Триумфальные арки России

29 июля 2025 в 16:43
Победные сооружения, которые дадут фору самому известному парижскому


Первая триумфальная арка появилась в Древнем Риме. Этот символ победы возвели в 312 году до нашей эры, после победы Константина Великого над Максенцием в битве у Мильвийского моста. Разумеется, это была не последняя выигранная битва на земле, и позже подобные сооружения стали появляться в разных городах мира. Но почему-то днём рождения триумфальной арки как строительного сооружения принято считать 29 июля. В этот день в 1836 году в Париже состоялось торжественное открытие Триумфальной арки, строительство которой было начато ещё при императоре Наполеоне I. Давайте вспомним не менее грандиозные парадные въезды в города России, некоторые из которых куда древнее французского.

 

Золотые ворота во Владимире

Золотые ворота во Владимире – самые древние на территории России. Их построили в 1164 году по указу владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского, сына киевского князя Юрия Долгорукого. Тогда они были частью валов, опоясывавших город. Золотые ворота были парадными: они вели в княжеские кварталы. Именно князь Андрей построил во Владимире новую крепость, которая была в окружности более 7 км и превосходила размером Новгородскую (6100 м) и Киевскую крепости (4600 м).

Сейчас о крепости напоминает Козлов вал около ворот. Этот участок земли, который примыкал к южной стене сооружения, в XIII веке выкупил купец Козлов. Высота Козлова вала на сегодняшний день составляет около 6 м. Горожане считают его историческим памятником, имеющим не меньшее значение, чем ворота.

В центре ворот находится 14-метровая арка. После постройки в ней располагались мощные дубовые створы, покрытые золочёными медными листами. Именно за их жёлтый блеск ворота назвали Золотыми. Над этими створами помещался боевой настил, то есть оборону Золотых ворот можно было вести на двух уровнях: с настила над створами и с боевой площадки наверху башни, где в древности была открытая галерея, ограждённая зубчатым парапетом.

Интересно, что сразу после постройки эти створы упали. Об этом повествует «Сказание о чудесах иконы Владимирской Богоматери»: «Бе бо не суха известь во вратех, абие же внезапу истергшися от стен врата и падоша на люди... и взяша врата, и видеша сущих под враты живых и здоровых».

По легенде, спасла людей от неминуемой гибели не прекратившаяся церемония освящения церкви и мольба князя к Богородице.

Золотые ворота – свидетель многих важных городских событий прошлого. В 1177 году владимирцы здесь присягали Всеволоду Юрьевичу Большое Гнездо. В феврале 1238 году Золотые ворота выдержали штурм татарских орд. Именно во времена монголо-татар горожане, не желая, чтобы ценные реликвии достались захватническим войскам, сняли и спрятали двери, которые до сих пор никто не смог найти. Есть версия, что горожане утопили их в Клязьме.

По слухам, в 1970-х годах японцы предложили руководству СССР расширить русло Клязьмы и очистить дно от мусора, но в качестве вознаграждения просили разрешения забрать всё найденное. Не исключено, что японцы хотели найти именно утерянную реликвию. Однако проект так и не воплотили в жизнь.

Сегодня от ворот осталась проездная арка с боковыми пилонами и часть боевой площадки. Остальные архитектурные элементы были пристроены позже: ворота несколько раз реконструировали. В конце XVIII века заново возвели арочные своды и укрепили всю конструкцию. В 1810 году построили новую надвратную церковь. В настоящее время Золотые ворота – часть Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

 

Красные ворота в Москве

На месте Красных ворот трижды возводили деревянные арки: по случаю победы в Северной войне (1709 год), в честь коронации Екатерины I (1724 год) и Елизаветы I (1742 год). Каменные Красные ворота построили в 1753 году по проекту Дмитрия Ухтомского. Они копировали екатерининский образец – типично барочный, украшенный скульптурными рельефами и росписью. Завершала композицию бронзовая скульптура трубящего ангела.

