Рылянка Галина приютила у себя 46 собак из курского приграничья
03 июля 2025 в 11:24
Видео
Родник пришлось отставить
Нет, не хватило. Напрасно ждал меня товарищ, и наш родник в тот вечер остался не посещённым… Рылянка по имени Галина рассказывала мне о своём житье-бытье с 46 собаками сначала на улице, как бы предваряя очное знакомство с ними. Потом пригласила к собакам во двор. «Не бойтесь, они не укусят». Гвалт собаки подняли вокруг меня неимоверный, но все приближавшиеся вместо агрессии подставляли головы, чтобы погладил.
В дом вместе со мной были допущены и несколько собак – привилегия за какие-то заслуги перед хозяйкой. Впрочем, в доме нас тоже встречали собаки, которые живут здесь прямо как белые люди. И кошки. В том числе перебинтованные, отдыхающие после перенесённой стерилизации или кастрации.
Много говорили на улице, во дворе, ещё больше в доме, а потом, перед расставанием, снова на улице. Несколько раз прощались, но тут же Галине вспоминалось что-нибудь важное, недоговорённое, и рассказы её продолжались до следующего прощания.
В комнате, поглаживая прильнувших к ней собачек, Галина рассказывает мне, какими судьбами они у неё оказались. И судьбы эти одна другой удивительней.
Вот красавица Еська – Есения, выражаясь «по-взрослому». Мне никак не удавалось её сфоткать, только поймаю в видоискатель, а щёлкнуть не успеваю, она уже метнулась к Галине, от неё – снова ко мне.
«Молодая, вёрткая, до двух лет точно не остепенится!» – как бы извиняется за свою воспитанницу Галина. Между ними особая любовь, Есения даже заворчать может от ревности, если, например, другой собачке достаётся больше хозяйской ласки, хозяйского внимания.
И, знаете, она имеет моральное право на такие претензии. Трудной осенью прошлого года именно это существо, ещё не наречённое Есенией, скрасило Галине навалившееся на неё полное одиночество в опустевшем, к тому же разбитом доме.
Дом её попал под ракетный обстрел. Женщина до сих пор с ужасом вспоминает, как среди ночи пряталась за самой толстой стеной, а снаружи и внутри бушевал ад. Крыша дома была разбита, окна повылетали, всё переломано, иссечено осколками. Была уничтожена вся бытовая техника. Одно из напоминаний о той жути – мраморный ангел, у которого осколком отбило крыло.
Оно, это крыло, сохранилось, лежит у Галины на столике рядом с повреждённой статуэткой… Многое просто не представить человеку, не пережившему это. И не расскажешь всего.
Собак её, всех до единой, удалось вывезти из Рыльска и определить на время в приют в Фатеже. Сама она никуда не уезжала, несмотря на уговоры сына. Сначала отказывалась уезжать, потому что для неё было немыслимо бросить собак. При этом прекрасно понимала, что с этой оравой, случись чего, не убежит, а события после украинского вторжения в соседних с Рыльским приграничных районах развивались стремительно и непредсказуемо. Однако и без собак уехать и даже отлучаться не получалось. Нужно было дождаться комиссию из местной администрации, которая должна была определить сумму ущерба, нанесённого обстрелом.
Комиссия долгожданная, но всё-таки появившаяся, оценила ущерб суммарно аж в 75 тысяч рублей. Оценка, рассказывает Галина, была интересной – разбитую морозильную камеру, например, в ущерб не включили, поскольку это, мол, роскошь. Ну и так дальше. На фоне реального ущерба компенсация в размере 75 тысяч была смехотворной, но и её, задокументировав такой ущерб, Галине не выплатили. «Есть хорошие новости», – шепнули ей в отделе соцобеспечения, – абсолютно всем будут давать по 150 тысяч». И дали ей 150, на которые она заявления не подавала. Дали как и всем, как и тем, у кого никакого ущерба ни от каких обстрелов не было. И вот ей до сих пор непонятно: по 150 – это фактически была просто раздача, просто поддержка всем жителям Рыльска, а конкретный ущерб хотя бы в минимальном размере, комиссионно задокументированный, почему ей не компенсирован?
