Секреты курских стюардесс
19 июля 2016 в 17:20А мне летать охота!
Свой профессиональный праздник стюардессы всего мира уже более 80 лет отмечают 12 июля. Бортпроводницы всегда отличались стройностью, элегантностью и особой привлекательностью. Казалось бы, не работа, а сказка.
«КИ» узнали о тонкостях профессии и выяснили, как в небе девушкам признаются в любви, что делают стюардессы с дебоширами на борту и как прячут трупы от пассажиров.
Хочу быть стюардессой
Юлиане Куксевич 28 лет. Почти пять лет девушка живёт в столице и работает бортпроводницей. А ведь каких-то несколько лет назад перелёты не вызывали у неё ничего, кроме ужаса.
Юлиана закончила ЮЗГУ и после вуза работала на трёх работах. Днём – испытатель приборов на заводе, вечером – фитнес-инструктор, а ночью – танцовщица в шоу-балете. В один прекрасный день она поняла, что занимается не тем.
– В первый раз в жизни я должна была лететь в отпуск на самолёте. Нервничать стала ещё в аэропорту. Началась паника, хотела вернуться домой. Но стюардессы успокоили меня. Увидев этих сильных, уверенных в себе девушек, я поняла, что хотела бы стать такой же. Сразу после отдыха я нашла в интернете вакансию, отправила резюме и получила приглашение от авиакомпании, – вспоминает Юлиана.
Куксевич вместе с другими новобранцами направили на двухдневную врачебно-лётную комиссию. Отличное здоровье – один из самых главных критериев при выборе будущих бортпроводников.
– Если есть противопоказания, человек не полетит, даже если обладает незаурядными способностями. Со мной оказалось всё в порядке, и дальше началось обучение. Мы изучали конструкцию воздушного судна, бортовое аварийно-спасательное оборудование, отрабатывали экстренную посадку на воду, технику оказания первой медицинской помощи, психологию, английский язык и многое другое. Позже по каждой из дисциплин нужно было сдать экзамен. Затем пройти собеседование, где надо показать коммуникабельность, тактичность, стрессоустойчивость и умение работать в команде, – поясняет Куксевич.
(На фото: Ольга Зуборева с коллегами (крайняя слева)
Курянка с честью выдержала все испытания. И ровно через полгода после своего первого полёта ступила на борт воздушного судна. Во время первого рейса из Москвы в Мурманск экипаж наблюдал волшебные краски северного сияния. По словам Юлианы, это были незабываемые впечатления.
За время работы девушка побывала в таких крупных российских городах, как Санкт-Петербург, Казань, Волгоград, Новосибирск, Кемерово, Самара, Омск, Белгород, Хабаровск, Норильск и в таких курортных странах, как Египет, Турция, Греция, Испания, Индия, Таиланд.
Внучка пилота
Дедушка Ольги Зуборевой был лётчиком, а папа работал начальником службы посадки армейских самолётов. Несмотря на это, девушка не собиралась идти по их стопам.
– Я работала в Курском электромеханическом техникуме преподавателем экономических дисциплин. Мне, в принципе, нравилось. Но однажды на глаза попалось объявление о наборе бортпроводниц, подумала: «Почему бы нет?!» – вспоминает девушка.
Как рассказывает курянка, по-настоящему она влюбилась в небо после первого посещения кабины пилота. Каждого стажёра приглашают туда.
– Там незабываемый вид, ощущение волшебства и чего-то нереального. Всё это остаётся с человеком навсегда, – рассказывает Ольга.
Сейчас девушке 27. Она живёт в Москве. 6 лет она работает в гражданской авиации и проводит в небе по 90 часов в месяц.
– Вообще мне в жизни повезло. Я путешествую и получаю за это деньги. Была практически во многих городах России, начиная от Калининграда и заканчивая Певеком. Мне посчастливилось увидеть Германию, Италию, Испанию, Чехию, Польшу, – говорит девушка.
Сейчас Ольга всё реже отправляется в длительные командировки, бортпроводники называют их эстафетами. Семейное положение обязывает, ведь Зуборева воспитывает сына и встречается с мужчиной.
