События епархии. В день памяти святителя Луки Крымского.
18 июня 2024 в 12:1811 июня 2024 года, в день памяти святителя Луки исповедника, архиепископа Симферопольского (1961), входящего в Собор Курских святых, в Знаменском кафедральном соборе города Курска Божественную литургию совершил иеромонах Афанасий (Зимин), епархиальный древлехранитель, заместитель председателя историко-архивного отдела Курской епархии в сослужении диакона Василия Дудина.
По окончании Литургии состоялся молебен святителю Луке исповеднику, архиепископу Симферопольскому. Отец Афанасий произнёс проповедь, в которой рассказал о жизни святого, отметив, что достаточно короткий промежуток времени (с 1905 по 1908 гг.) его жизни и медицинской деятельности в Курской губернии в качестве земского врача был очень насыщенным. В это время будущий архиепископ состоялся как врач и хирург, провёл уникальные операции по новаторской методике, сделал ряд важных публикаций в престижных научных журналах. Здесь, в Курской губернии, земский доктор впервые стал отцом, снискал любовь и уважение многочисленных пациентов и одновременно вызвал недовольство своей профессиональной деятельностью у местных чиновников.
В Курской епархии бережно хранится память о святителе Луке. На территории медико-санитарной части №125 Федерального медико-биологического агентства г. Курчатова построен и освящён храм в честь святого. В д. Муравлёво Курского района возводится новый храм во имя святителя Луки.
В Курском государственном медуниверситете ежегодно в преддверии дня памяти святого проводится масштабная международная научно-практическая конференция «От фундаментальных знаний к «тонкому владению скальпелем», посвящённая памяти профессора Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого (святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского). На территории медуниверситета на площади перед анатомическим театром установлен памятник святителю Луке. Памятник в виде скульптурного бюста установлен в рамках патриотического проекта «Аллея Российской славы», созданного для приобщения будущих поколений к истории своего Отечества.
На базе Курского государственного университете создан Научно-исследовательский центр изучения наследия и издания трудов архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). За прошедшие годы была проделана большая работа по сбору материалов святителя Луки, на уже собрано более пяти тысяч страниц материалов, в Издательском доме «Познание» издана двухтомная книга архиепископа Луки «Проповеди тамбовского периода».
По материалам пресс-службы Курской епархии
Восстановим храм миром!
В селе Средние Апочки Горшеченского района 7 мая ураган снёс крышу старинного храма в честь великомученика Димитрия Солунского. Было повреждено более 50 процентов кровли. Восстановление началось буквально на следующий день, едва стихия утихомирилась. Однако выяснилось, что менять придётся всю кровлю, и не только. Старинный храм давно требовал ремонта, однако маленький сельский приход его не тянул – делали самое необходимое. Помогают в восстановлении и участвуют в сборе средств жители не только района, но и других регионов.
Настоятель Куньевского и Среднеапоченского храмов отец Владимир Русин постоянно отчитывается о ходе работ на своей страничке во «ВК» с присущим ему чувством юмора и верой в то, что Господь не оставит многострадальный храм, переживший революции и войны, но «заплакавший» в годы безвременья и равнодушия осыпающимся кирпичом и штукатуркой.
Вот пара его постов: «После урагана крыша возвращается на храм. Не так быстро, как хотелось бы. Приходится хотеть помедленнее. Вчера мужики отдыхали. Устали. Надеюсь, сегодня продолжим».
«Новый строительный сезон начался, благодаря урагану и всем вам, оказавшим поддержку. После крыши надеемся с Божией помощью завершить внутри штукатурку и покраску первой части храма. А вот внешний вид вызывает тревогу. Стены продолжают разрушаться. До сих пор не встретил я человека, знающего, что такое вычинка кирпича. И самое главное, умеющего и желающего это делать».
Каждый из нас может помочь старинному храму хотя бы малой лептой. Пожертвования можно перечислить на карту, привязанную к телефону 8-915-567- 27-31 на имя Владимира Р.