Вопрос риторический и бессмысленный, потому что понять логику и критерии органов власти, назначающих и прекращающих выплаты всяких поддержек и компенсаций в приграничье, невозможно.
Невозможно понять, почему даже разбитую крышу рыльские власти взялись делать только после сезона дождей и только после того, как отчаявшиеся ждать жители улицы записали видеообращение и разместили его на сайте президента России. А воронку от взрыва на дороге напротив дома Галины сподобились засыпать только после того, как она отнесла письменное заявление в районную администрацию – один экземпляр чиновникам, второй, с отметкой, себе. Намерения её поняли. Воронку наконец-то закопали. И так во всём.
Но мы сегодня не о чиновниках. Их поведение идёт как бы фоном реальной жизни конкретного человека в реальных условиях подвергающегося атакам приграничья.
Рыльск на время опустел. Беда навалилась на людей, беда навалилась на животных – собаки сбивались в голодные стаи, носились по безлюдным улицам. И чего уж там, их и травили, и отстреливали. И вот эта рылянка, сама оказавшаяся в бедственном положении, начала, не надеясь на помощь властей, восстанавливать своё разорённое гнездо и при этом помогала пережить чёрные дни животным. Сохраняла десятки питомцев, содержавшихся у неё, ходила по улицам и кормила осиротевших собак и кошек. Ходила, заметьте, из дома, по которому гулял ветер.
Еська, «улыбашка» и другие
В конце августа, повторю, она осталась и без четвероногих «домочадцев», на временное содержание их взяли в приют в Фатеже. Совсем на душе стало тиско. И вот в центре Рыльска к ней подходит собака, явно осиротевшая… Красивая и грустно-несчастная, взъерошенная… Пошла она с Галиной других кошек кормить. В одном месте покормили, в другом, домой вместе пришли. «В общем, подошла и больше не отошла, – тепло улыбнулась Галина. «Как же тебя звать-то будем? – говорю. – И как-то само на язык навернулось подходящее к этой хитрой мордочке имя – Есения, Еська».
Два месяца они скрашивали друг другу одиночество, пока Галина не вернула всех своих собак из фатежского приюта. Любовью хозяйки Есения не обделена, как и все 46 собак этого дома, но чувство ревности ей, конечно, пришлось познать. Иногда даже рыкнет, если она подойдёт к «маме», а вниманием «мамы» завладевает сверх меры та же, например, любвеобильная Каролина. Да они и меня не поделили. Есения, терпеливо стоявшая «в очереди», даже рыкнула на Каролину, которая увлечённо облизывала журналиста от лысины до шеи и забыла, что тут она не одна.
Но маленькая шустрячка Каролина и правда особенно любима «мамой 46 собак», и тому есть понятное объяснение. Эту «девочку» чуть не задавили на глазах у Галины в центре города, она зачем-то безоглядно поплелась через дорогу от мясного магазина. Безоглядно кинулась спасать собачонку и увидевшая это Галина. Каролина (тогда ещё без имени) поднялась по ступенькам в парфюмерный магазинчик, и девушка-продавец, не зная, что с ней делать, обрадовалась Галине: «Возьмите её, пожалуйста, я сейчас никак не могу!».
И Галина взяла это мелкое существо с большущими, как выяснилось скоро, проблемами. Собачка поймала клеща и заболела так, как редко болеют. «Была безнадёжной, – рассказывает «мама», – врачи говорили, что не надо деньги тратить, вы её не спасёте». Но бедняге редкостно повезло: она попала в руки к женщине, которая душой отвергла приговор ветврача и без тени сожаления тратила и тратила свои деньги, потратила что-то около 40 тысяч. «Врачи не верили, а мы выжили, радуемся жизни и улыбаемся. Вот она, улыбашка моя!»
