Важное интервью. «Там – дом, сердце, душа…».
24 декабря 2024 в 15:24В результате действий ВСУ в Курской области повреждены как минимум 12 церквей. Что стало с храмами, которые оказались в «серой зоне»? Почему некоторые священники продолжают проводить службы, даже несмотря на угрозу жизни? И как Церковь помогает жителям региона? Об этом и не только рассказал в специальном выпуске программы «Церковь и мир» митрополит Курский и Рыльский Герман на телеканале «Россия 24», который вышел в эфир в середине декабря 2024 года. Этим видео поделился сайт Курской епархии Русской Православной Церкви. Приводим некоторые цитаты из интервью.
В 40 храмах нет богослужений
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «6 августа – это совершенно особенная дата для Курской области. Как, наверное, для истории России 22 июня 1941 года осталось навсегда такой памятной, трагической датой начала войны, так и 6 августа, день вторжения в нашу Курскую область войск ВСУ, навсегда останется трагической датой. Мы узнали об этом утром, и уже днём стали прибывать в наш областной город переселенцы – тысячи, десятки тысяч из южных районов нашей области. Прежде всего это жители города Суджи, Суджанского района, а потом стали пребывать жители из других соседних районов. Так что Курск оказался переполнен людьми. Но, благо, было тёплое лето, хорошая погода. У наших властей появились огромные проблемы и великие заботы: нужно было разместить всех этих людей и устроить их, накормить, начинать работать с ними, выплачивать пособие. На данный момент в нашей епархии оказались в зоне военных действий до 40 храмов. В 40 храмах сейчас не совершается богослужение».
С огромным интересом прослушивая эфир, сразу начала записывать параллельно свои мысли.
Мне показалось, что эти слова произнесены особенно, с горьким чувством сожаления и утраты. И то, что не совершается богослужение, и нет литургий, и невозможно служить, и не для кого служить – нет там людей, не осталось. И некому совершать богослужение. Хотя известен тот факт, что даже когда храм разрушен, ангел, который дан храму со времени его освящения, остаётся стоять на том самом месте до времён Страшного суда и возносить молитвы. Вот почему на месте, где был храм, в будущем не должно стоять ничего, кроме восстановленного храма.
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «Священникам, почти всем, за исключением одного, удалось выехать сюда, в город Курск. Часто они, особенно в первый день, выезжали из Суджи, буквально под огнём… За машинами охотились беспилотники, которых была в первые дни целая туча. Охотились за каждой машиной. Один батюшка рассказывал, как они уже на предельной скорости ехали в сторону Обояни, и вот долгие-долгие километры их преследовал этот беспилотник, еле удалось от него оторваться».
Подобно тому, как зло всегда преследует добро и идёт за ним, завидуя его следам. Но Божьим промыслом не всегда может нагнать.
Примеры духовного мужества
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «От любого удара, если попадает, это смертельные последствия. Взрыв и гибель... Одному священнику не удалось выехать. Иеромонах Симеон из одного из сёл Суджанского района, посчитал, хотя его уговаривали: «Вот мои прихожане остаются, паства остаётся, и я должен быть с ними». Сведений о нём сейчас практически никаких нет, но знаем, что жив».
Господи, Храни таких самоотверженных батюшек. Почему-то сейчас вспомнились строки из «Реквиума» Ахматовой:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл,
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Представляю, что этот батюшка, о котором идёт речь, для оставшихся на той территории людей, как светоч миру, как флагман, как какая-то особенная надежда, идущая свыше.
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «И он переносит эти тягости, вот этой жизни, вместе с теми, с оставшимися людьми, которые не смогли выехать».
Они не смогли, а он и не захотел выезжать. О чём это говорит? Кажется, об особой самоотверженности…
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «Некоторые священники показали, вообще все показали пример мужества, пример такой духовной собранности, самоотверженности».
О, мне не показалось, – самоотверженности… Именно это слово подходит как определение для их любящих и мудрых сердец, для большой души.
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «Казалось бы, скромные батюшки служат у меня на сельских приходах. Вот постигла эта беда, и они в самом настоящем смысле оказались героями. Например, один у меня священник из города Суджи. Он несколько раз возвращался на своей машине, и там полями просёлочной дороги прорывался на окраины города, собирал людей и вывозил их тоже под обстрелами, спасаясь от беспилотников. Очень интересно: там машина загружена была. И вот он видит – около одного крайнего дома, к дороге выполз такой старенький дедушка, инвалид без ноги, и они просто положили его на колени и вывезли, привезли сюда в город. В данный момент, если говорить о храмах, которые получили повреждения, их 12. Пока 12. Конечно, в ходе боевых действий, может быть их и больше. Суджа – небольшой город, но там 5 храмов. Храмы очень хорошие, просторные, вместительные».
