Карточка регистрации как камень преткновения

31 января 2017 в 10:44

Жительница Курска несколько месяцев не может получить бумагу о составе семьи

 

Многим знаком афоризм, появившийся ещё в советские времена: «Без бумажки ты букашка, а с бумажкой – человек». Эти слова остаются злободневными и в наши дни. Действительно, чтобы что-то оформить, зарегистрировать или получить, нужна куча справок. А куда без них! «Ни учиться, ни трудиться, ни жениться, ни болеть, ни хорониться без бумажки не годится!»

Например, понадобилась вам простая на первый взгляд справка о составе семьи. Куда обычно идут в таких случаях жители многоэтажек? В свою управляющую организацию (УК, ТСЖ), и там без проблем получают необходимый документ для оформления пособий, субсидий и для других целей.

В нашем случае жительнице дома №72/16 на ул. К. Маркса Ирине Борисовой в справке отказали (фамилия курянки по её просьбе изменена). В официальном ответе директор управляющей компании «Упраком» господин Баранов сообщил заявительнице, что у них «отсутствует документация по Вашему регистрационному учёту» и что «предоставление справки о места жительства (орфография и пунктуация сохранены – прим. ред.), о составе семьи не входит в минимальный перечень работ (услуг) управляющей компании, с соответствии с Постановлением Правительства №290». Кроме того, «управляйка» справедливо напомнила Ирине о её задолженности по оплате жилищных услуг почти в 10 тысяч рублей. Странно, другим жителям своих домов, на которых имеются карточки регистрации и учёта, «Упраком» подобные справки выдаёт на раз-два, при этом не ссылаясь ни на какие постановления.

 

Взаимная «любовь»

Как удалось выяснить корреспонденту «КИ», с первых дней начала обслуживания дома у Ирины и «Упракома» отношения, мягко говоря, не сложились. Женщина не платила за услуги «Упракома», ставя под сомнение законность прихода «управляйки» на дома, а также ссылаясь на отсутствие возможности получить субсидию. Она жаловалась на свою управляющую компанию, а та, естественно, отвечала ей взаимностью. Со временем конфликт перерос в судебные разбирательства. Кто из них прав, кто виноват, покажет время. Напомним, что наша история о другом – о злополучной справке.

Не получив желаемой бумажки, Ирина обратилась в городской комитет соцзащиты: «Дайте справку о том, что я одинокая малоимущая». На что из комитета ответили, что без справки о составе семьи «произвести расчёт среднедушевого дохода не предоставляется возможным».

Удивительно, но в том же письме комитет признаётся, что в соответствии с законом он «запрашивает в различные органы власти документы (сведения), необходимые для признания гражданина малоимущим». Судя по ответу чиновников, с которым Ирина ознакомила корреспондента «КИ», они обратились только в «Упраком», где регистрационной карточки Ирины Борисовой не было. А как же миграционная служба, другие органы МВД? Об этом в данном письме комитета не сообщалось.

«Это не ответ, а отписка!» – возмутилась курянка и обратилась в прокуратуру с жалобой на комитет соцзащиты. Как это принято, обращение Ирины направили в вышестоящую организацию, т.е. в городскую администрацию. И снова заявительница получает отказ.

 

Запутались в датах

В письме курянке сообщили, что действительно она обратилась 4 октября 2016 года в комитет соцзащиты для получения справки. В тот же день (какая дивная оперативность, или это опечатка?) комитет отправил соответствующие запросы на Борисову в пенсионный фонд, миграционную службу и управляющую компанию. Далее цитируем: «Согласно ответа МФС от 10.10.2016 года и ООО «Упраком» от 06.10.2016 года у Вас отсутствует регистрация по месту жительства по адресу г. Курск, ул. К. Маркса, дом 72/16, кв. Х».

В тоже время в ответе подтверждается, что вместе с заявлением Ирины комитет получил ксерокопию её с паспорта с отметкой о регистрации по данному адресу.

– Мне кажется, что к этим запросам подошли формально, – говорит Ирина. – У меня есть официальный ответ из отделения №2 по вопросам миграции УМВД России по г. Курску, в котором мне сообщили, что к ним никакого запроса из комитета соцзащиты от 4 октября 2016 года не поступало, и, соответственно, ответа от 10.10.2016 г. об отсутствии у меня регистрации они в соцзащиту не направляли.

Также Ирина предоставила документ из адресно-справочной службы областного УВД о том, что она зарегистрирована в своей квартире с 2003 года! Почему она не смогла получить простую справку, вопрос к бюрократам, нерасторопность которых де-юре превратила жительницу Курска в бомжа. Как тут снова не процитировать Лебедева нашего Кумача: «В жизни главное – бумажка, береги её весь век. Без бумажки ты букашка, а с бумажкой – человек!».