Многие просили у Галины «улыбашку» Каролину, хорошие люди просили, но она не отдала её никому. Даже благодетельнице своей, безмерно дорогому человеку Ирине Волик в Донецк не отдала. «Пойми, – ответила, – ну как я её отдам после пережитого и как оторву от себя такую любовь!» И, конечно, Ирина рылянку поняла – сама такая же.
А Принцесса, которая во время нашего разговора в комнате немедленно соорудила себе трон из моей куртки и пуловера (свитерка) и сидела, радостно и гордо поглядывая на нас, появилась у Галины сразу после украинского вторжения в соседний с Рыльским Кореневский район – «она от Яны».
Яна – кореневский предприниматель, любительница собак, и они у неё жили и в Коренево, и в Гапоново. Так вот, пока Яна ездила в Курск за товаром, начались бои, и гапоновских собак спасти хозяйке не удалось. В суматохе тех первых трагических дней Яна и привезла Принцессу Галине. Была Принцесса кореневской, стала рыльской жительницей, и у Галины ей явно неплохо.
Как думаете, я о собаках говорю или о людях?
«И что же мне делать?»
Ясно вижу и слышу внутренним зрением-слухом неизвестную мне Лену из Курска. В Курске у Галины есть и другая добрая душа по имени Лена, с которой они решают «собачьи проблемы», но в данном случае речь о Лене, которая спасала Кудряшу. Не свою собаку, а вроде как военную, с буквой «В» на ухе, но в тот момент сироту неприкаянную. Определила на передержку, но увидела, что её не кормят, забрала и поехала с ней, куда глаза глядят. Вернее, куда и к кому подсказали. И звонит Галине из маршрутки то ли из Льгова, то ли уже из Ивановского: я, мол, собаку везу!
– Какую?! Зачем?! И куда мне её?
– А разве вам обо мне и собаке не звонили?
– Нет.
– Как – нет?! И что мне теперь делать? Я же везу.
– Ну везите.
Галина так живо и с такими трогательными интонациями раза два или три пересказала мне их диалог, что я и о Лене, и о Галине всё понял, как будто целую жизнь их знал. «Что мне делать, я же везу», –означало то, что Лена не настырная, но назад с собачкой не повернёт, нельзя повернуть, не по-человечески это будет. И ответ: «Ну везите» – тоже был ясен: при таких-то обстоятельствах Галина отказать не могла, хоть бы ей пришлось на голове у себя собачку разместить.
Встретившись, они посидели «втроём», посмотрели глаза в глаза, и прозвучал дельный вопрос: «Как будем-то звать её?». И сразу решили: раз кудрявая, пусть будет Кудряшей.
Уже немало времени прошло с того дня, и Лена с Галиной, ранее незнакомые, теперь и на расстоянии общаются, дружат.
Знакомлюсь с питомцами Галины дальше. Вот Валет, например.
Четыре года назад она поехала в монастырь кормить кошек. Смотрит, на могиле старца Ипполита лежит собака, уже совершенно обессиленная, пришла сюда, легла умирать… Галина увидела в этом мистический смысл и даже чудо, явленное старцем, который при жизни очень любил животных. А я так думаю, что чудо, редкое человеческое чудо явила она сама. И согласен: да, с образом старца в душе.
Кстати, отец Ипполит и дом её матери в Журятино когда-то купил, и я считаю, что это не простая случайность, мудрый человек не захотел бы жить там, где на стенах и потолке зло человеческое налипло.
И, кстати, это мама, Лидия Ивановна Примакова, привила Галине любовь к животным. Она главным зоотехником в колхозе работала, в Березниках, и дочку посвящала в свои заботы.
Ну а что касается «чуда Галины», то она вызвала такси и привезла умирающую собаку домой. Это был он, и она назвала его Валетом. Спустя четыре года жизни в усадьбе этой женщины Валет совершенно не выглядит умирающим, он бодрый, бравый собачий парень!
«Новые люди ко мне пришли!»
