Курские жёны маршала Будённого

28 июня 2016 в 11:10

Семён Михайлович Будённый (1883 – 1973) – легендарная личность XX века. Один из самых известных советских военачальников, командующий 1-й Конной армией во время Гражданской войны, один из первых маршалов Советского Союза, кавалер полного Георгиевского банта, трижды Герой Советского Союза. Маршал Будённый был настоящим народным любимцем у многих поколений советских людей

В его честь названы форменный суконный головной убор РККА («будёновка»), порода лошадей («будённовская»), город в Ставропольском крае (с 1935 г.), улицы и проспекты в городах СССР, колхозы и пионерские лагеря, учебные заведения и предприятия и даже один цирк (работал в Воронеже с 1927 г.). Перед ним трепетали враги, преклонялись соратники, его обожали женщины.

Первая жена Будённого, Надежда Ивановна, станичная казачка, с трудом переносила молчаливые подозрения мужа в адюльтере, особенно после неудачных родов, поставивших крест на её материнстве. Не выдержав сплетен, бедная женщина застрелилась в 1924 году. По другой версии, эта трагедия – результат нелепой случайности. Мария Васильевна, третья жена Семёна Михайловича, вспоминала впоследствии: «Они пришли из театра, он сел на кровать, начал снимать сапоги. Она – за столом, возится с револьвером. Играючи приставила себе ко лбу: «Смотри, сейчас я нажму на курок!» Он ей: «Брось, перестань. Это не игрушка, револьвер снят с предохранителя». Через мгновение раздался выстрел. Всё произошло на глазах у нескольких свидетелей, правда, кто были эти люди, история умалчивает.

И, наконец, ещё одна версия, о которой сообщает Михаил Соловьёв в «Записках советского военного корреспондента»: «Однажды сердце Будённого было пленено кассиршей с Курского вокзала в Москве. Эта женщина впоследствии стала его женой. Увлечение оказалось серьёзнее и длительнее всех бывших раньше. Жена Будённого стоически переносила и это очередное горе, пока сам Будённый не вызвал её на открытый бунт. В зимний вечер, когда собралась очередная компания для кутежа, Будённый воспылал желанием показать друзьям свою возлюбленную и приказал адъютанту привезти её в дом. Жена Будённого не смогла снести такого унижения. С бранью и плачем выбежала она из комнаты, а вслед за нею вышел бледный от ярости Будённый. До гостей донёсся выстрел. Убийство Будённым жены обнажило передо мною подлинное лицо Будённого. А когда после недельного домашнего ареста он снова появился, прощённый Сталиным, я уже видел в нём не столько комическое, сколько трагическое явление в нашей жизни».

 

Ольга Стефановна

 

Семён Михайлович тяжело переживал потерю первой супруги. Тогда соратники посоветовали ему съездить в Ессентуки, подлечиться и начать новую жизнь. Там он и повстречал обворожительную Ольгу Стефановну, урождённую Михайлову (по другим данным, эта встреча произошла в Кисловодске). Михайлова приехала в здравницу из Вязьмы, где только что развелась с мужем-алкоголиком. Свою биографию она не скрывала: «Родилась в 1905 году. Отец – крестьянин, сирота, попал в город, прослужил 36 лет на железной дороге. Начала учиться в Курске в 1915 году. От царского режима у меня остались очень тяжёлые воспоминания, так как отец отдал меня в гимназию. Неправильная речь, дешёвые платья, вся одежда, а также звание крестьянки вызывали у соучениц насмешки.

Классные дамы не разрешали детям богатых родителей и сановников играть со мной на переменах и без стеснения говорили им при мне, что у них нет ничего общего со мной. «Твой папа мужик?» – спрашивали меня. Стефан Иванович Михайлов, заплатив мзду, специально записался в мещане, но глумление в гимназии продолжалось. В 1920 году отец перевёлся в Вязьму, где Ольга успешно окончила школу. В том же году благодаря знакомствам она вышла замуж за коменданта станции Вязьма некоего Рунова. Но благоверный через пару лет запил, и в 1924 году супруги развелись. С теми же личными проблемами, что и у командарма, молодая женщина приехала на отдых и лечение.

Выглядела Ольга неотразимо: брюнетка с ярко выраженным цыганским шармом, очи чёрные с лиловым оттенком плюс обаяние молодости. К тому же она великолепно пела, что очень понравилось Будённому, который с нескрываемым удовольствием аккомпанировал ей на своей гармони. В том же 1924 году они поженились. Талантливая Ольга Будённая поступила в консерваторию. Окончив её, стала солисткой Большого театра. Прожила она с Семёном Михайловичем 13 лет. Немолодой Будённый по-прежнему мечтал о семейном уюте, ласке и детях. Но Ольга была занята карьерой, и их устремления не совпадали.

Настал 1937 год. Волна политических репрессий обрушилась в первую очередь на высшие слои советского общества. Летом того же года по ложному доносу за мифическое сотрудничество с чехословацкой разведкой Ольга Стефановна была арестована. За ней приехали прямо на концерт. Не дав переодеться, её увезли на допрос в сценическом платье, лакированных туфлях и газовом платке.

