Курские мастерицы создают праздничные съедобные шедевры
01 января 2025 в 17:05
Новогодние каникулы – это не только фейерверки, подарки и ёлка, но и настоящее испытание для тех, кто хочет удивить гостей. Если вы любите дарить не просто подарки, а произведения искусства, вам точно стоит вдохновиться работами курских рукодельниц. Кто-то создает из пряников вкусный зимний пейзаж, а кто-то превращает обычный зефир в настоящие съедобные шедевры.
Пряничные снежинки
Галине Ефимовой 36 лет. Она работала графическим дизайнером, а три года назад познакомилась с росписью пряников.
– Я увидела афишу курсов по росписи пряника. Меня это заинтересовало, потому что я люблю рисовать. Вся моя профессиональная деятельность была связана с творчеством. К тому же я очень люблю выпечку. Это наша семейная традиция. Мы всегда пекли десерты на все праздники, и к Новому году, и к Пасхе, и к дню рождения. Я приобрела курс и стала изучать. Меня это увлекло, – рассказывает курянка.
Свой первый пряничек мастерица просто залила глазурью, пустив по краю небольшой узор. А вот из сложных форм первым стал маленький сказочный пряничный домик. Семья с удовольствием съела эти невероятные инсталляции. Потом мастерица повторила эту работу на день рождения своей мамы.
Через три месяца после мастер-класса Галина узнала о международном конкурсе пряничного мастерства в Санкт- Петербурге. Мастерица не испугалась, что была новичком, и сделала проект, на который обратили внимание. Люди спрашивали, можно ли заказать что-то подобное. Тогда она и стала брать заказы. Теперь уже это её основная работа.
Все пряники Галины вырезные, а не печатные. То есть мастерица сначала выпекает пласт из медового или козульного теста, которое готовится на жжёном сахаре, а уже из него вырезает нужную форму. Курянка собрала уже большую папку шаблонов по собственным эскизам, по которым вырезает пряники. Галина признаётся, что может нарисовать себе любую конфигурацию.

В коллекции мастерицы есть масса пряников с курской символикой, это и курский соловей, и изображение Знаменского собора, Коренной пустыни, Мемориала в Понырях и даже здание медицинского университета. А ещё рукодельнице очень близка тема народных промыслов и традиций. Галина защитила диссертацию на тему Кожлянской игрушки и прибегала к этой теме не раз, украшая свои пряники.
Создание пряничных композиций требует терпения. И дело не только в искусной росписи, которая требует твёрдой руки и усидчивости. То же козульное тесто должно вызреть в течении суток, прежде чем его пустить в работу. Тут важно выждать, когда краски и глазурь засохнут, чтобы нанести очередной слой и не смешать цвета.
– Только кажется, что пряник – это просто. Дольше всего делается пряник, где нужно создавать многоярусную заливку и роспись. То есть после того, как пряник испёкся, нужно его остудить, затем залить глазурью, при этом соседние части рисунка не должны стыковаться, чтобы был рельеф и не сливались цвета. Как, например, на прянике со Знаменским собором, – раскрывает секреты Галина.
Кстати, Галина участвовала в конкурсах уже не раз. Например, в 2022 году её работа «Курский соловей» получила приз в номинации «Реалистичность». Эта работа была сделана только из пряника и глазури. А самый сложный пряник, который делала мастерица – карта Курской области с достопримечательностями каждого района. Его она тоже готовила на конкурс.
– В 2023 году я отправилась на международный конкурс «Мир пряника», который проходил в Санкт-Петербурге. Для него я создавала из пряника традиционный курский головной убор южных уездов. Это повязка, в которую вставлялись цветы, а спереди прикреплялся бант из лент с брошью. Для этой работы я специально чертила и вырезала прозрачную акриловую подставку. Делала это для того, чтобы человек мог подойти и сфотографироваться в нём. Люди подставляли голову и создавался эффект, будто повязка на тебя надета. Я получила диплом победителя. У меня «бронза» в номинации «Фотозона». А вторая моя работа, та самая карта Курской области, получила диплом участника, – поясняет курянка.
В этом году Галина не участвовала в конкурсах, но очень хочет попасть туда в следующем году. Мастерица признаётся, что участвует там не ради бумажки – диплома, а для того, чтобы прыгнуть чуть выше. Для неё это рост мастерства. Сейчас у неё уже рождаются идеи для нового проекта.
Курянка обязательно используют в своих работах темы праздников. Особенным колоритом отличается зимняя коллекция.
– Искрящийся снег, снежинки, ёлочки, уютные свитеры, пледы, сочетания красного, зелёного, золотого. Это всё очень вдохновляет на создание красивых и вкусных шедевров. У меня, например, есть пряник с зимним пейзажем, где по глазури идёт роспись. Я действительно испытываю удовольствие, создавая такую красоту, – говорит рукодельница.
Зефирные цветы и ёлочки