Оглядываясь на пережитое менее чем за год, Галина делится со мной очень важным изменением в её жизни:
– Свалилась на меня беда, и куда-то девались, один за другим исчезли из поля зрения люди, которым я помогала, считала их близкими. Никого не осуждаю, у каждого, наверное, свои проблемы и беды, но просто как факт: исчезли, около меня они перестали появляться. А ко мне пришли новые люди, сами пришли или по первому зову, помогли разобраться, поддержали, зарядили оптимизмом, и теперь без них свою жизнь я не представляю.
Кто же они, эти «новые люди» в жизни Галины Савченко? Такие же, как она. Способные на дело, на поступок ради живой собачьей души. Причём их много. Здесь я не смогу даже через запятую перечислить всех, кого Галина мне назвала. И это люди, живущие в разных городах, в разных регионах страны.
Прежде всего с благодарностью упомянула группу Дато в соцсетях. Дато ушёл воевать добровольцем и погиб, но дело его сохранилось.
– Девчата курские из этой группы меня нашли, предложили помощь и не раз помогали и помогают. И Ира Волик из Донецка нашла меня в тяжкий момент через эту группу.
Ирина Волик, поясняет моя собеседница, содержит в Донецке приют «Четыре лапы». Настоящий приют! И когда произошло вторжение, она приехала и не один месяц жила то в Донецке, то в наших приграничных районах – отлавливала, вывозила бедствующих животных. Очень много помогла и Галине, они всегда на связи. А теперь и самой Ирине, её приюту потребовалась экстренная помощь (иначе приюту не выжить!), и надо бы нам как-то ей помочь.
Вы представляете, что это за люди – курянка Галина и дончанка Ирина? Один только случай: чтобы оказать помощь больной собаке (спинальнику), Галина за 25 тысяч наняла такси для доставки животного в Ростов, а туда выехала из Донецка Ирина и забрала.
Они даже онкобольных собак спасают, организуют операции в Питере, например. И там у них тоже единомышленники.
С большой благодарностью, с восхищением Галина говорила мне и о курянке Татьяне Бондаренко, которая сейчас является депутатом в Донецке. Узнав о беде, постигшей Галину, позвонила ночью, спросила, что надо. Приезжала сама. Обеспечивала кормом. А однажды передала генератор – дорогой, но необходимейший в нынешних условиях агрегат.
Из Донецка дважды приезжала журналист Изабелла. Один раз с теми ребятами, которые на глушковском мосту погибли. Второй раз привезла деньги, собранные донецкими жителями для поддержки благородного дела Галины.
Это неформальное сообщество, конечно, заслуживает отдельного рассказа.
Овчарке Эле ищут хозяина
На третью встречу, 16 июня, мы снова договорились с Галиной, что я приеду к ней в три часа дня. Но вышла задержка. Как раз когда нужно было ехать, загремели мощные взрывы, и некоторое время мы попереписывались, обмениваясь самой первой и не очень ясной информацией о том, где это и что это. Пересылаем друг другу, кто что узнал. И через минуты уже знаем, что это прилёты ракет в пригород Рыльска – Пригороднюю Слободку.
Встречу, конечно, мы не откладывали. Снова смотрели хозяйство, сад-огород, где, удивительное дело, поддерживается идеальный порядок и, кроме грядок, цветы, цветы, цветы… Снова общались с собаками – во дворе, а потом в доме, где меня опять поразило: собаки разгуливают по всем комнатам, здесь же кошки, но при этом полное отсутствие каких-нибудь неприятных запахов!
В этот раз я даже потрапезничал вместе с собаками. Галина принесла кофе, сыр, колбасу: «Кушайте!». И я кушал, но не в одиночку. Кушал на равных с Каролиной, Есенией, Принцессой, Бусинкой, отщипывая кусочки каждой из них, а потом, если удавалось, то и себе. Галина пробовала стыдить «девочек», ни одна из которых своей косточкой со мной не делилась, а у меня прямо из рук хватают, но стыдить их было бесполезно. Они даже сыр у меня брали и ели, хотя, как выяснилось, у Галины этот продукт не едят.