О многих храмах снимались программы.Это и храм во имя Святой Троицы в центре Суджи, где в своё время была обнаружена чудотворная Пряжевская икона Божией Матери, и Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь, откуда был совершён последний в 2013 году крестный ход в Мирополье, на территорию Украины и обратно. С этими храмами было связано много трагических историй и в годы Великой Отечественной войны. И понимать, что храмы повреждены, очень горько.
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «Разрушены храмы Горнальского монастыря. Горнальский Николаевский мужской монастырь находится в Суджанском районе на самой границе Сумской области. Граница буквально через полкилометра, в монастыре разрушены 2 храма. Братия немногочисленная, всего там человек 10, наверное, у меня. Но смогли спастись тоже в последний момент. Уже уезжали под огнём, и, к сожалению, один из послушников, Сергей… Один из наёмников выстрелил тут в машину, в которой его привезли. Он уже умер в машине. То есть один погиб. Остальные, слава Богу, все спаслись и вывезли основные святыни.
Отважная игуменья из Рыльского района
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В Рыльском монастыре, при границе, монастырь небольшой. Тоже пришлось их уговаривать, чтобы они выехали, вывезли святыни, технику, которая там была, потому что земли у них есть там. Но несколько человек всё равно во главе с игуменьей, старушка у меня такая героическая: «Благословите, я до конца останусь. Но если что, машина стоит, на ходу, то уже полями мы как-то выйдем», беспокоясь за сохранность монастыря, остались. Слава Богу, там захвата не было. И сейчас там более-менее обстановка, если можно так сказать, относительно стабильная, хотя всё равно тревожная. Один священник, (конкретное место мы не будем тут упоминать по причине сохранения безопасности, из одного из районов, которые оказались под обстрелами) тоже не поехал. Остался. Служит каждый день, помогает оставшимся жителям».
Мне даже кажется, что, возможно, может идти речь о том самом батюшке, о котором мы рассказывали в предыдущих выпусках.
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «Военнослужащих, которые приходят туда, он тоже духовно окормляет. Он поддерживает их, помогает. В общем, такой ревностный батюшка: «Но я не могу оставить всё так». Он продолжает своё служение. Где-то в 40 приходах у нас уже службы нет. Надеемся возобновить её уже после окончания военных действий. Объявлена эвакуация 15-километровой зоны приграничной в этих приходах. Это скромные приходы, люди выехали, священники выехали. Там богослужения не совершаются».
«Бедная моя коровка!»
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В Беловском районе почти в каждом селе – налёты и есть разрушения, но тоже большинство выехало. Но знаете, вот несколько дней, и люди стали возвращаться, приходы скромные совершенно, можно сказать, бедные. В сёлах народу немного сейчас, к сожалению. Батюшкам приходится работать, и скотинку держать, и хозяйство своё для того, чтобы выжить. Ещё и храм нужно содержать, ремонтировать, поэтому вся жизнь в этом. Помню, одна женщина просто рыдала: «Я не успела, не успела открыть двор, хлев и выпустить корову, бедная моя коровка! Она сейчас там, наверное, гибнет. Голодная, без воды». Она плакала так, как по покойнику».
Действительно, эта печальная картина очень явно проявляется в сердце, сколько животных там осталось. И жалко их всех. И эти бесприютные маленькие поросята сбежавшие, которые тысячами бегали по дорогам, по которым передвигались машины с военными и снимали их на камеру, и это тоже все мы видели… Сколько животных погибло, сельхозугодий, различной техники. 18 декабря в автобусе услышала разговор, мужчина из приграничья получил бесплатные проездные на всю семью, удивляясь, что и пенсионерам они положены, хотя, как он сказал, их в списках не было. Рассказывал о лодке, которая тоже исчезла, пропала из гаража, что таких лодок в их деревне было всего две. А вот квартира в доме не пострадала, не вскрыта, на удивление, и стёкла побиты все не с его, а с другой стороны. И сколько подобных рассказов можно услышать каждый день…
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «Это же вся жизнь их в этом, поэтому 3 – 4 дня, пока налётов не было, наступлений никаких, и они сразу, хоть это и опасно, но не удержишь их, возвращались. Проверить, что-то взять ещё, картошку быстро покопать. Копает картошку – глядит на небо: беспилотник! Беспилотник не летит – запас какой-то сделал, но это жизнь… Дом есть дом, какие бы условия мы им здесь не создавали. Да, они сыты, одеты, обуты. Оказывается помощь, естественно, но там дом, сердце, душа.