В XIX веке, чтобы ворота оправдывали своё название, их выкрасили в красный цвет, но в 1926 году арку снова побелили. Тогда в столице даже появилось четверостишие: «Была белая Москва, / Были красные ворота, / Стала красная Москва, / Стали белыми ворота». Именно красными они и встретили революцию. Но в 1926 году они были отреставрированы, побелены и практически тут же снесены по постановлению Моссовета «ввиду узости места для проезда транспорта». Тогда же была снесена и стоящая поблизости церковь Трёх святителей.

Правда, снести ворота пытались и в XIX веке. Так, известно, что в 1860-е годы «Комиссия о пользах и нуждах общественных» при Московской городской Думе тайно продала ворота на слом почтамтскому чиновнику Миляеву за 1500 рублей, но как только об этом стало известно, продажа была запрещена. Комиссия в 1873 году ещё раз попыталась поднять вопрос о сломе, но Дума вновь отвергла это предложение. Больше на ворота не покушались.

Но не только Красными воротами памятна нынешняя площадь. В ночь с 2 на 3 октября (с 14 на 15 по новому стилю) 1814 года в несохранившемся доме генерал-майора Толя у Красных ворот родился Михаил Лермонтов.

На приезде в Москву ещё в августе 1814 года настояла бабушка Михаила Лермонтова – Елизавета Алексеевна Арсеньева, т. к. очень беспокоилась о здоровье дочери Марии Михайловны. Крещён младенец был в церкви Трёх святителей у Красных ворот. Считается, что семья Лермонтовых перезимовала в Москве, а в апреле 1815 года переселилась в имение Арсеньевой – село Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии.

Дом, где родился поэт, снесли в самом конце 1930-х со словами «есть у нас люди и познаменитее Лермонтова». Мемориальная доска, установленная к столетию со дня рождения поэта, теперь хранится в доме-музее Лермонтова. В 1964 году на ближайшей высотке появилась новая мемориальная доска, отмечающая теперь уже только место, а в 1965 году в сквере установили памятник поэту (тот самый, про который Косой из фильма «Джентльмены удачи» произносит бессмертное: «Кто ж его посадит? Он же памятник!») работы скульптора Исаака Бродского.

В 1927 году в Москве расширяли Садовое кольцо, а Красные ворота стояли на пути транспортной артерии. По этой причине их снесли. Сегодня фрагменты ворот хранятся в нескольких музеях. В Историческом музее можно увидеть ангела с верхней части арки, в музее архитектуры имени Щусева – фигурки херувимов, а в музее-заповеднике «Коломенское» – элементы кладки большой и малой арок.

В 1933 – 1934 годах архитектор Иван Фомин, проектируя станцию метро «Красные ворота», воплотил воспоминания об арке, наземный вестибюль также напоминает об утраченном.

 

Арка Новой Голландии

Дельта Невы, где расположен Санкт-Петербург, представляет собой множество островов, разделённых протоками, впадающими в Большую Неву речками и искусственными каналами. Поэтому сколько на территории города островов, сказать сложно. Лет 150 назад их было более сотни, а сейчас, по разным данным, насчитывается от 33 до 42.

Наряду с естественными островами имелись и искусственные, образовавшиеся после прокладки каналов. В настоящее время единственный рукотворный остров – Новая Голландия считается одним из самых загадочных мест в Петербурге.

В процессе прокладки Крюкова канала образовался треугольный кусок суши, на который в 20-х годах XVIII века были перенесены склады Адмиралтейства. Петру I это место напоминало Голландию, и рукотворный остров получил соответствующее название. Первоначально здесь располагались не только склады и мастерские, но и место отдыха государя. По его приказу в центре острова выкопали пруд и построили небольшой деревянный «дворец» – «Голландский домик», вокруг которого посадили плодовые деревья.

Долгое время попасть внутрь острова можно было только по водным магистралям, и простых обывателей туда не пускали. Среди архитектурных сооружений Новой Голландии особое внимание привлекает величественная арка, проект которой создал архитектор Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот. Арка высотой 23 метра перекинута через Ново-Голландский канал и обрамляет вход на остров со стороны Мойки. Строилась арка для практических целей: она подпирала стены складов, где хранились брёвна, и сдерживала давление, возникающее от их веса. Выполнено сооружение из гранита и красного кирпича. Его монументальность подчёркнута тонкими рельефными архитектурными деталями. Необычное сочетание и гигантские серые колонны создают впечатление средневекового замка. Глядя на арку, сложно поверить, что за ней вход в обычные армейские склады.