Реквизиты для пожертвований
Наименование: МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД ПОКРОВСКОГО ХРАМА С. КУНЬЕ ГОРШЕЧЕНСКОГО Р-НА КУРСКОЙ ОБЛ. КУРСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)
ИНН: 4604002287, КПП: 460401001
ОГРН: 1034690006350
Расчётный счёт: 40703810107070103448
Банк: БЕЛГОРОДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №8592
ПАО СБЕРБАНК
БИК банка: 041403633
Корсчёт банка: 30101810100000000633
ИНН банка: 7707083893,
КПП банка: 312302001
Год семьи
А начинается всё так красиво – с любви…
«Мы с мужем прожили вместе пару лет, пока отношения не переросли в бесконечные упрёки и раздражение. А начиналось всё так красиво – с любви… Что нужно делать, чтобы сохранить это чувство и брак?»
На вопрос отвечает настоятельница Курского Свято-Троицкого женского монастыря игуменья Сусанна (Барыкина):
– Люди часто путают любовь и чувственность. Любовь нужно растить, как цветок. Обратимся к дневниковым записям императрицы Александры Фёдоровны. Она считает одним из самых главных элементов семейной жизни отношения любви друг к другу: «Не просто любовь, а культивированная любовь в повседневной жизни семьи, выражение любви в словах и поступках. Любезность в доме не формальная, а искренняя и естественная».
Нельзя переходить ту грань, когда отношения становятся некрасивыми. Надо учиться быть требовательным к себе и снисходительным к супруге или супругу.
«Любовь не даёт право вести себя грубо по отношению к тому, кого любишь. Чем ближе отношения, тем больнее сердцу от взгляда, тона, жеста или слова, которые говорят о раздражительности или просто необдуманны», – пишет Александра Фёдоровна в своём дневнике.
И жить надо с Богом. «Каждый муж жены-христианки должен объединиться с ней в любви ко Христу. Из любви к ней он пройдёт через испытания в вере. Разделяя её жизнь, наполненную верой и молитвами, он и свою жизнь свяжет с Небом. Объединённые на земле общей верой во Христа, переплавляя свою взаимную любовь в любовь к Богу, они будут вечно соединены и на Небе», – завет, оставленный нам самой императрицей. Созидание семьи без Него невозможно, как и созидание вообще.
4 Если на будет становиться, можно не брать эту заметку
Секрет счастливого брака
«В чём секрет счастливого церковного брака? Достаточно ли для этого взаимной любви?»
На вопрос отвечает настоятель храма святых Царственных страстотерпцев г. Курска Олег Чебанов:
– Секрет любого брака, церковного или светского, прост. При соединении двух любящих сердец прежде всего нужны взаимопомощь и взаимовыручка, Неслучайно всё-таки муж и жена называются супругами, они сопряжены друг с другом, находятся в одной упряжке. Если одному тяжело, другой берёт всю ответственность на себя. Когда осознаёшь, что две души словно находятся в одном теле, брак счастливый. Ошибается тот, кто думает, что в семьях священников всегда тишь да гладь. Бывают и разногласия, но любящие люди – это не те, которые смотрят друг на друга, а которые смотрят в одном направлении. Мы с женой едины в стратегии, а тактика немножечко у каждого своя. Любовь – это жертвенность, когда готов пожертвовать своей жизнью, здоровьем, карьерой и успехом ради своего супруга или супруги.
Люди Церкви
Господом Богом живу
Немало я слышал историй из жизни русских женщин 30-х – 40-х годов рождения, живших в деревне. Как же они похожи! Военное детство, тяжёлые голодные послевоенные годы, непосильный физический труд… Но удивительно то, что при всей своей «похожести» у каждой из этих женщин своя неповторимая жизненная история. Кто-то зачерствел и озлобился, кто-то поник в житейских неурядицах, кто-то стал совсем невосприимчив к духовной жизни. Но есть люди, которые подошли к последней черте с ясным светлым взглядом и твёрдым «Верую!».
