Православные праздники
20 февраля 2024 в 09:33Духовная антигравитация: от земного - к Небесному
В день Сретения Господня традиционно отмечается День православной молодёжи. По этому случаю клуб «Серафим» осуществил собственный проект «Духовная антигравитация». Такой на первый взгляд сложный, но в то же время актуальный и глубокий проект позволил участникам праздничного мероприятия коснуться темы преодоления земного притяжения.
Спикеры встречи рассказывали о важности стремления к духовной жизни. Так, Любовь Зубрилова изложила свои размышления о роли крестных ходов на Руси, а участники встречи поделились собственным опытом участия в крестных ходах с иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной. Оказалось, что после участия в них многие сталкивались с ситуациями, необъяснимыми для невоцерковлённых людей, но вполне понятными для тех, кто хоть раз смог оторваться от земного притяжения и стать крестоходцем. После доклада была небольшая викторина с приятными призами, вообще после каждой встречи в клубе «Серафим» дарят подарки: и материальные, и духовные.
О духовной антигравитации православной молодёжи Харьковской Епархии до событий 2014 года рассказал коренной харьковчанин Денис Шапошников, который по Воле Божией теперь живёт в Курской области. Серафимовцам было очень интересно познакомиться с опытом харьковской православной молодёжи. Они с интересом смотрели видеоролики, фотографии, взяли на вооружение крутые идеи для реализации у себя в клубе.
Опыт паломничества в Троице-Сергиеву лавру самих серафимовцев, который представила Ирина Горох, помог понять, насколько важны паломнические поездки абсолютно для всех людей. «Можно много слышать, смотреть видео о святых местах, мечтать обязательно их посетить, но из-за суеты, сложностей, работы и других элементов «земного притяжения» в результате никуда не поехать, – сказала Ирина. – Для каждого из нас паломничества проходят по-разному, но если ты едешь с Клубом, то ощущаешь себя иначе: ты не один, ты в семье, даже если ты только познакомился со всеми! Мы вместе молимся, посещаем экскурсии, приходим на трапезу, вместе готовимся ко причастию, а после вместе радуемся и поём акафисты во время поездки!».
Одна из участниц вокального проекта клуба «Серафим» рассказала, как растёт этот проект и численно, и профессионально! «В нашем вокальном клубе по Воле Божией ребята творчески преображаются, пишут стихи, музыку, ремейки, – сказала она. – Наверное, многим трудно представить, что одна только премьерная песня, услышанная в Клубе на ежегодной святочной встрече, может задать мирный духовный ритм на две недели вперёд. А у нас такие произведения звучат очень часто». И на праздничной встрече в клубе, конечно, не обошлось без музыкальных сюрпризов…
Ещё одним сюрпризом для всех серафимовцев стал телемост с режиссёром первого художественного фильма на реальных событиях о жизни молодёжи в церкви «Спасайся, кто может!» Анастасией Новосёловой. Она поделилась с нами идеями для создания будущих проектов. Слава Богу, что клуб даёт нам возможность познакомиться с множеством православных людей, открытых, деятельных и горящих верой, радовались серафимовцы.
И, конечно, на праздничном мероприятии были традиционные вкусняшки и чаепитие! А так как день был не постный, заказали пиццу – праздник всё-таки!
Православных призывают на служение
В Курске ищут православных, желающих читать молитвы и духовную литературу для пожилых людей. По просьбе верующих жильцов Курского дома-интерната ветеранов войны и труда с июля 2022 года на регулярной основе (несколько раз в неделю) неравнодушные люди стали читать для них утренние (07:00) и вечерние молитвы (15:00).
Организатором мероприятия является Православный молодёжный клуб «Серафим». «Помощь пожилым людям – это особое служение Христу, – говорит руководитель проекта Анна Староконь. – Нет сомнений, что это дело милосердия найдёт свой отклик у Господа, ибо Он Сам сказал нам, что мы сделали одному из малых сих, то сделали Ему. В настоящий момент у нас не хватает людей, чтобы сделать чтение молитв и духовной литературы для пожилых людей ежедневным».
