если дата основания города в письменных источниках не упоминается, используют дату первого его упоминания. Так, например, поступили с Москвой. Она впервые упоминается в летописи под 1147 г., хотя археологи относят возникновение здесь города/поселения к более раннему времени.

А.В. Зорин:

– Точную дату основания Курска установить невозможно. В письменных источниках её нет, а данные археологии говорят лишь о возникновении города на рубеже X – XI вв. Как правило, под «основанием города» подразумевается дата его первого упоминания в письменных источниках. Для Курска это 1095 г.

С.П. Щавелёв:

– Примерный возраст городов в древности и Средневековье числят с момента их первого упоминания в письменных источниках. Для Курска это Житие Феодосия Печерского летописца Нестора. Сравнивать даты оттуда со временем правления князей Ярослава и Мстислава Владимировичей. Кроме того, учитываются результаты археологических раскопок на исторической территории поселения.

Ю.В. Озеров:

– Город Курск как один из центров Древнерусского государства возник в конце Х века в правление великого князя киевского Владимира I. В исторической среде в своё время сложилась традиция считать «годом основания» того или иного города за отсутствием достоверных данных соответствующее первое упоминание в письменных источниках. На мой взгляд, такой подход устарел, так как он сужает всю полноту возможных источников до письменных и игнорирует достижения современной археологии, а интерес к познанию истины заглушить нельзя. Вопрос выбора года как даты основания Курска для общественного сознания у нас во многом политический. И здесь мы имеем, с одной стороны, широкий временной диапазон с набором известных дат разной степени достоверности, а с другой, свои критерии отбора, которые предъявляют властвующая элита, представители научного сообщества.

 

Выбрать дату непросто

«Курские известия»:

– Что можно считать годом первого упоминания Курска в письменных источниках?

Ю.А. Артамонов:

– 1095 г.: «В се же время приде Изяслав сын Володимира из Курска к Мурому…» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 229). Речь идёт о сыне Владимира Мономаха Изяславе.

А.В. Зорин:

– Первое датированное упоминание Курска – 1095 г., недатированное – условный 1036 г.

С.П. Щавелёв:

– Начало 1030-х годов.

Ю.В. Озеров:

– Здесь стоит разделить упоминания о Курске на датированные и недатированные. В первом случае это будет 1095 г., а во втором случае, исходя из исторического анализа, условно, 1036 г. как время вероятного прибытия Феодосия в Курск после смерти контролировавшего данную территорию князя Мстислава, соперника своего брата – киевского князя Ярослава Мудрого.

«Курские известия»:

– Какая дата, на ваш взгляд, может считаться наиболее приемлемой в качестве официально установленной начальной точки отсчёта истории Курска?

Ю.А. Артамонов:

– Если следовать «правилу первого упоминания», то 1095 г. С очень большой натяжкой можно согласиться на 1036 г. Дело в том, что датировка переезда семьи Феодосия этим годом всё-таки является предположением, хотя и очень вероятным. Ведь, строго говоря, семья могла переехать из Василева в Курск и в 1037, и в 1038, и в 1039 гг.

А.В. Зорин:

– Традиционно юбилеи городов отсчитываются от их первого упоминания в документах.

С.П. Щавелёв:

– Начало 1030-х годов.

Ю.В. Озеров:

– В идеале та дата, которая будет предъявлена научным сообществом по итогам целенаправленных археологических раскопок древнего города. В настоящее время мы имеем актуальное серьёзное исследование В.В. Енукова и А.И. Раздорского, опубликованное в журнале «Российская история» (2015. №2). Авторы, соединяя исторический анализ письменных источников, данные археологии и нумизматики, пришли к выводу, что на уровне современных знаний условной точкой отсчёта возраста города может считаться 985 г. Других каких-то изысканий с критикой этих разработок в признанных научных исторических журналах не выходило.

 

2032 – ошибка или нет?

«Курские известия»:

– Когда, по вашему мнению, можно отмечать 1000-летие Курска?

Ю.А. Артамонов:

– В 2095 г. с оговоркой, что город, несомненно, существовал уже в первой половине XI в.

А.В. Зорин:

:– А вот «тысячелетие» можно отмечать когда угодно, поскольку Курску уже наверняка несколько более тысячи лет и обе традиционные даты 1032 – 1036 являются вполне условными. Хотя логичнее было бы, конечно, не нарушать устоявшуюся традицию с первым датированным письменным упоминанием.

С.П. Щавелёв:

– 2032 г.

Ю. В. Озеров:

– Поскольку 1000-летие летописного Курска времён князя Владимира прошло, то этот, по сути, уже прошедший юбилей в догоняющем формате можно, по большому счёту, отмечать вплоть до 2095 г. Но если говорить серьёзно, то приемлемым мог бы стать 2036 г.

«Курские известия»:

– На ваш взгляд, почему допустимо или недопустимо отмечать 1000-летний юбилей Курска в 2032 году?

Ю.А. Артамонов:

– Отмечать 1000-летие Курска в 1032 г. категорически недопустимо! К Курску эта дата не имеет абсолютно никакого отношения. 1032 год – дата пострижения Феодосия Печерского в Киеве, причём дата ошибочная!