В начале XIX века здесь возвели тюрьму для военных моряков. Позднее оборудовали лабораторию по производству бездымного пороха и опытовый бассейн. В 1900 году в бассейне проводили испытания первой российской подводной лодки.

В 1915 году на Новой Голландии смонтировали радиостанцию, которую использовали большевики во время Октябрьской революции. В 30-х годах прошлого века на базе опытового бассейна был создан научно-исследовательский институт военного кораблестроения, где разрабатывали и испытывали сторожевые корабли и подводные лодки. Во время Второй мировой войны остров обстреливали. Большинство зданий было повреждено или разрушено, в том числе бассейн и радиостанция. После войны на территории располагались склады военно морского флота.

В 2010 году началось возрождение Новой Голландии. Сейчас это уникальный культурный парк, где любят отдыхать жители и гости города.

 

Нарвские ворота в Санкт-Петербурге

В 1814 году русские войска возвращалась из европейской военной кампании, французская армия была разбита, Наполеон подписал отречение. Санкт-Петербургу – российской столице нужно было торжественно встретить победителей. И буквально за месяц по проекту архитектора Джакомо Кваренги были возведены Нарвские триумфальные ворота. Строили их из дерева и алебастра. В 1814 году русские войска проходили под этой аркой 4 раза: 30 июля, 8 сентября, 18 и 25 октября.

Но построенное в кратчайшие сроки сооружение быстро пришло в негодность. Генерал-губернатор Санкт-Петербурга, участник Отечественной войны Михаил Милорадович выступил за реконструкцию арки. Но император Николай I решил построить новые каменные ворота несколько южнее прежнего места, на берегу реки Таракановка. И 26 августа 1827 года, в 15-ю годовщину Бородинской битвы, был заложен первый камень в новые ворота.

Их возводили 7 лет, и 17 августа 1834 года на новом месте в присутствии императорской семьи состоялось торжественное открытие арки, построенной по проекту Василия Стасова. Архитектор сохранил замысел предшественника, но выполнил триумфальные ворота из кирпича, облицованного медью. Тема победы прослеживается во всём декоративном убранстве сооружения.

В нишах установлены фигуры русских витязей в кольчугах и шлемах. По фризу расположены рельефы, изображающие знамёна и победные трубы. Накладные золочёные надписи на аттике и по бокам арки рассказывают о местах победоносных сражений русской армии. Венчает памятник колесница с фигурой Ники (Победы), запряжённой шестёркой коней.

Высота памятника составляет 30 метров, ширина – 28 метров. Аттик с гениями Славы поддерживают 12 колонн. В нишах древнерусские витязи протягивают воинам лавровые венки. Авторами скульптур стали Степан Пименов, Иван Леппе, Василий Демут-Малиновский и Пётр Клодт. Колесница Нарвских триумфальных ворот стала первым большим заказом Петра Клодта. Над ней он трудился вместе с уже признанными мастерами. Серьёзным отступлением от классических изображений колесницы было то, что кони Клодта стремительно несутся вперёд, вставая на дыбы, наполняя композицию энергией и грацией. После выполнения этой работы Пётр Карлович Клодт получил всемирную известность и покровительство Николая I.

В 1888 году в помещение ворот была передана часть архива городской Думы. Во время Февральской революции 1917 года рабочие и солдаты подожгли памятник, архив сгорел дотла, повреждения получили бронзовые украшения. В 1924 году началась новая реставрация, значительная часть которой была проведена в 1932 году. Затем её прервала Великая Отечественная война.

Под аркой Триумфальных ворот солдаты Ленинградского гарнизона отправлялись на фронт. У ворот были возведены противотанковые укрепления. В годы Великой Отечественной войны памятник сильно пострадал от обстрелов и бомбёжек. Сооружение насчитывало свыше двух тысяч пробоин, были отбиты детали скульптур и декора, разрушен карниз. Однако это не помешало в 1944 году пройти через Триумфальные ворота героическим войскам Красной армии, снявшим блокаду города Ленинграда.

