Пчелиный «конец света» в Курской области
11 июня 2019 в 12:58
Районов в Курской области, где зафиксирована гибель пчёл, с каждым днём становится всё больше. Сообщения о массовом море полезных во всех смыслах насекомых напоминают фронтовые сводки потерь. В числе пострадавших – пчеловоды Медвенского, Фатежского, Железногорского, Болшесолдатского, Хомутовского, Рыльского, Пристенского, Обоянского, Беловского и других районов.
«Доживают последние дни»
Сложнее всего ситуация в Тимском районе. Неделю назад СМИ сообщили о массовой гибели пчёл в населённых пунктах этого района – Соколье, Шабанове, Гнилом, Брадке, а на днях рвануло в Леженьках и Рождественке.
Рождественский пчеловод Владимир Феофилов больше 35 лет занимается любимым делом. Корреспондент «КИ» в прямом смысле застал селянина у разбитого корыта. «Пойдём на пасеку, сам всё увидишь», – в сердцах приглашает Владимир Павлович, узнав о цель визита.
Всё пространство между ульями усеяно погибшими пчёлами. Особенно много их под летками.
«У меня 60 пчелосемей. Было», – после тяжёлой паузы выдавливает из себя Феофилов.
«Погибли не все сразу, но по их поведению вижу, что оставшиеся доживают последние дни. Неладное я заметил рано утром в субботу, 8 июня. Мёртвые пчёлы горками лежали под каждым летком. Ну не могли ж они ночью чем-то отравиться? Значит, это случилось накануне. Оказалось, такая беда не у меня одного, а и других владельцах пасек. Мы стали выяснять, кто обрабатывал поля. И вскоре нашли поле со свежими следами обработки. На нём посеян люпин. Но раньше там взошла сурепка и падовая горчица (медосборные травы). Видимо, хозяин поля хотел уничтожить сорняки и применил против них новый химикат. Как он называется, мы не знаем, но слышали, что это какой-то новый китайский препарат.
Раньше фермеры тоже всегда обрабатывали поля, но мора пчёл никогда не было. Что это за препарат и кто его разрешил использовать, хотелось бы адресовать этот вопрос соответствующим контролирующим службам и органам, – возмущается пчеловод.
Заметив гибель пчёл, пасечники позвонили по телефону экстренных служб 112. Приехала милиция, составила акты. Представителей других служб не было. Селяне связывали это с выходными и ждали ветеринарных экспертов в понедельник. По их совету пчеловоды собрали образцы погибших пчёл, а также растения с обработанного поля для анализов.
Отброшены на 5 лет назад
При вопросе об убытках Владимир Павлович совсем загрустил: «По-хорошему фермер должен возместить потери. Если откажется, придётся подавать в суд. Каковы убытки в финансовом плане? Хорошая пчелосемья стоит 4,5 тысячи рублей. Умножаем 60 на эту сумму, получаем 270 тысяч рублей. Плюс каждая семья приносит мёду 30– 50 килограммов. Умножьте на 200 рублей за килограмм и считайте сами («КИ» посчитали, вышло в районе полмиллиона рублей).
«Можно сказать, пасека много лет кормила нашу семью. У нас с женой трое детей. Всех воспитали, выучили, поставили на ноги. Пчеловодство – это и тяжёлая работа, и любимое занятие одновременно. Мы всегда принимали участие в губернаторской ярмарке мёда. Имеем сертификаты и дипломы. А теперь получается, что я отброшен назад на 5 – 6 лет. Столько времени потребуется для того, чтобы в полном объёме восставить погибшие семьи. Если вообще удастся это сделать. Да разве всё измеришь деньгами?» – сокрушается пчеловод.
Как удалось выяснить, помимо Феофилова, в Рождественке пострадали и другие пчеловоды. У Сергея Барбышева погибли все 23 пчелосемьи, у Анатолия Логвинова – 14, у Дмитрия Арцыбашева – 71 семья.
Как будет развиваться ситуация, «КИ» расскажет в последующих номерах.
Александр Самойлов
Цифра в тему
500 тысяч рублей – примерно столько потерял пчеловод из Тимского района.