Ребята просят присоединиться к доброму делу тех православных, которые имеют такую возможность послужить Богу и людям. Занятость составляет примерно 1 час! Территориально Курский дом-интернат ветеранов войны и труда находится по адресу: г. Курск, ул. Пучковка, 82.
Сообщить о своём желании присоединиться к проекту можно на страничке в ВК Молодёжного клуба «Серафим» или связавшись по телефону с руководителем проекта 89081207678.
Благодаря нашему единству во Христе мы можем сообща успешно помогать «малым сим», считают серафимовцы.
Вопрос священнику
Можно ли верить снам?
На вопрос отвечает настоятель храма святых Царственных страстотерпцев протоиерей Олег Чебанов.
– Чаще всего сны – это продукт деятельности мозга. Наш мозг работает как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Когда человек спит, его мозг отдыхает. И то, что мы видим во сне, это остаточной продукт деятельности мозга на подсознательном уровне. Да, святым людям снились сны, которые они принимали. Бывает, что сон, что-то предвещает. А чаще всего это совмещение каких-то обрывков событий, происходящих в течение дня. Церковь считает, что не надо зацикливаться на своих снах, за них цепляться. Если ты проснулся и начал анализировать свой сон, накручивать себя, страшиться чего-то, это плохо.
Девушка ко мне однажды обратилась с вопросом. Она часто видела во сне, что она беременна, и спрашивала, с чем это связано, не предсказание ли это какое? Мы стали вместе анализировать её жизнь, чем она занимается. Оказалось, девушка работает в школе и у неё очень творческая натура. Она просто фонтанирует идеями. У неё постоянно рождаются какие-то проекты. И она сама очень часто употребляет фразу: «У меня родилась идея…» И мозг, который переварил эту информацию, трансформировал её в рождение ребёнка.
Видеть во сне, как ты кого-то убиваешь – не грех, но повод задуматься, какие книжки ты читаешь, какие фильмы смотришь. Кошмары чаще всего во сне бывают после просмотра боевиков, агрессивных компьютерных игр. Нужно пересмотреть эту среду, этот контекст, в котором рождается твой сон.
Сны не надо принимать или отвергать. К ним нужно относиться спокойно и не зацикливаться.
С ответами протоиерея Олега Чебанова на насущные вопросы можно познакомиться в проекте «А можно проще?»
Люди Церкви
Пути Господни…
Как рождаются священники
Если бы молодому человеку в 80-е годы сказали, что Господь определил ему священнический путь, он наверняка в это не поверил бы. Тогда и в Бога-то мало верили, а в то, что Его промыслом определяется жизненный путь человека, тем более. Даже с детства воспитанный в вере Виктор Шушкевич в свои 20 лет вынужден был пройти через тяжелейшие испытания, чтобы найти свою дорогу. Сегодня он – один из самых опытных и уважаемых в Курске священников, позади – и семинария, и духовная академия, и 36 лет служения Богу. А в 1978 году всё только начиналось.
«Помог» солидол
– Отец Виктор, расскажите о той трагической ситуации, с которой начиналась ваша взрослая жизнь.
– Я пришёл из армии и через три месяца женился, фактически в 20 лет. Мы с моей будущей женой встречались до службы в армии, и она меня ждала. Мы повенчались, тайно, конечно, потому что никто венчать в открытую тогда не решился бы. Родители жены жили в пригороде, и мы ездили их навещать на мотоцикле. Однажды по дороге произошла авария. Шофёр впереди включил правый поворот, а руль резко вывернул влево. И мой мотоцикл въехал в бок автомобиля. Я упал, мотоцикл – мне на ноги, рука – в лохмотья. Жена оказалась на асфальте, благо, скорость мотоцикла была небольшая… Водитель выскочил из машины, упал на колени: «Прости, вчера немного выпил, отберут права, у меня мать парализованная». В его гараже мне оказали первую помощь. Появился юрист, дал бумаги, что мы претензий не имеем. Я подписал, а потом уже понял, что мне очень плохо. В поликлинике сначала заштопали руку, потом сделали рентген ноги. А там – страшное дело, вся чёрная. Диагноз – гангрена, и она быстро прогрессировала. Назначили операцию. А городок небольшой, слухи распространяются быстро. Прибегает тётушка, даёт народные советы – мазать солидолом.Мать заказала молебен о здравии, с батюшкой посоветовалась, мол, такое дело, ампутация ноги, что делать? А он говорит: «Единственное, что ваш сын может сделать, чтобы жизнь свою спасти, это посвятить её Богу. Пусть поступает в семинарию – становится священником!».