Одну из первых реставраций арки провели в 1949 – 1951 годах. С января по осень 1951 года специалисты воссоздавали утраченные детали медных скульптур и орнаментов. Были выправлены вмятины, восстановлено наружное листовое покрытие, устранены отверстия и вздутия гранитной облицовки цоколя, вызванные взрывами.

В это же время заменили ступени крыльца. Эксперты очистили и восстановили их «патиновую» окраску, воссоздали дизайн и каркас аттика и ордер. Также были позолочены буквы памятных надписей, закрашенных в 1932 году. Реставрация 1949 года осуществлялась по проекту архитектора Ирины Бенуа. За 3 года мастера не только преобразили внешний вид арки, но и заменили кровлю и чугунные лестницы. По сохранившимся рисунками они воссоздали пострадавшие во время войны декоративные фрагменты скульптур: сделали ремонт колесницы, части статуи богини Победы, лошадей и оружия. Позже арку ещё не раз будут реставрировать. Сегодня в Нарвских воротах находится филиал музея городской скульптуры.

 

Триумфальная арка в Москве

Эта арка, тогда ещё деревянная, была заложена в 1814 году у Тверской заставы. Её возвели для торжественной встречи солдат русской армии, возвращавшихся с победой из Парижа. В 1826 году Николай I повелел заменить обветшавшую арку на новую, каменную. Из-за перепланировки площади, а потом из-за нехватки средств стройка затянулась. И только в 1834 году новые Триумфальные ворота, сделанные по проекту известного русского архитектора Осипа Бове, были закончены.

Сооружение получилось величественным: белокаменная арка в римском стиле, пилоны которой дополняют шесть пар 12-метровых чугунных колонн, украшена фигурами солдат в античных доспехах и богини победы, барельефами «Изгнание французов» и «Освобожденная Москва» (их выполнили скульпторы Иван Витали и Иван Тимофеев), изображающими сражения, а венчает её величавая колесница Славы, запряжённая шестью лошадьми, которой управляет крылатая богиня победы Ника.

Арка простояла на своём месте 102 года, знаменуя собой военную силу страны и увековечивая её победу. В 1899 году под ней даже прошёл первый московский электрический трамвай. Но в 1936 году московские власти задумали масштабную перепланировку площади, Триумфальную арку разобрали, при этом предварительно тщательно обмерили её, сделали чертежи, зарисовки и фотографии – её планировали снова установить на прежнем месте после реконструкции. Декор и части разобранной арки поместили на хранение в музей архитектуры, который располагался тогда на территории Донского монастыря.

Но вернуться на прежнее место Триумфальным воротам было не суждено. Арка так и осталась разобранной на части, которые и сейчас можно увидеть на территории монастыря. А чугунные колонны до самой войны лежали на Миусской площади, пока их все, кроме одной, не переплавили на военные нужды.

В 1965 году Совет Министров СССР постановил, учитывая «большую художественную ценность и общественно-историческое значение» Триумфальной арки, восстановить её. В 1966 – 1968 годах коллектив архитекторов-реставраторов под руководством Владимира Либсона по тем самым чертежам и изображениям построил копию московских Триумфальных ворот уже на новом месте – на Кутузовском проспекте, недалеко от Музея-панорамы «Бородинская битва». Сохранившиеся детали декора и скульптуры использованы не были, их все сделали заново на Мытищинском заводе. А утраченные колонны по образцу единственной уцелевшей изготовил «Станколит».

В 2012 году, к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года, Триумфальную арку отреставрировали: обновили облицовку, расчистили каменные стены и металлические скульптуры. Тогда же установили художественную подсветку.

 

Алена Мартынова

Теги: #Курск, #Курская область, #новости Курска, #новости онлайн

Популярное в тему:

Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен, Яндекс новости, Google новости


Оставьте комментарий

Поделитесь своим впечатлением о новости.

Текст комментария
Ваше имя
Введите капчу *
2cacc536d8da4fc8e82f12ed19faee08

Подтверждаю согласие на обработку персональных данных и ознакомлен (а) с политикой их обработки



Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Обратите внимание

Актуальные новости


>
Последние комментарии
Вернуться наверх