Автор идеи памятника ветерану в Курске рассказал о подробностях его создания
18 июня 2019 в 11:17
«КИ» побеседовали с ветераном и узнали, какую идею он хотел бы донести до современников и будущих поколений.
Памятнику быть
– Анатолий Павлович, как вам пришла в голову идея этого памятника?
– В прошлом году отмечалось 75-летие победы в Курской битве. Подготовка к празднованию началась в 2017 году. Я подумал: «Ну вот, скоро юбилей Победы, значение которой очень велико. Недаром ведь говорят, что под Сталинградом Гитлер проиграл сражение, а под Курском – войну. Каким образом мне как патриоту отметить этот юбилей?». Возникла идея создать памятник, посвящённый этому юбилею. Первым делом я написал заявление в Областной совет ветеранов Великой отечественной войны, чтобы меня поддержали. Затем надо было создать какую-то инициативную группу. Я обратился к тем, кто меня знает, к тем, кто под моим руководством совершали прыжки с парашютом. Среди них сейчас много бизнесменов, высокопоставленных лиц. Помогли ребята из организации «Бессмертный полк». Мы установили связь с московской студией им. М.Б. Грекова, которая занимается изготовлением памятников и специализируется на военной тематике. Приехал скульптор Алексей Чебаненко, мы с ним обсудили, как должен выглядеть этот памятник, учитывая, что в последнее время ветераны занимаются общественной работой, выступают. Мне представился такой сюжет: ветеран после какого-то выступления возвращается cо своим учеником, у которого на голове фуражка ветерана. Фигура ветерана с мальчишкой символизирует преемственность поколений, во-первых; а во-вторых, эта композиция продолжает жизнеутверждающие традиции советского и российского зодчества. Вспомните памятник воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине: у ног солдата – растоптанная свастика, а на руках девочка. Если так подумать, то этот мальчишка в нашем памятнике, по сути, внук той девочки, вот так я представил и рассказал скульптору. И эта одетая на парня фуражка ещё отсылает нас к кинофильму «Офицеры».
– Как считаете, почему в конкурсе победил именно вариант Чебаненко и Белого?
– Было представлено 11 образцов: сидящий ветеран, беседующий с девочкой, сидящий на лавочке и беседующий с внуком и другие. Но нахождение ветерана на лавочке – это ведь идёт вразрез со всей нашей жизнью! Лавочка – это убежище для престарелых. За наш проект проголосовало в пять раз больше, чем за эту лавочку.
Молитва о павших
– Памятник планируют установить на Мемориале памяти павших в годы Великой Отечественной войны. Как вы считаете, это подходящее место?
– И скульптор, и архитектор сошлись во мнении, что лучше всего поставить его там, на фоне ёлок. Я предлагал установить его перед входом в музей (Выставочный центр «Курск – Город воинской славы» – прим.ред.), но они объяснили, что лучше будет поставить его немного не доходя до памятника подводникам: там всегда много народу, детишки гуляют. Тогда мне пришла в голову мысль написать реквием, озвучить, наложить музыку, Свиридова, например, и оставить в музее, чтобы экскурсовод мог рассказать об идее, которая заложена в памятнике, и включить запись. Я думаю, что эмоциональное воздействие будет огромное. Мы это обсуждали с активистами «Бессмертного полка».
– А что с финансированием памятника?
– Мы рассчитывали на общественный сбор, но администрация области обещала нам помощь в финансировании проекта. Мне бы хотелось, чтобы оставшиеся участники войны при жизни посмотрели на памятник. Я обратился с письмом к губернатору, чтобы по возможности установить его в этом году. По проекту установка запланирована в 2020 году ко Дню Победы. Но тогда потеряется смысл моей авторской мечты о том, что памятник должен быть установлен в честь победы на Курской дуге, в августе.
Беседовал Алексей Баринов
Реквием ветерана
Если вы сердцем зрячи, закройте глаза и обратите свой взор к небу. И вы увидите, как с небесных высот на землю спускается огромное войско: без штабов, без командиров, только в мёртвой тишине шелестят боевые знамёна славы. Идут батальоны один за другим, идут, идут, и никак не могут дойти до родного дома. А у порога родного дома давным-давно усохли слёзы, пролитые в ожидании желанных гостей, смолкли рыдания безысходной печали и тоски, и последней умерла надежда. А навстречу этому огромному войску поднимается другое войско – ветеранов Великой Отечественной, ушедших из жизни после победных залпов от ранений, контузий, по состоянию здоровья и просто по возрасту. И встречаются эти два войска в местах вечного успокоения: у каменных обелисков, а чаще всего, у простых земляных солдатских могил. Там царит безмолвие, там даже ветры слагают свои крылья. И текут там две незримые реки: сколько крови в одной, столько слёз горючих в другой. Там летопись наших ратных подвигов, там наша незаживающая рана от больших потерь в войне. Там взмыл и замер навеки величественный дух нашего советского народа. Там наша вечная память.
Пройдёт время, изменится мир, забудутся прежние лица, напишутся новые книги, но никогда, повторяю, никогда, земля наша не в состоянии возродить миллионы героев, павших за нашу Родину. Им не нужно наше восхищение, не нужно наше восхваление. Им нужна наша память. Мы просто обязаны их помнить. Будем помнить войну прошедшую – не будет войны будущей.