– Как вы отреагировали на столь категоричное решение вашей проблемы?
– Сложное решение по тем временам! Мать говорит: «Ты хочешь сохранить ногу? Тогда пойдёшь в семинарию» – «Хочу», – говорю. По совету тётушки прикладывали солидол. Врач увидел, спрашивает: «Что это? Это же не поможет». Через три дня уже была назначена операция, однако температура постепенно начала спадать, операцию отменили, а меня выписали домой. Даже надреза не сделали. Нога ещё три месяца была фиолетовая. Но постепенно начал ходить.
– И конечно, вы, как и любой другой на вашем месте, об обещании забыли?
– Мать напомнила. И я по глупости своей человеческой говорю: «Это ж солидол, скорее всего, помог». А она ответила: «Ну смотри, сынок, с Богом шутки не шутят». Жена на момент аварии была беременна. Всё внешне обошлось, а УЗИ тогда не было. Она рожает. Приезжаю в роддом, меня приглашают к главврачу – ребёнок родился без головы, она не развилась. У меня спрашивают:«Вы наркоман?».«Нет», – отвечаю и рассказываю об аварии. Со временем душевные раны затянулись. А мать снова напоминает:«Ну что, сынок, уже второй случай, ты дал обет». А я оправдываюсь, что ребёнок пострадал от удара. А через две-три недели рубил дрова, и топор ломается в руках, попадает в большой палец той же самой ноги, рассекает кость. Я опять в больнице. А мать смотрит на меня: «Ну что? Дальше будет твоя голова, подумай сам».
«Хороший кандидат»
– Тут вы уже поняли, что всё не так просто?
– Да, стал молиться и с Божьей помощью подал документы тогда ещё в Ленинградскую духовную семинарию. Было пять человек на место, и я не думал, что поступлю. После экзаменов – собеседование. Ректор семинарии, сегодня патриарх Кирилл, говорит: «Всё хорошо, экзамены вы сдали, но…». Я понимаю, что надо забирать документы и уезжать. «Нет, вы должны поехать домой и выбыть из комсомола, вы же комсомолец?».
– То есть всё это время вы не чувствовали уверенности, что вас возьмут, что это ваш путь, что кто-то незримо вас вёл?
– Да. Я поехал домой. В райкоме комсомола прошу, чтобы меня исключили из организации. «Да вроде не за что, – отвечает секретарь райкома. – Членские взносы платите. Поступили в семинарию? Ну и идите учитесь». В Ленинграде прямо во дворе семинарии ребята сообщили, что меня зачислили. Я не поверил, пошёл в канцелярию документы забирать. Мне женщина говорит: «Вы же поступили. Так ректор определил. Кандидат хороший – после армии, подготовленный, верующий!». А потом узнал, что всех поступающихпроверяли, что за люди, привлекались или нет, опрашивали соседей. Через 24 дня после начала моей учёбы жена родила здорового сына. Как бы было, если бы я не пошёл в семинарию, могу только догадываться.
– Я знаю, что, закончив семинарию, вы сразу пошли в академию, приняли решение учиться дальше?
