Не гадать, не воровать, не попрошайничать
17 мая 2016 в 12:39
Цыган Андрей Бескоровайный наставляет соплеменников на путь истинный и учит соблюдать законы
Говорят, что проще найти инопланетянина, чем официально работающего цыгана. Не каждый вспомнит ромалов, которые ходили в детский сад, служили в армии, учились в техникумах и вузах. Представители этого народа частенько мелькают в криминальных сводках, просят «на хлебушек» и предлагают погадать.
Однако есть и другие цыгане. Наверное, все слышали про единственный в России театр «Ромэн» в Москве. Но вряд ли многие знают о пасторе Андрее Бескоровайном, который в Курской области сумел перевоспитать около 40 своих соплеменников.
Не хотел проповедовать для своих
Ни дать ни взять цыганский барон. Смуглая кожа, борода, как у Будулая, тёмные очки, рубаха с узорами. Редко какой сотрудник ДПС не остановит колоритного автолюбителя и не попросит открыть багажник. 47-летний пастор баптистской церкви к такому привык. По его мнению, соплеменники во многом заслужили такое отношение. Чего только стоят недавние беспорядки в Тульской области. Там цыгане незаконно подключились к газопроводу и без голубого топлива остались 400 домов. Тогда усмирять ромалов пришлось двум нарядам ОМОНа.
– Слышал я про историю в Плеханово. И даже следил за событиями. Там живёт определённая этническая группа цыган. Многие наши соплеменники считают их довольно нагловатыми, – признаётся мужчина.
Прежде Андрей и сам не хотел вести миссионерскую работу среди ромалов. Сомневался, что сможет наставить соплеменников на путь истинный.
– Люди уверены, что по-другому мы жить не умеем. В начале нулевых, когда мне предложили проповедовать цыганам, я колебался. Считал, что ничего не смогу изменить. Что я, работать их заставлю? Но потом осознал, что должен выполнить то, от чего отказались все остальные, – вспоминает пастор.
Бескоровайный родился в цыганской семье на Донбассе. По словам Андрея, его близкие жили не так, как другие представители его народа. Братья и сёстры окончили школу. Родные работали на шахте, в кузнице и на стройке. Сам Бескоровайный отслужил в армии, трудился водителем в педучилище.
– В конце 90-х я попал на службу баптистов в Харьковской области. Тогда и уверовал. Своим примером показывал близким, как нужно жить. Сейчас почти вся семья покаялась, – говорит Андрей.
В 2002 году Бескоровайный переехал с женой и детьми в Курск. Здесь окончил библейский колледж и организовал свой баптистский приход «Дэвлеско лав» («Божье слово»).
– Сначала я ходил по домам и нёс им слово Божье, – говорит собеседник. – Мне тогда было очень трудно. Я им рассказывал про Бога, про то, что нельзя воровать. Цыгане внимательно слушали меня, соглашались со всем. Но после продолжали жить нечестно. У меня руки опускались. Тогда решил приглашать их к себе. Старался собственным примером показать, что жизнь с Богом – это единственный путь, – поясняет пастор.
Три класса – это мало
Каждый день посмотреть на хозяйство семьи Бескоровайных, бывало, приезжали десятки людей. У Андрея большой огород, три коровы, свиньи, лошадь, куры, гуси, утки и индюки. Таким достатком может похвастаться не каждая цыганская семья.
– Трудимся все вместе. Я ещё сторожем подрабатываю. Три дня через три, – делится Андрей. – Все деньги тратим на семью. Дом оформили в собственность. Теперь откладываем на образование детей и внуков.
По словам пастора, четверо старших детей живут отдельно со своими семьями. Сейчас с Бескоровайными остались двое младших.
Ребят несколько лет назад супруги усыновили после смерти их матери.
(На фото: В детском лагере маленьких цыган учат добру)
Андрей уверен, что наставлять на путь истинный цыган нужно с малых лет. Ребята должны быть заняты и проводить время среди добрых людей.
– Каждый год организуем для цыганских детей летний лагерь. Забавно, когда я предлагал некоторым ребятам пожить в нём, многие спрашивали: «Это там, где мой папа?». Думали, что речь идёт о тюрьме, – поясняет миссионер.
Пастор много говорит с родителями о важности образования и даже покупает своим прихожанам учебники и канцтовары, чтобы дети продолжили обучение.
Ведь в основном школьный выпускной у цыган проходит уже в третьем классе.
Запретил жене просить милостыню
Пример пастора оказался заразительным, и постепенно некоторые цыгане стали менять свой образ жизни.
Сейчас в приходе Андрея примерно 40 человек. Среди них в основном близкие и дальние родственники Бескоровайного. Вообще богослужения посещают все желающие, есть среди прихожан и русские.
Пастор признаётся, что служение среди цыган имеет свои плюсы: стоит одному уверовать, как через некоторое время уже вся семья в церкви. Кстати, одним из самых ревностных прихожан церкви «Дэвлеско лав» является друг Андрея 59-летний Василий Кульбаченко.
– Пока я не познал Бога, я жил неправильно. Я воровал, обманывал, ругался матом, курил и сильно пил. Мне ничего не стоило оскорбить любого человека. Жена моя постоянно ходила по рынкам и вокзалам, просила деньги. Но это всё в прежней жизни. Среди родственников меня никто не понял. Многие осуждали, что я изменил веру, – вспоминает Василий. (На фото: Так проходят собрания цыган-баптистов)
Кульбаченко говорит, что уже больше 10 лет назад они с супругой отказались от вредных привычек. Кроме того, глава семьи запретил жене попрошайничать.
– У меня четыре сына и четыре дочери, внуки. Все мои сыновья тоже уверовали, но позже старший сын сошёл с верного пути. Сейчас ему 34 года и он в тюрьме, – сокрушается Кульбаченко.
Василий живёт с супругой и двумя внуками рядом с Андреем Бескоровайным. В хозяйстве у него есть поросята, лошадь и куры. Жена цыгана после инсульта тяжёлую работу выполнять не может. Все заботы приусадебного хозяйства на плечах Василия и двух внуков шести и восьми лет. Стоит отметить, что в большинстве обычных цыганских семей мужчины не работают ни при каких обстоятельствах.
P.S
Конечно, цыганская душа требует застолий, песен и зажигательных танцев. В праздники Андрей с друзьями накрывает стол и берёт в руки гитару. Исполняет хорошо, душевно. Но поёт не о дорогах и вольной жизни, а о Боге. По-цыгански колоритно звучат голоса баптистов и в церкви. В проповедях пастор рассказывает молодёжи о вере и призывает учиться и честно работать, причём необязательно в деревне.
Сам Бескоровайный надеется, что его младшая дочь станет мастером маникюра.
Цифра в тему:
Алена Мартынова.