Следствие считало, что Ольга Будённая занималась шпионажем более 7 лет. Во время пребывания на лечении в Чехословакии она завела знакомства со многими «врагами народа» и откровенными шпионами. Кроме того, ей приписывались многочисленные супружеские измены то с каким-то польским дипломатом, то с тенором Большого театра Алексеевым.

Ольгу Стефановну упрятали в Бутырскую тюрьму на 3 года в одиночную камеру. Там её неоднократно насиловали. После этого была ссылка в Сибирь, в город Енисейск на поселение. Долгих 19 лет несчастная женщина была лишена свободы.

 

Мария Васильевна

 

Квартира Будённого на улице Грановского вновь опустела. Однако частой гостьей у маршала была Варвара Ивановна Михайлова – мать Ольги, работавшая у него домохозяйкой. Она-то и познакомила племянницу Марию со своим прославленным зятем.

«В Москву я приехала в 1936 году из Курска», – вспоминала впоследствии Мария Васильевна. – Поступила учиться в стоматологический институт на Каляевской. Жила в общежитии. Была у меня в Москве родственница, Варвара Ивановна, родная сестра моего отца. Я ей, как приехала, позвонила. Она позвала к себе, точно назначила время. Мне, конечно, было известно, что её дочка, моя двоюродная сестра Ольга, вышла замуж за большого человека. За знаменитого Будённого, которого знает вся страна, и, когда шла к ним в дом, я очень беспокоилась, как там будет. Варвара Ивановна встретила меня хорошо. Я стала бывать у неё. Ольгу видела редко, она пропадала по своим делам, а Семёна Михайловича ни разу не видела. Когда в 1937 году посадили его жену, Варвара Ивановна попросила меня иногда приходить, чтобы помочь ей с хозяйством. Помогая тёте, я стала часто видеть Семёна Михайловича».

Очень скоро Будённый сделал ей предложение. Мария опешила, испугалась, а маршал попросил съездить к родителям и посоветоваться.

«Съездила домой в Курск. Долго с родителями сидели, говорили. Уезжаю назад в Москву, мама обнимает, плачет: может, говорит, в последний раз видимся... Вернулась я в Москву, пришла в квартиру к Будённому. Настало время обеда. Он поздоровался и молчит, ничего не говорит о своём предложении. Мне как-то не по себе. Пообедал он, отложил приборы и спрашивает: «Ну, что вы решили?» «Положительно», – говорю. – А у самой даже уши красные от стыда. Он весь тоже вспыхнул: «Боялся спросить, вдруг откажешься...», – и ушёл на работу. К вечеру вернулся, а я собралась уходить, Семён Михайлович говорит: «Оставайтесь в доме. Вы теперь тут хозяйка», – рассказывала Мария Васильевна.

После женитьбы чета Будённых приезжала в Курск. Родители Марии Васильевны познакомились с легендарным зятем в правительственном вагоне. В 1938 году Мария родила первенца Серёжу, а Семён Михайлович дал добро на переезд к нему тестя и тёщи. Жила семья дружно. В 1939 году родилась Нина, а в 1944 – Михаил.

Марии Васильевне не было равных по трудолюбию, обаянию и кулинарному мастерству. В конце 1940-х – начале 1950-х годов известные военачальники с жёнами и детьми регулярно встречали Новый год на даче у Будённых. Всегда на столе были пироги, вкусная домашняя еда и подарки.

 

Похвала Сталина

 

Будённый ревниво оберегал семейный очаг от посторонних глаз. Долгое время не показывал свою куряночку никому. Но после войны он не стал скрывать своё семейное счастье.

«Однажды он взял меня на правительственный приём, – вспоминала Мария Васильевна, – отошёл куда-то в сторону. И тут, как нарочно, подошёл ко мне Сталин. Может, он издали увидел, что женщина одна сидит. В Георгиевском зале Кремля расставлены были столы, и он любил в конце приёма с рюмочкой вина обходить гостей и разговаривать с ними. Сталин остановился за моей спиной:

– А я Вас не знаю.

– Будённая…

– Вот оно что. Мы все ему по-хорошему завидуем, что у него такая дружная семья».

В этот день, а точнее, ночью муж принёс Марии Васильевне подарок от вождя – роскошный букет цветов.

Отсидев полный срок, Ольга Стефановна вернулась в Москву в 1956 году. Лагеря надломили психическое здоровье женщины. Будённый помог ей получить квартиру. Он настоятельно просил навещать свою новую семью, но она бывала у них редко.

 

Пётр Горбачёв

 

#

Популярное в тему:

Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен, Яндекс новости, Google новости


Оставьте комментарий

Поделитесь своим впечатлением о новости.

Текст комментария
Ваше имя
Введите капчу *
a2f34194bc0dddaf58d98e68b27f6bfb

Подтверждаю согласие на обработку персональных данных и ознакомлен (а) с политикой их обработки



Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Обратите внимание

Актуальные новости


>
Последние комментарии
Вернуться наверх