Откуду начну плакати…
15 марта 2016 в 11:23О покаянном каноне Андрея Критского
Пост – время покаяния, и именно к покаянию в это время ведут человека богослужения. На Великом повечерии понедельника, вторника, среды и четверга первой недели Великого поста поётся и читается по частям, а на утрене четверга пятой седмицы того же поста звучит в полном составе Великий покаянный, или, как его ещё называют, умилительный канон. Он читается за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается верующими так же, как и тогда, когда был написан преподобным песнотворцем. Слова церковно-библейских чтений, молитв, песнопений то оживляют требования совести человека, то успокаивают боли человеческого сердца. Великий канон состоит из 250 тропарей (в обычных канонах их около 30) и Великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по высоте мыслей и силе их выражения.
Начало покаянного пути
«Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний», – слышим мы первые слова канона. Далее в нём чередуются воззвания к собственной душе, обращения к Богу, главной темой которых остаётся раскаяние и надежда на прощение.
Нить мыслей святого Андрея о покаянии развивается на основе многочисленных библейских примеров. Персонажи священной истории то представляют нам высокие образцы святой жизни, то побуждают нас к внимательности примерами своего глубокого падения. Весь Ветхий Завет предстаёт перед нами в каноне как школа покаяния. Но здесь есть не только примеры из Священного Писания, но и увещания, рассуждения, молитвы.
Святой Андрей Критский не только изображает процесс обращения грешника к Триединому Богу, но и возбуждает у слушателей покаянные чувства: «Приближается, душа, конец, приближается. И не радеешь и не готовишься. Время сокращается. Встань! Судия близ дверей». Из канона можно заключить, что к покаянию нас движут тяжесть греха, жажда Богообщения, милосердие Божие, страх вечной гибели и память о смерти, Божием суде и посмертном воздаянии.
Во всех песнях канона, начиная с самой первой, где повествуется о создании человека и его грехопадении, есть тропари, построенные на новозаветных откровениях. Обращений ко Христу и мотивов Нового Завета становится всё больше, укрепляется надежда на милость Бога. Кончается Великий канон мирными строками человеческого сердца, принесшего покаяние. Здесь опять исповедание милосердия Божия и духовной нищеты человека, который её приносит Богу как приятную жертву.
Учитель покаяния
Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Покаяние святого Андрея глубоко и искренне. Через весь канон проходит одна мысль: «Согрешил больше всех людей, один согрешил Тебе, Господи, но смилуйся и будь милосерден ко мне». Чем ближе человек к Богу, тем яснее видит свои грехи. С одной стороны, Великий канон святого Андрея Критского является его покаянной автобиографией, с другой стороны, его автор – пастырь и епископ – думал и о душах человеческих, располагая верующих к спасительному покаянию в дни Великой Четыредесятницы.
Святитель Андрей Критский первым стал писать богослужебные каноны. Его перу принадлежат каноны на все двунадесятые праздники. Великопостное богослужение, кроме Великого канона, украшено и другими творениями этого святого.
В творениях преподобного Андрея отмечают естественный ход мысли, свободу выражения сложных внутренних состояний. В славянском переводе эта своеобразность слова и слога передаётся и сохраняется особенно полно, и канон понятен даже на слух.
При завершении формирования Постной Триоди канон был несколько дополнен. Ирмосы в их современном звучании присоединил преподобный Иоанн Дамаскин, а тропари в честь преподобной Марии Египетской и самого преподобного Андрея написаны также позднее преподобными братьями Феодором и Иосифом Студитами. Тропари к святой Марии Египетской читаются в среду и четверг, а обращениями к самому преподобному Андрею канон завершается.
Александра Сопова, «Татьянин день»