В бабе Алле при первой встрече меня особенно поразил дар рассуждения и необыкновенная ясность ума. Бывшая певчая церковного хора Николаевского храма села Зуевки, жительница села Никольское Алла Фёдоровна Гизатулина отметила 86-й день рождения. Она пережила Великую Отечественную войну, рано познала тяжёлый физический труд. Ей пришлось вынести все невзгоды и лишения сполна. При этом она много лет пела в церковном хоре. Трудиться в храм её пригласила церковная староста Анастасия Егоровна Дорохова. Сегодня по состоянию здоровья она не поёт, но храм посещает регулярно.
– Храм был всегда самой большой отрадой в моей жизни, – рассказывает баба Алла – И когда училась в школе, не боялась ходить в церковь, мне было всё равно, что обо мне скажут. Отработала в ресторане на станции Солнцево продавцом 40 лет, там тоже все знали, что я верующая. Я никогда не стыдилась, что я в храм хожу. Меня часто спрашивают: «Вот ты в церковь ходишь, а как ты живёшь?». Да я без Бога никогда ничего не делаю, даже любое дело не начинаю, пока не подойду к иконе и не помолюсь. Я очень грешная, мне без Бога, без Церкви никак нельзя, – рассказывает Алла Фёдоровна. – Пела я в хоре при Екатерине Фроловне Бурцевой, она тогда была церковным регентом. Хоть и строгая она была, а меня никогда не поправляла. На богослужения я старалась ходить в любую погоду».
В начале 90-х годов Алла Фёдоровна вместе с сестрой Юлией принимала самое активное участие в жизни прихода, в строительстве подсобного помещения на территории Николаевского храма в селе Зуевке, мыла полы в храме, сажала цветы, облагораживала территорию. Об этом она не любит рассказывать. Это она вместе с жителями села Никольское, сестрой Юлией Фёдоровной по благословению настоятеля Николаевского храма села Зуевки протоиерея Василия Жданова ходатайствовали об установке Поклонного креста перед сельским советом, на месте разрушенного храма. А там тогда была настоящая свалка. Старушки своими руками разгребали это преданное забвению святое место. Несколько машин мусора вывезли.
В свои годы баба Алла читает духовные книги, на столе рядом с ней всегда Евангелие. С этажерки смотрят лики святых, горит лампадка а, главное – это сам образ этой русской бабушки – радостный, светлый, никого не осуждающий, ни на что не ропщущий.
Сегодня человек в храме, возможно, более вежливый, образованный, сдержанный, но он не готов так жертвенно служить Церкви, как это делали наши верные бабушки. Новое поколение прихожан – уже не столь мощные воины Христовы, какими были и ещё, слава Богу, остаются наши бабушки. Я бы назвал их нашей церковной элитой, церковными труженицами.
С сожалением замечаю, что наших замечательных бабушек, наших мироносиц, настоящих защитниц веры становится всё меньше и меньше. Сегодня в храмах большинство прихожан – люди среднего возраста, много и молодых. Это искренне верующие люди, но это уже другое поколение, и оно меняет лицо Церкви.
А нашу долгую беседу в её уютном, тёплом доме Алла Фёдоровна, задумавшись, закончила словами: «Господом Богом живу, ни на кого не надеюсь. Только так». И это главная мудрость, которую она вынесла из своей нелёгкой жизни.
Сколько искренности в этих словах, и сколько таких замечательных бабушек стоит рядом с нами в храме! Приглядитесь к ним получше, нам так необходим пример их простой, глубокой, сильной веры.
Дмитрий Уколов
Православные праздники
Вселенская Троицкая родительская суббота
22 июня, накануне одного из важнейших христианских праздников – Дня Святой Троицы, или Пятидесятницы, верующие поминают всех усопших христиан. Поэтому Троицкая родительская суббота называется Вселенской (то есть всеобщей).