И тут зазвонил телефон. Я тоже слышу взволнованный женский голос. Из Слободки! Оттуда, где только что рвались ракеты! У этой женщины в результате обстрела сгорел дом. Муж несколько ранее умер, и осталась от него немецкая овчарка Эля. А сейчас Эля вроде бы ранена, ей нужна помощь, её нужно и лечить, и кормить.
Галина, тоже волнуясь, объясняет, что она не поможет, там нужен врач, а ей и собаку-то куда брать, у неё не приют, поэтому нужно иначе действовать. На том разговор заканчивается. Мы с Галиной с минуту молчим, и я пытаюсь сообразить: а действительно, кто она? В каком статусе содержит только дома почти полсотни собак, оказавшихся «в трудной жизненной ситуации», кормит их, лечит, стерилизует и прививает, оплачивая все эти дорогостоящие процедуры из своего кошелька?
Собак и кошек Галина спасает 27 лет, содержит десятки животных, но она не заводчик, селекцией не занимается и не зарабатывает на продаже породистых щенков. Какая породистость, если все её питомцы – дворняги! Ну, может, Ася из настоящих хаски, Галина предполагает это по разным глазам, но не уверена и вообще не зацикливается на чистоте породы.
Её «собачье» хозяйство не является и приютом, потому что организация приюта, работы с животными в приюте совсем другая, возможности совершенно другие.
И, опять же, Галина не волонтёр… А кто?
А она редкостный человек, который если видит собаку в беде, то мимо пройти и не помочь просто не в силах. Перед нею живая душа, и это главное, это определяющее её поступков и действий, ставших образом жизни.
И ещё была у нас одна встреча. И уже понимая Галину, я потихонечку поинтересовался: про ту овчарку из Слободки больше ничего не слышно? Как не слышно! Номер-то хозяйки овчарки высветился! Ясное дело, Галина потом перезвонила, и теперь они общаются плотно. Галина, по сути, взяла опеку над женщиной, оставшейся с детьми, с овчаркой, но после пожара без ничего. Татьяна, так зовут женщину, смущается, ей это всё непривычно, но Галина действует уверенно и деликатно. Она среди хороших знакомых своих организует помощь семье, перезванивается, с кем надо, о дальнейшей судьбе овчарки.
Судьба эта пока не определилась, но определится, в этом можно не сомневаться, зная о прежних делах Галины и её единомышленников, соратников по оказанию помощи бедствующим животным.
Сегодня Галина продолжает ремонт, устраняя последствия прошлогоднего обстрела, на дверях дворовых построек ещё видны следы многочисленных пробоин. Но хозяйство она восстановила. В приусадебном саду-огороде порядок, море цветов.
В доме у Галины, где по всем комнатам спокойно разгуливают собаки вперемежку с кошками, поразила чистота, обязывающая разуться, и полное отсутствие каких-нибудь нехороших запахов.
Как это ей удаётся?! Не знаю…
Как помочь
Работы у Галины Савченко только прибавляется. В Рыльск прибегают собаки из приграничных районов, да и своих «беспризорников» в городе хватает.
На собак женщина тратит личные деньги.
Много средств уходит на прививки и стерилизацию. Стерилизация одной собаки, в зависимости от веса, стоит в госветлечебнице 4 – 7 тысяч.
Галина ежедневно варит 40 - 45 литров корма. А ещё она кормит собак и заботится о них в нескольких точках города, в том числе на полигоне ТБО.
Женщине помогают сын и волонтёры. Но всего этого, конечно, не хватает, чтобы содержать 46 собак и несколько кошек.
Для животных нужны корм, консервы, детские пелёнки (Галине на собак требуется по 6 упаковок в неделю), простыни, средства обработки от клещей, блох, большие кастрюли и многое другое.
Если вы можете помочь приюту Галины или хотите забрать собаку или кошку, обращайтесь по её телефону. Галина говорит, что лучше писать в мессенджеры или слать СМС. Дозвониться в Рыльск из-за проблем со связью бывает непросто.
Тел.: 8 920 725 88 68.
Теги: #Курск, #Курская область, #новости Курска, #новости онлайнПопулярное в тему:
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен, Яндекс новости, Google новости
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