Трудности перелётов
Обе девушки признаются, что при всех плюсах морально и физически работать бортпроводником непросто. Из-за постоянных перелётов многим стюардессам нелегко наладить личную жизнь. Нарушается биологический ритм, путаются день с ночью, появляются проблемы с гемоглобином. Несмотря на настроение и плохое самочувствие, бортпроводницы обязаны улыбаться.
Сказывается и нервное напряжение, ведь во время полёта на борту может произойти что угодно.
– Удушье, обмороки, кровотечения, инфаркты, эпилептические припадки. Во всех случаях оказываем первую помощь. Важно не только помочь пассажиру, но сделать это так, чтобы инцидент не вызвал паники. Поэтому для обозначения различных ситуаций используем аббревиатуры, – рассказывает Юлиана.
Бортпроводницам приходится сталкиваться и с дебоширами. Полицейских на борту нет, поэтому хрупкие стюардессы «успокаивают» разбушевавшихся пассажиров самостоятельно. Девушки прошли специальные курсы по психологии и самообороне. Их даже роды учили принимать. Однако во время работы курянок таких случаев не было. Как рассказывает Ольга, одним из самых неприятных стал рейс, когда в небе умер пассажир.
– Вёл себя обычно, ни на что не жаловался. Но при снижении, когда пошли проверять, все ли пассажиры пристёгнуты, поняли, что он скончался. Чтобы избежать паники, пристегнули его, не стали забирать плед, сказав соседям, что он себя плохо чувствует и отдыхает. Потом нам сообщили, что у него оторвался тромб, и он мгновенно скончался, – вспоминает Зуборева.
Ради блага пассажиров подобные ситуации могут скрыть от них, но командир судна знает обо всём. Как выражаются бортпроводницы, он у них царь и Бог.
Талисман Паула
А ещё, по словам курянок, в авиации все очень суеверны. У многих за долгие годы появились свои предполётные традиции и талисманы. Одна из них – это осмотр салона специально обученной собакой.
(На фото: Этот пёс проверяет самолёты на взрывчатку)
– Спаниель по имени Паула уже штатный сотрудник службы авиационной безопасности, который с сумасшедшим рвением и невероятной тщательностью ищет взрывчатку, легковоспламеняющиеся вещества и оружие. После такой проверки экипаж уверен в безопасности полёта, – говорит Куксевич.
По словам Юлианы, она и сама мечтает завести собаку. Но из-за частых перелётов не может позволить себе такой роскоши. Иногда она не бывает дома по 24 дня.
Несмотря на трудности, в компаниях, где работают курянки, есть бортпроводницы, которым уже за 50, а уходить они не планируют.
– У нас отпуск – 70 дней в году, а пенсия – в 45 лет. Стаж в этой профессии должен быть не меньше 10 лет. Это примерно 9600 часов в небе. Чаще всего после выхода на пенсию стюардессы идут на тренерскую работу и обучают новых сотрудников, – говорит Ольга.
Конечно, нередко пассажиры пытаются познакомиться с бортпроводницами и завязать отношения. Иногда это заканчивается свадьбой.
– Была свидетельницей, как пассажир делал предложение коллеге. Встал на колено, протянул кольцо в коробочке и попросил руку и сердце. Когда она ответила согласием, аплодировал весь салон. Меня такая участь миновала, – рассказывает Юлиана.
По словам девушек, бывают дни, когда они устают от работы и хотят «спуститься на землю». Однако небо всякий раз зовёт обратно.
– У меня есть коллеги, которые вернулись спустя шесть лет после ухода из профессии. Им пришлось заново учиться, но только в полёте они вновь обрели счастье, – говорит Ольга.
К сведению
Первой стюардессой в истории авиации называют Эллен Чёрч из штата Айова. В свой первый полёт в этом качестве она отправилась 15 мая 1930 года, самолёт следовал по рейсу Сан-Франциско – Шайенн. До этого бортпроводниками были исключительно мужчины.
Эллен окончила курсы медсестёр, кроме того, в частном порядке брала уроки управления самолётом – это послужило решающим аргументом в её пользу: девушка сама предложила свои услуги авиакомпании. Более того, именно мисс Чёрч было поручено набрать первую группу для подготовки будущих стюардесс. Ими стали семь медсестёр в возрасте до 25 лет и весом не более 52 килограммов. В наши дни вес бортпроводника не столь важен.
Алёна Мартынова.