А.В. Зорин:

– Юбилей 2032 г. относительно исторической истины ничуть не хуже юбилея 2036 г.  

С.П. Щавелёв:

– Допустимо, потому что С.П. Щавелёв в своей книге «Феодосий Печерский – курянин» привёл её возможные хронологические основания.

Ю.В. Озеров:

– К курскому миллениуму в этом плане можно относится двояко. Его допустимо отмечать в 2032 г., так как есть указ президента РФ, это разрешающий. С другой стороны, важно осознавать, что большую часть истории города мы не знаем, хотя она у нас сокрыта под ногами. Не хотелось бы культивировать мифы и идти в будущее с ошибками, на которые давно указала историческая наука.

P.S.: Редакция также обратилась с предложением принять участие в обсуждении поставленных вопросов к ведущему курскому археологу, директору НИИ археологии юго-востока Руси КГУ В.В. Енукову. Сославшись на занятость, он не стал участвовать в дискуссии, однако сообщил, что все основные суждения по обсуждаемой теме изложены им ещё в 2015 г. в написанной совместно с А.И. Раздорским статье «О времени основания и первого упоминания древнерусского Курска», опубликованной в журнале Российской академии наук «Российская история» (№2. С. 39–59). В резюмирующей части этой публикации говорится:

«В Житии Феодосия отсутствуют сведения о времени основания Курска, а также о протяжённости предшествующего периода в его существовании. Синтез данных археологии и нумизматики указывает на его возникновение в пределах середины 980-х – середины 990-х гг. Из дошедших до нас летописных известий более всего этому соответствует поход Владимира 985 г. Естественно, нельзя с полной уверенностью утверждать, что город отстраивается сразу же после военной компании, однако артефакты указывают либо на малый хронологический разрыв между этими событиями, либо, что вероятнее всего, вообще на его отсутствие. Соответственно, на уровне сегодняшних знаний за условную точку отсчёта возраста города можно принять 985 г. Первое же упоминание древнерусского Курска в письменности, связанное с переездом семьи Феодосия Печерского в этот город, относится к 1030-м гг. Наиболее вероятной датой этого события является 1036 г., когда у киевского князя Ярослава Мудрого возникла потребность в посылке своих людей на земли вновь присоединённого Левобережья».

Материал подготовил Виктор Силаков

Теги: #Курск, #новости Курска, #юбилей, #Курск 2032, #1000-летие, #2032

Популярное в тему:

Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен, Яндекс новости, Google новости

Поделиться в соцсетях

Комментарии к новости

Куряне 06 декабря 2021 г. 15:53

Не понятно, о чем спор? Ну Курск уже отмечал и 970, и 980 юбилеи. Ну и смысл, что-то менять. Если нет точной даты. Возможно 1000 лет уже было. Уже утверждено 2032 ну пусть и будет. А если историкам диссертация нужна, это их дело, пусть пишут.

Радеющий за культуру 06 декабря 2021 г. 17:09

Историки из москвы знают о Курске, только: 1) по Курской битве,
2) Курскому вокзалу и 3) АПЛ "Курск".
Поэтому слушать этих московских невменосов себя неуважать.

житель Клыкова 06 декабря 2021 г. 20:54

"а нам фсёрамно" - празднуйте хоть завтра,но ПОСТРОЙ ПОЛИКЛИНИКУ на Cев.Западе!(иначе такой "молебен" замутим - в Москве услышат)

Курянин 07 декабря 2021 г. 12:25

Интересно у историков, человек приезжает в уже существующий город в 1030х годах, по этому годом основания будем считать 1095г.

АКМ 07 декабря 2021 г. 15:31

Даже не специалисту ясно, что 1032 год научно не обоснованная дата и считать ее годом основания Курска никак нельзя. И значит праздновать в 2032 г. 1000-летие Курска не следует. Однако есть президентский указ. И в связи с этим вопрос: а почему не было проведено обсуждение этого вопроса ДО, а не после принятия указа? Почему не спросили специалистов? Статья Енукова и Раздорского напечатана вон еще в 2015 году и там четко написано, что 1032 год - необоснованная дата.

АКМ 07 декабря 2021 г. 15:32

Курянин, 1095 первое четко датированное упоминание Курска, а не основания

Онотоле 07 декабря 2021 г. 18:28

Какой смысл вообще привязываться к первому упоминанию, если археологи четко говорят, что город существовал уже на рубеже 985-990 г.г. ? Если о городе никто не написал, то что его автоматически не было что ли? Нет.
Поэтому нужно угомониться. 1000-летие Курск отметил ещё при Совке. А указик отменить. Городом нужно заниматься, а не прожектёрством.

Оставьте комментарий

Поделитесь своим впечатлением о новости.

Текст комментария
Ваше имя
Введите капчу *
5057684eab6a4621196476f8b183503b

Уважаемые пользователи! Вводя персональные данные вы принимаете условия Политики конфиденциальности сайта сетевого издания "KURSK-IZVESTIA"



Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Обратите внимание

Актуальные новости


Хозяин, забери меня домой - Новый проект Курских известий
Последние комментарии

Вернуться наверх