А вы, читатели, уверены, что не попадёте когда-нибудь в подобную ситуацию? Так что лучше платите по счетам вовремя.

 

Имеют ли право УК не выдавать справки должникам по оплате ЖКУ
Ситуация, когда «управляйки» не выдают справки о составе семьи, не единичная. В нашей истории «Упраком» сослался на отсутствие регистрационных данных, когда же речь зашла об их восстановлении, ответил: «А мы не обязаны!». И формально предъявить им претензии нельзя. В жизни также бывают случаи, когда собственникам квартир реально отказывают по причине задолженности за коммунальные услуги. Что говорят на этот счёт юристы?
– В законодательстве нет положения о том, что выписки и справки по запросам собственников из поквартирной карточки, домовой книги или регистрационного учёта нельзя выдавать должникам по оплате ЖКУ. Просто управляющие компании пытаются таким способом воздействовать на неплательщиков и взыскать с них причитающуюся задолженность. В народе подобное явление обозвали коммунальным шантажом.
По закону собственник может обратиться в прокуратуру с жалобой на управляющую компанию, которая отказывается бесплатно выдать ему необходимую справку или выписку. Административная ответственность для управляющей организации в данном случае наступает по ст. 19.1 КоАП РФ «Самоуправство».
По этой статье грозит предупреждение или наложение административного штрафа для граждан – от 100 до 300 рублей, для должностных лиц – от 300 до 500 рублей.
По закону управляющая организация, заключив договор управления домом с собственниками, берёт на себя обязательства по выполнению указанных в нём работ и услуг (ч.2 ст.162 ЖК РФ). В связи с чем выдача справок и выписок, регистрационный учёт собственников помещений в МКД относятся к категории услуг, предоставляемых УК. Она должна собирать, обрабатывать, систематизировать и хранить информацию о потребителях, фактически проживающих в жилых помещениях МКД, находящихся в её управлении.
Согласно п. 17 Приказа ФМС России №288, лицами, ответственными за приём и передачу в органы регистрационного учёта документов для регистрации и снятия с регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства, являются, в том числе, уполномоченные сотрудники ТСЖ либо управляющей компании. По старинке их называют паспортистами.
Андрей Лукин, адвокат.

 

Из судебной практики
В 2012 году Федеральный суд Октябрьского района г.Самары рассмотрел дело №2-5082/12 по иску жительницы Самары к ТСЖ «Стара-Загора» об обязании выдать справку о составе семьи.
Справка была нужна для получения пособия для ребёнка. Документ необходимо представить в службу социальной защиты. Женщина обратилась в ТСЖ «Стара-Загора 50» с письменным заявлением о выдаче такой бумаги. В выдаче справки и принятии заявления ей было отказано, ТСЖ пояснило, что справка о составе семьи не может быть выдана, поскольку у истца образовалась задолженность по оплате коммунальных услуг.
Суд посчитал, что согласно п. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Оценив представленные в деле доказательства, суд пришёл к выводу о том, что отказ ТСЖ «Стара-Загора 50» в выдаче гражданке справки о составе семьи не основан на законе, поскольку противоречит ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Действующим законодательством РФ не установлено ограничение доступа гражданина к информации, касающейся состава его семьи.
Суд признал отказ ТСЖ в выдаче справки о составе семьи незаконным и обязал коммунальных бюрократов выдать документ заявительнице.

 

Где можно взять справку о составе семьи

Документ о составе семьи можно получить в жилищной конторе (ЖЭКе, ТСЖ, управляющей компании) по месту жительства. При таких организациях обычно действует отделение паспортного стола, где и выдаются справки по заявлениям.

Ещё одно частое место получения справки – отдел Управления миграционной службы. Это та самая организация, где выдаются паспорта. Собственно, адресный учёт ведётся именно там.

Заказать справку можно в администрации муниципального образования, в архиве или в Бюро технической инвентаризации.

Всё большую популярность набирает возможность заказать справку в многофункциональном центре обслуживания населения (МФЦ). Только нужно предварительно узнать по телефону, оказывает ли он такую услугу.

 

Валерий Денисов.

#

Популярное в тему:

Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен, Яндекс новости, Google новости


Оставьте комментарий

Поделитесь своим впечатлением о новости.

Текст комментария
Ваше имя
Введите капчу *
80ff1ea6282cee7b2fbff842f1c92b42

Подтверждаю согласие на обработку персональных данных и ознакомлен (а) с политикой их обработки



Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Обратите внимание

Актуальные новости


>
Последние комментарии
Вернуться наверх