– Я хорошо закончил семинарию. Хотелось, конечно, вернуться на родину. А тут пришло известие, что выпускников семинарии в нашей епархии не принимают, их и так много, а вот после академии – пожалуйста. Я подал документы в академию. В 1988 году принял рукоположение от архиепископа Прокла, который в ту пору был епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии. С этого времени я во священническом служении. Ещё будучи в академии, служил в храме Ксении Петербургской, затем в храме Иова Многострадального. Помню, часовенка Ксеньюшки на Смоленском кладбище была окружена оградой, милиционеры ходили с дубинками и охраняли. А люди всё равно молились и втыкали в забор записки. Я иногда брал их, читал, молился. Разные были просьбы: «муж пьет», «Ксеньюшка, помоги, разводимся», «Ксеньюшка, спасибо, перестал пить».
Из Кременца – в Курск
– Батюшка, как получилось, что вы оказались в Курске?
– Вышло так, что на Украине я только родился и 10 классов окончил. Вернулся после академии в Кременец (Тернопольская область) и через полтора года уехал в Курск. Начались эти беззакония. Автокефалисты уже устраивали настоящие разбои – церкви закрывали. Мы на старенькой машине выезжали защищать православные храмы от нападений. Было страшно. У этих бандеровцев часто в ход шли не только камни и палки… И меня духовный отец, протоирей Василий, благословил: «Езжай, отец Виктор. Я служил у владыки Ювеналия в Воронежской епархии, и тебя благословляю в Курск. Здесь будет очень сложно, а у тебя семья, ребёнку нужно учиться. Грядут очень страшные времена на Украине». Пророческие были слова. Владыка Ювеналий меня принял, ему нужен был преподаватель в духовную семинарию. Я стал сначала помощником инспектора Духовной семинарии, а потом – инспектором, преподавал библейскую историю, церковный устав. Вот так Господь определил. Пути Господни неисповедимы…
– Никогда не жалели, что уехали с Украины?
– Я по душе всегда себя чувствовал больше русским, чем украинцем. Украинскую литературу еле вытянул на «тройку», я её понять никак не мог, она мне казалась глупостью полнейшей. А по русской литературе всегда были «пятёрки». Пушкин, Лермонтов – это моя душевная тяга. Отец у меня белорус, а мать – полька.
– Как вас принял владыка Ювеналий?
– Как родного сына. С рекомендательным письмом от духовного отца приехали к владыке прямо домой где-то в 8 часов вечера. Нас с матушкой накормили, мы переночевали, а на следующий день владыка повёл нас в епархию, дал назначение в храм Всех святых. А вечером познакомил с семинарией. Он был как отец. К нему по любой проблеме можно было прийти даже ночью.
– А вы к нему обращались по личным вопросам?
– Сын в 18 лет, будучи сам студентом регентского отделения, познакомился с девушкой-однокурсницей. Собрался жениться. Я решение принимать не стал, отправил за благословением к владыке, считал, что рано ещё. А владыка благословил. Я надеялся на обратное. А он мне говорит: «Отец Виктор, будешь меня ещё благодарить, его жизнь в духовном плане будет великолепна». И слава Богу, брак – на славу. Невестка пришла в дом, как дочка родная. Живут с нами и не собираются никуда уходить. Старшая внучка уже студентка.
– Какие моменты вашего служения в Курской епархии рядом с владыкой Ювеналием наиболее запомнились?
– Он говорил: «Надо 1000 приходов открыть». Я удивлялся: «Владыка, да как это возможно?» – «Возможно. Господь милостив!». И открывал. И мы рядом с ним трудились, и на сборе сена, и на расчистке Знаменского собора. Он часто повторял: «Надо трудиться и молиться!». И сам этому следовал. И храмы восстанавливал, и монастыри. На пасхальную праздничную трапезу приглашал руководителей области и города. Один из них вспоминал: «Владыка мне сказал золотые слова: «Это большая честь, что я к вам обратился. Считайте, что через меня к вам обратился Бог. Наши деды и прадеды разрушали, а наша задача – восстановить. И вы сюда попали неслучайно, это зов совести, который идёт оттуда, от предков, которые что-то делали неправильно».
Светлана Борисова