По мнению владыки, цель противника – разделить духовное единство. Мы должны стараться не делать зла, жить по христианским заповедям, молиться, чтобы завершился этот тяжёлый период испытаний. И хранить наше единство. Единство – самое главное, чувствовать плечо друг друга в наше время, помогать людям, особенно пострадавшим. Поддерживать семьи погибших. Поддерживать всячески раненых, то есть делать дела добра и любви, христианские дела.
Гуманитарная помощь
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В Курскую область стали поступать очень серьёзные, большие грузы от Русской Православной Церкви, машины, фургоны с гуманитарной помощью. Самое различное: кровати, раскладушки, постельное бельё, продукты питания, одежда, медикаменты, ходунки для детей, бытовая химия, посуда – всё нужно людям, которые оказались без всего. Ни одна область, ни одна республика нашей страны не остались в стороне от того, чтобы не оказать помощь. У нас волонтёров было, приходило каждый день на свою работу, на своё служение, до 400 с лишним человек. Это поразительно: нужно было видеть, как всё это организовано. Приходит машина, одна за другой. Выбегают ребята, выстраивается цепочка: выгрузка, сортировка, пакуют. Потом была организована доставка на дом некоторым людям. Приехали старички, например, или инвалиды, но один раз пришли, а второй раз им уже очень трудно, поэтому многим доставляли помощь на дом. У нас свыше 1000 человек получали помощь каждый день, свыше 60 тысяч человек только в церкви получили помощь. Я считаю, что это серьёзные цифры. У нас пункт продолжает работать, каждый приход помогает. Мы организовали быстрые курсы сестёр милосердия. Нужно было ухаживать за людьми, помогать больным, раненым. Свыше 60 человек наших женщин, девушек прошли обучение и сейчас работают и трудятся. Эта всеобщая помощь, и нам было бы самим очень трудно справиться с бедой в таких масштабах. Наверное, ни один человек не оказался в стороне от постигшей нас беды, и каждый вносит вклад в скорейшее освобождение, в скорейшее наступление мира на нашей многострадальной Курской земле.
У нас больше 12 человек выезжают к военным, проводят молебны, беседуют. Священнослужители исповедуют военнослужащих, причащают, призывают их в любой ситуации быть людьми и следовать своему долгу. Конечно, человек, оказавшийся на войне, должен быть храбрым, естественно, выполнять задания, но всё равно должен быть человеком. Очень важна эта духовная поддержка, потому что он же может в любой момент встретиться со смертью. Наши солдаты показывают чудеса мужества, героизма и терпения, чудеса стойкости. Молимся о том, чтобы Господь всех умирил, чтобы прекратилась гибель людей, кровопролитие, страдания. Об этом постоянная молитва церкви, и все наши переживания только об этом, когда мы это видим и чувствуем каждый день, и живём здесь, в Курске. Порой ночь не спишь под рёв этих сирен, ракетная опасность, беспилотники…
Много разрушений, конечно. Все храмы будут восстановлены, мы не сомневаемся, священники горят желанием их восстановить. В этих сёлах, в одном Суджанском районе, там уже руины, можно сказать. Мало сохранилось домов. Военные действия… Я думаю, что наступит мир, и люди будут работать денно и нощно. Ещё более будет желание что-то строить, и переоценка, наверное, будет многих ценностей. Жить спокойно, равнодушно после перенесённой трагедии жителям этих районов уже, наверное, невозможно. Надеемся, что с Божией помощью будем, конечно, восстанавливать, и делать, и строить. Если будут восстанавливаться все объекты, то, естественно, и государственная помощь будет. Грешно будет не помочь храмам, которые также пострадали.
У нас немыслимы гулянья
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «Здесь, у нас, можно сказать, военное положение, и у нас немыслимы какие-то гулянья или развлечения, празднования, это просто уже грешно, и стыдно, и неудобно… И как говорится, в голову не придёт никому здесь, а в отдалённых регионах, естественно, не заставишь всех ходить с печальными лицами. Жизнь остаётся жизнью, и никто не отменяет ни свадьбы, ни крестины, ни рождения, ни похороны, ни радостные и ни печальные события. Не может жить человек постоянно в тоске и печали, в постоянной скорби, это естественно. Но верующие люди, конечно, должны по-особому всё это воспринимать. Молиться о вере, молиться о безопасности нашей страны, молиться о всех страждущих людях и по эту сторону, и по ту сторону границы.
О посте
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «Идёт Рождественский пост. Церковь не требует строгого соблюдения поста для людей из приграничных районов, соблюдать его можно по возможности. Трудно от них это требовать, да и невозможно, и мы не имеем права даже. Люди, которые оказались в таких условиях, пусть, как мне кажется, уже без ропота, с таким терпением несут этот крест, который им выпал. Вот это, наверное, им вменится… вот эти скорбения вменятся им вместо поста в пище».
Марина Милосердова


