Подвиг курского незрячего монаха
21 ноября 2017 в 09:26
Международный день слепых отмечается 13 ноября. Он установлен в память о создателе первых учебных заведений и авторе рельефного алфавита для слепых, французе Валентине Гаюи (1745 – 1822). Известно, что сам знаменитый благотворитель был зрячим. А в Курском крае жил человек, который не видел, однако смог сделать много поистине добрых дел для нуждающихся. Речь о монахе Никоне (1785 – 1855), которого в миру звали Николаем Кривцовым.
Трудный путь в обитель
С давних времён город Курск и Коренная пустынь являются местами паломничества православных верующих.
(Фото: Знаменский собор. Дореволюционная открытка)
Через нашу землю пролегал путь тех, кто направлялся в Киево-Печерскую Лавру, Иерусалим, Грецию. Курск сам становился центром паломничества во время крестных ходов. Но паломникам приходилось спать под открытым небом, они умирали сотнями в пути от болезней, их грабили и убивали разбойники. Впрочем, эти проблемы постепенно решались, и решали их люди, не искавшие себе славы, а приносившие её родной земле. Благодаря их стараниям был открыт странноприимный дом, который принимал всех богомольцев дореволюционного Курска.
Первый в России странноприимный дом был отстроен в Москве на средства графа Николая Шереметева в 1810 году по завещанию горячо им любимой жены, бывшей крепостной актрисы Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой. Незадолго до своей безвременной кончины от чахотки Прасковья пожелала превратить строящийся в её честь новый графский дворец в благотворительное заведение – приют для неимущих, увечных и больных на 100 человек, а при нём учредить больницу на 50 мест для бесплатного лечения «всякого состояния больных».
Уникальность странноприимного дома в Курске состояла в том, что он единственный в России соответствовал своему названию. Он находился в первой части города по Знаменской улице (сейчас – Луначарского), напротив храма чудотворного образа Знамения Пресвятой Богородицы и архиерейского дома (сейчас – Курский государственный краеведческий музей). Его основателем был старец Никон, который, к сожалению, так и не дожил до открытия своего детища.
Навсегда лишился зрения
Родился Никон в 1785 году в семье бедных курских мещан Тимофея и Фёклы Кривцовых. При крещении нарекли младенца Николаем. С детства он любил посещать церковь. Его усердие было замечено приходским священником Покровской церкви Курска отцом Михаилом Бардаковым, который научил мальчика читать кафизмы, каноны и петь на клиросе.
Однажды семилетний Николай, возвращаясь домой, простыл по дороге. Вскоре на лице появилась сильная оспа, от которой он навсегда лишился зрения. Несмотря на слепоту, в 18 лет Николай начал заниматься торговлей. Перепробовал всевозможные способы заработка, но везде его окружали «мирская суета и крушение духа». В 24 года он решил оставить мир и посвятить себя Богу. 15 лет Николай Кривцов ревностно исполнял обязанности иноческого жития в Коренной пустыни. Затем его перевели в курский Знаменский мужской монастырь, где он принял сан под именем Никона.
(Фото: Софрониева пустынь.
Фото из книги Ю.В.Донченко «Курская губерния на старой открытке»)
Даже среди строгой монашеской братии Никон выделялся высоким благочестием. Вскоре к нему потянулись куряне, кто за наставлением, кто за советом. Большинство же приходило просить о самом необходимом. Никому Никон не отказывал в пособии. Сироты и вдовы спасались от голода, бедные девицы награждались при выходе замуж, за малоимущих вносилась подать. Первым крупным богоугодным делом старца Никона было содействие однодворцу Игнатию Федотову в строительстве церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы в селе Любицкое Курского уезда. После этого удачного опыта у монаха зародилась мечта о возведении в Курске большой странноприимницы. Но сколько он ни пытался найти покровителей богоугодному делу, всё напрасно. И вот, когда потерял всякую надежду и решился оставить это предприятие, судьба свела его с генерал-майором Дмитрием Белевцевым. Последнему он передал все права на дом, купленный у Елизаветы Худокормовой и Анны Беляевой за 8500 рублей ассигнациями в качестве стартового капитала для строительства странноприимницы.
Ссылка в Софрониеву пустынь
Об этом вскоре стало известно монастырскому начальству. Никон долгие годы скрывал тот факт, что является владельцем дорогой недвижимости. Припомнили ему и активную «общественную работу». Его обвинили в том, что он заставлял сирых и убогих почитать себя за «святого» и многие другие небылицы. Сначала Никона сослали в Коренную пустынь. А потом, когда узнали, что он и здесь не унимается и продолжает потихоньку заниматься благотворительностью, непокорного монаха выслали в самую далёкую Софрониеву пустынь Курской епархии под строжайший надзор. 24 марта 1855 года отец Никон, пребывая в любви и смирении, тихо скончался, пополнив бессчётный список жертв злобы людской.
Дело его не пропало
В то время курским городским головою был купец Михаил Тетерюков. Он узнал, что дом усопшего монаха находится в распоряжении генерала Белевцева, а последнему предстоял скорый выезд к театру военных действий на Крымскую войну, в Севастополь, с дружиною курского народного ополчения. Михаил Андреевич предложил генералу передать этот дом для предложенной о. Никоном цели Курскому городскому обществу, обещая всемерно содействовать в его скором устроении. Белевцев принял предложение Тетерюкова и подписал дарственную в курской палате гражданского суда, «с тем, однако ж, чтоб городское общество принимало странствующих богомольцев».
В 1856 году министр внутренних дел утвердил ходатайство курского головы о закреплении курского странноприимного дома за городским обществом. Городская дума разработала правила содержания богоугодного заведения. В том же году городское общество избрало и утвердило смотрителя и надзирательницу странноприимницы. Ими стали мещане Пётр Саввич Евдокимов и Мария Петровна Савченкова. В 1870 году курское городское купеческое и мещанское общества выдали им похвальный лист за «внимание, заботливость, усердие, любовь и расположительность к занятиям по дому».
По далеко не полным подсчётам странноприимный дом в Курске принимал ежегодно более 20 тысяч богомольцев, которые находили в нём «приличный и питательный стол и покойный ночлег». Вот его краткое описание:
- «Курский странноприимный дом есть дом каменный, двухэтажный; верхний этаж имеет пять отделений, которые приносят доход для ремонтирования дома.
- Нижний этаж – для успокоения странников.
- Независимо от сих комнат ещё есть каменный корпус, который весьма удобен для помещения большого количества странников.
- Есть больница каменная двухэтажная, в верхнем этаже помещение больных обоего пола и при одной молельная, а в нижнем находится кухня для приготовления им пищи.
- Смотрителем Петром Саввичем Евдокимовым и надзирательницею Мариею Петровною Савченковою приобретена земля, всего 85 десятин, на вечное обеспечение странноприимного дома».
В московском странноприимном доме в 1923 году был организован Институт скорой помощи имени Н.В. Склифосовского. От курской странноприимницы осталась только память… Обветшалое строение, «не представляющее исторической ценности», было снесено в 1988 году.
Пётр Горбачёв