Софии 39 лет. Родилась и выросла мастерица в Новосибирске, но уже почти 10 лет живёт в Курске, муж родом отсюда. Увлечение зефиром началось очень неожиданно.
– В 2020 году у нас в семье родился поздний, но очень долгожданный сынок. Тогда я поняла, что после декретного отпуска не хочу выходить на работу, а хочу больше времени проводить с семьёй. Начала думать, чем бы мне хотелось заниматься, чтобы это занятие приносило не только удовольствие, но и заработок. И вот однажды на просторах интернета я увидела видео, в которых мастерица показывала процесс приготовления зефирной массы и создания из неё цветов. Для меня это было что-то волшебное, невероятное, но очень манящее. Влюбилась с первого взгляда, – вспоминает София.

Мастерица училась на своих ошибках. Примерно 1,5 – 2 месяца у Софии были каждодневные тренировки, прежде чем она поняла, что может показать свои цветы и ей не будет стыдно. После этого рукодельница ушла с работы учителя, оформила самозанятость и стала создавать зефирные шедевры в своё удовольствие. Сейчас это её основной вид деятельности.
Первыми работами Софии стали тюльпаны. По признанию мастерицы, те работы мало были похожи на цветы.
– Это, скорее, были зефирные «кракозябры». Но это не страшно, потому что все зефирные изделия, которые получают статус «некондиция», идут на съедение семье и родственникам, – рассказывает София.

Главные инструменты на кухне мастерицы – это миксер для приготовления массы и кондитерские насадки для создания самих цветов. Наша героиня не использует готовые формы – молды, а каждый цветочек делает вручную с использованием насадок. Коллекция этих насадок периодически пополняется. Но все инструменты должны быть обязательно под рукой, ведь зефирная масса стабилизируется довольно быстро и нужно успеть придать ей нужную форму.
– В среднем на создание одного букета или коробочки цветов у меня уходит от двух и более часов в зависимости от размера конечной композиции. Со временем, чем чаще делаешь, тем меньше времени тратишь на композицию. Постоянная практика помогает набивать руку и времени на создание цветочка расходуется меньше, чем 3– 4 месяца назад. Самый трудный для меня цветок – хризантема. Для него всегда требуется больше времени, – призналась мастерица.
Зефир Софии готовится только на фруктово-ягодном пюре, без добавления сока, варенья, джема и т. д. Цветочные букеты, корзины и коробочки мастерица делает только из зефира на яблочном пюре. А всё потому, что только на яблочном пюре получается белоснежный зефир, который в процессе можно окрасить в нужный тон. А ещё зефирная масса на яблочном пюре самая послушная для создания цветов.
– Зефирные завитки, зефиросэндвичи, торты делаю на яблочном, клубничном, малиновом, черносмородиновом, вишнёвом, облепиховом, абрикосовом, ананасовом, мятном, кофейном и так далее. Ассортимент очень большой и довольно часто пополняется новыми интересными вкусами, – рассказала София.