Традиция на Троицу молиться об умерших существует со дня установления праздника, называемого также днём рождения Церкви, членами которой являются не только живущие сейчас верующие, но и те, кто уже закончил свой земной путь. В день Пятидесятницы дело спасения мира завершилось схождением Святого Духа, Своей благодатью касающегося и живых, и мёртвых. И в Троицкие дни особенно ощущается единение всей Церкви. Считается, что чистосердечная молитва живых и благодеяния в память об умерших облегчают участь даже тех, кто оказался в аду. Об «во аде держимых» Церковь молится и в сам праздник Троицы во время особых, раз в год читаемых коленопреклонённых молитв. Возможно, именно поэтому существует заблуждение, что в Троицкую родительскую субботу можно молиться о некрещёных и самоубийцах. О тех, кто сам отделил себя от Бога своим неверием или смертным грехом, молиться можно и нужно самостоятельно, а вместе с Церковью – только за тех, кто был и остаётся её членом, пусть даже грешным и заблудшим.
Вот что о Троцкой родительской субботе говорил митрополит Питирим (Нечаев), Волоколамский и Юрьевский (+2003 г.):
– День поминовения усопших – это прежде всего открытое и явное для нас самих и для всей Церкви исповедание веры и душевных сил. Я не говорю «чувств», я не говорю «настроений», но именно душевных сил, которые созидают в нас христианский богоподобный образ души. Мы верим в Бога, верим в вечную жизнь, верим, что наша душа бессмертна и такой пребудет с Богом во веки вечные. И эта вера обретает новую силу уверенности, потому что вся наша жизнь, братья и сёстры, говорит нам о том, что мы живём с Богом. Как бы мы ни уклонялись от исполнения Его заповедей, Господь всегда с нами, над нами и блюдёт нашу жизнь, и к Нему мы пойдём по смерти. День поминовения усопших – это прежде всего исповедание нашей веры в Бога, в вечную жизнь, в неразрывное единство с нашими усопшими сродниками, со всеми людьми, кто уже прошёл путь земной жизни. Мы исповедуем в этот день и нашу надежду, потому что мы крепко надеемся и уверены в милосердии Божием. Мы надеемся, что Господь вновь соберёт нас всех в Своём Царстве – и прежде поживших, и ныне живущих, и тех, которые придут вслед за нами в этот мир, на земной жизненный путь. В день поминовения усопших мы исповедуем и нашу любовь. Чем другим, братья и сёстры, можем мы воздать наш неоплатный долг всем тем, кто жил прежде нас, кто отдал жизнь свою за свободу и мир нашего Отечества – воинам, положившим душу свою на полях сражений и в тяжких болезнях умерших после этих сражений? Чем воздадим мы тем, кто послужил нашему духовному воспитанию – нашим духовным отцам и наставникам, которые душу свою полагали за нас в молитве пред Богом о том, чтобы наше нерадивое сердце наконец исправилось? Чем воздадим мы нашим родителям, которые бессонные ночи проводили у нашей младенческой колыбели, проливали слёзы о наших проступках, которые скорбят и ныне, когда мы совершаем то, что оскорбляет величие Божие и наше христианское призвание? Чем воздадим мы множеству других людей, которых мы встречали в жизни и которые нам дарили своё душевное тепло? Чем другим мы можем выразить им свою любовь, как не молитвой, и особенно в этот день поминовения усопших? Вот потому, братья и сёстры, Церковь и напоминает всем нам наш долг пред Богом и пред людьми, который основан на церковном духовном опыте, исповедовать здесь, в этой жизни, нашу веру, нашу христианскую надежду и нашу любовь. Многообразными путями проходим мы свою жизнь, но в день поминовения усопших, с которыми, казалось бы, мы уже совершенно не связаны никакими внешними узами, в этот день мы особенно исповедуем нашу веру, надежду и любовь в молитве за всех усопших, прежде почивших праотцев, отцов, братьев и сестёр наших. И потому, братья и сёстры, с особым усердием совершая молитву о упокоении их душ в Царствии Небесном, приготовив и себе путь в блаженные селения Господни, обновим в памяти своей христианский долг быть верными Богу, иметь крепкую надежду на Бога и горячую и искреннюю любовь ко всем. И в этом проявить своё подлинное христианское призвание. И да поможет нам в этом Господь! Аминь.


